Выделяют 7 симптомов кризиса.




Родительское собрание

«Как справиться с кризисом семи лет»

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием возрастного кризиса — кризиса 7 лет.

Развитие ребёнка происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных периодов, которые поочередно сменяют друг друга.

Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания и возникает кризис.

Ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детской наивности и непосредственности. Дети перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Ребёнок этого возраста начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.

Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок “выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье. Поэтому давайте ребёнку обязанности по дому (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно.

 

Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдались при кризисе трех лет. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута.

В семилетнем возрасте ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Выделяют 7 симптомов кризиса.

Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым, потому что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом, потому что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Ребенок семи лет стоит на пороге большого и трудного пути – школьного обучения. В связи с этим новые роли, новая ответственность – все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские плечи. Для него большую роль начинают играть оценки – это не только цифры в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать его неуспешность как личности.

В этот период ребёнок становится крайне уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим ребёнком.

Как будет протекать кризис, зависит от особенностей ребёнка, но и от взрослого зависит немало. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребёнка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т.д., а также где ребёнку время от времени предоставляют возможность выбора. Например, «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зелёную или красную?».

Именно вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения малыша в новый пока незнакомый ему большой мир, преодолев вместе трудный кризис семи лет. И от вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя, как успешного, полноценного и уверенного человека. Помните, что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваш ребёнок станет на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень важно, чтобы ребёнок мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и поддержку.

Рекомендации

«Как справиться с кризисом семи лет»

Ø Прежде всего, нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни;

Ø Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обусловлены, и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности;

Ø Измените своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять;

Ø Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий;

Ø Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно;

Ø Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

Ø Отвечайте на вопросы ребенка. Не сравнивайте его с другими.

Ø Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

Ø Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Ø Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))

Ø Выражайте уверенность в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получится…»)

Ø Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

Ø Во время занятий рекомендуется делать больше пауз – музыкальных, физкультурных. Упрекать детей за неуспех не надо, наоборот, надо их чаще хвалить, но за конкретный результат.

Ø Используйте каждый день тихие беседы перед сном, вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: