Дискуссионные формы работы




Как придумать отрядное мероприятие?

Отрядные мероприятия можно условно разделить на виды: твор­ческие, спортивные, интеллектуальные, трудовые, аналитические (огоньки, анализ дня). У каждого мероприятия должна быть какая-то цель: одно должно воспитывать художественный или музыкаль­ный вкус, другое - развивать навыки быстро перемещаться или ориентироваться по карте, третье - развивать интеллектуальные способности.

Лучше всего мероприятия, проводимые за день, посвящать какой-либо теме. Участвовать в те­матическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обыч­ные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, праздновании которых и будет посвящен весь день. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие. Например, для Дня космонавта это могут быть: пла­неты, звезды, ракеты, космичес-кие корабли, летающие тарелки, карты звездного неба, скафандры и т. д.

Нестандартные решения всегда очень ценятся. Тематический день лучше разбить на две части (время после завтрака и после обеда). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры, например игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т. д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к ней.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с ис­пользованиемсоставленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в День космонавта команды от станции к станции будут перемещаться на ракете или летающей тарелке) и детальную разработку каждой стан­ции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Стыковка»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-космонавтам скафандры, а детям-морякам – фуражки-матроски.

Но придумать отрядное мероприятие еще не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Мероприятие надо еще и хорошо провести.

 

Алгоритмы наиболее распространённых дел

 

Игра по станциям

Игра по станциям отличается своей универсальностью. Ее облик можно совершенно изменить, изменив тему и форму подачи. Чтобы эта игра прошла удачно, нужно определить основные пункты ее проведения: цель, тема, место, материалы, способы осуществления, время.

Цель: развлечь, научить, создать настроение, заставить заду­маться, успокоить.

Место: должно соответствовать теме и цели.

Время. Сам вожатый не участвует в игре, он лишь организует детей. Должен быть план передвижений групп по времени. Этот план надо обязательно соблюдать, иначе нарушится движение всех. Если станции далеко друг от друга, нужно продумать, чем заняться на пути.

Телевизионный пример: «Ключи от форта Баярд».

1. Сюжетный ввод.

2. Передвижение по станциям либо одновременно по «Вертуш­ке», либо по очереди через интервал.

3. Оформление каждой станции, старта и финиша.

4. Число станций не менее числа отрядов.

5. Задания должны быть такие, чтобы время их выполнения не превы-шало 5-10 минут.

6. Время между станциями – 3 – 5 минут.

7. Общее время игры, включая ввод и подведение итогов - 1 час.

8. Подведение итогов и награждение — обязательно.

9. Маршрутные листы или поводыри из ребят, а также хронометрист для строгого соблюдения графика.

10.Единая система оценок на всех этапах.

Дискуссионные формы работы

Телевизионный пример: «Тема», «Моя семья».

Формы: дискуссии, проблемные столы, диспуты.

1. По построению - ведущий против зала или между различны­ми мнениями. Первый вариант более жесткий и требует от ведущего максимальной концентрации. Открытая конфронта­ция - дискуссия, только два противоположных мнения.

2. Задание проблемы (явно или опосредованно через фильм, книгу, обыгранный сюжет).

3. Мнение сторон и аргументы (различные свидетельства, чем-то напоминает суд, где есть судьи, адвокаты и т. д.). В случае проблемных столов - обсуждение в группах и представление результата группового и затем общего решения.

4. Подведение итогов.

5. При необходимости для снятия излишнего накала страстей - музыкальные паузы, гости и т. д.

6. Число обсуждаемых проблем не более трех.

7. Продолжительность 1-1,5 часа.

Тематическая беседа

1. Заранее известная тема.

2. Готовится совместной группой из вожатого и детей.

3. Красивый ввод (как правило - песня, легенда, рассказ).

4. Обмен мнений в максимально доброжелательной форме и по желанию.

5. Продолжительность не более одного часа.

6. В конце необходима «акция» (изложение, рисунок, поделки и т. д.) обо всем услышанном.

Конкурсные программы

Телевизионный пример: «Поле чудес», «Зов джунглей», «Самый умный».

1. Подготовка (красивое оформление, сюрпризы и т. д.)

2. Предварительные игры с залом.

3. Организационные моменты (объяснение правил, представле­ние участников и жюри, почетных гостей и т. д.).

4. Число конкурсов не менее 3 + финал, но не более 6—8.

5. Не должно быть пауз. Они заполняются музы­кой, песнями, играми.

6. Общая продолжительность -1,5 часа, не более.

7. Особое внимание на сильный ввод и сильный финал.

Отрядные мероприятия

«МЕЧТА»

Цель: развитие воображения и дружественного общения.

Форма: круговой рассказ.

Ребятам предлагается помечтать. Пусть каждый из присутству­ющих расскажет, по возможности откровенно, о своем представ­лении об идеале в некоторой области. Темы могут быть в таком стиле:

- Как бы я потратил 1 000 000 $?

- Как я представляю себе рай?

- Какой бы я хотел иметь дом?

- Что бы я сделал, если бы был всемогущим?

- Что бы я сделал, если бы был главой государства?

«ГНОМЫ»

Цель: создание доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Время: от одного до трех дней.

Начало игры: каждый пишет свое имя и фамилию на листочке, сворачивает в трубочку и опускает в шляпу. В игре обязательно должны участвовать и вожатые, чтобы подхлестывать фантазию ребят. Они могут играть в своем кругу или с детьми вместе.

После того как шляпа наполнилась, записки в ней перемешива­ют, и каждый достает себе из нее записку. Человек, имя которого написано в записке, становится великаном для того, кто ее вытянул. А он для него становится добрым гномом.

Гном должен в течение игры делать своему великану добрые сюрпризы, но так, чтобы тот не мог догадаться о том, кто он.

Игра идет параллельно с другими мероприятиями, но о ней надо помнить и рассказывать всему лагерю о самых забавных проделках гномов (ну, например, порядок навели в комнате великана, букет цветов через третьих лиц передали и т. д.).

В конце игры устраивается бал, на котором каждый гном да­рит своему великану подарок лично. Этот бал плавно переходит в дискотеку.

«ВСЁ РЕШАЮТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

Цель: сплочение коллектива, формирование навыков эффектив­ного общения с использованием вербальных компонентов.

Задача: угадать одного из присутствующих в комнате. Ведущий выходит за дверь, игроки загадывают одного человека. Водящий заходит и должен задавать вопросы игрокам, чтобы отгадать, кого загадали. В качестве источника информации предлагается описание некоторых обстоятельств. Например:

- Как устроился бы этот человек на необитаемом острове?

- Каким было бы сказочное королевство, в котором он оказался бы королем?

- Кем мог бы он быть в сказке?

- Кем мог бы он быть в фантастическом романе, в рыцарские времена, в первобытные времена, в детективном романе?

«ЕСТЬ КОНТАКТ!»

Цель: интеллектуальное развитие.

Один из игроков загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы «л». Для того чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву «л» и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: «Это есть ночью на небе». Кто догадался, гово­рит «контакт» и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до-10 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву «л». Если сло­ва совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например букв «а», и тогда образуется слог «ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники харак­теризуют. Если он отгадает, тогда придется подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.

«ТШ-Ш-Ш-Ш»

Цель: концентрация внимания. Время: 5-10 минут.

Сидят в кругу. Каждый выбирает себе предмет и начинает мыс­ленно описывать его. Вожатый случайно вызывает кого-нибудь, и он начинает озвучивать вслух свой рассказ с того места, на котором мысленно находился, когда его вызвали. Одного и того же человека можно спросить два раза, чтобы другие не прекращали думать.

«ВЕЧЕР ИСКУССТВ»

Цель: приобщать детей к искусству через легкую игровую форму и имитирование деятельности самих работников искусства.

Ведущий: Искусство сопровождает человека повсюду. Оно уходит своими корнями в древние эпохи, когда люди могли лишь чувствовать, а не осознавать. Сейчас же искусство многолико, имеет множество видов, жанров, стилей.

Театр - определить профиль - драма, опера, балет, кукольный и т.д. Дети представляют исполнение, а все определяют, что показано, записывая свои ответы, сверяются, правильно ли выполнено задание.

Мода — придумать и показать стиль третьего тысячелетия.

Реклама - прорекламировать русский национальный характер.

Песня — изобразить пародию на любую песню современности.

Ход мероприятия

Дети делятся на 4 группы и выбирают с помощью жеребьёвки вид искусства, в котором будут творить. В течение 40 минут идет подготовка композиций и параллельно ведущими пишется конферанс. Далее следует отчетный концерт творческих коллективов различных жанров искусства.

Примечание: Возможны другие виды искусства, а также данное мероприя-тие можно присоединить к какому-нибудь дру­гому празднику или соревно-ванию. Тогда и задания даются уже с соответствующей случаю тематикой.

«ТУРИСТ»

Возраст детей: от 13 до 15 лет.

Время проведения: 2—2,5 часа.

Место проведения: стадион, парк, лесной массив (местность для детей должна быть незнакома).

Оборудование: шесты, верёвки, компасы.

Цели: развить у детей внимание, активность, сообразительность, ловкость; научить детей ориентироваться на местности по карте; пробудить познавательный интерес к туризму учить детей справляться с трудными ситуациями в походе, помощи подручных средств; привить детям бережное отношение к природе.

Задача: игра направлена на сплочение коллектива, выявление лидера.

Ход мероприятия

Разделить детей на пять команд.

Объяснение правил. Каждая команда должна выбрать капитана, придумать название, девиз и эмблему команд это указывается в маршрутном листе, который им раздает ведущий. Командам нужно будет пройти, как можно быстрее пять станций, которые указаны в маршрутном листе. После выполнения задания на станции контролер должен расписаться в маршрутном листе и указать количество баллов, набранных командой. Баллы выставляются следующим обра­зом: задание, выполненное без ошибок, оценивается в пять баллов; за каждую ошибку снимается один балл. Учитыва­ется время, за которое команда пройдет все испытания. Ко­манда считается достигшей финиша, когда прибежит последний участник.

Подготовка детей. Перед стартом даётся время (15 минут) для того, чтобы команда выбрала капитана, придумала назва­ние, девиз.

Детям нужно пройти пять станций, на каждой из которых будет сидеть инструктор, объясняющий задание и контроли­рующий правильность его выполнения.

Станции

1. «Узел». Предлагается пять карточек, на каждой из которых написано название узла (восьмёрка, стремя, прямой, зах­ватывающий, морской). Участники должны завязать правиль­но все эти узлы.

2. «Болото». Участникам предлагается пройти по предполагаемому болоту с помощью шестов.

3. «Азимут». Определить по компасу азимут объекта.

4. «Переправа». Перейти через воображаемую реку по натя­нутым верёвкам.

5. «Первая медицинская помощь». Оказание помощи пострадавшему при: ушибе, вывихе, кровотечении, переломе, солнечном ударе.

Подведение итогов. После финиширования последней команды все участники собираются на площадке, где объявляются победители, занявшие первое, второе, третье место. Команды награждаются дипломами.

ВИКТОРИНА ПО БИОЛОГИИ

Возраст детей: от 10 до 13 лет.

Цели: способствовать развитию эстетической и экологической культуры, расширять знания детей о природе и её явлениях.

Место проведения: столовая, спортивная площадка.

Оборудование: бумага, карандаши, ручки, призы (на усмотрение вожатых).

Ход мероприятия

Вожатый: Природа — это не только материальная, но и духовная среда нашего существования. Отношение к природе и некоторые знания о ней связаны с формированием экологической культуры человека. Наш отряд является временной стоянкой, расположенной на природе. Сейчас наша задача заключается в том, чтобы расширить знания о природе и её явлениях, для этого мы проведём викторину. (Вожатый делит отряд на две команды и дает задания.)

Задание 1. Ответьте на вопрос: «Какая из птиц встаёт первой и всех будит, и что будит эту птицу в предрассветный час? Сколько раз кричит эта птица?» (Ответы: петух, звезда, 3 раза.) За правильный ответ команда получает от 1 до 6 баллов. (10 минут).

Задание 2. Дети должны применить творческие умения:

А) изобразить звук солёного огурца;

Б) представить, как пахнет лунный свет;

В) изобразить на рисунке животное, которое никто никогда не видел, и назвать его как вам хочется.

За правильный ответ — от 1 до 10 баллов (15 минут).

Задание 3. Детям раздаются карточки с вопросами.

Для 1-й команды. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Слепыми.) Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору) У меют ли слоны плавать? (Да.) Самая большая птица в мире. (Африканский страус.) У кого перья покрыты чешуёй? (Павлины.)

Для 2-й команды. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майские.) Самая маленькая птица в мире. (Колибри.) У какого животного самая длинная шея? (Жираф.) Какое растение служит сырьём для изготовления тканей? (Лен, хлопок.) Чем дышит рыба? (Жабрами.)

За правильный ответ — от 1 до 10 баллов (15 минут).

Задание 4. Творческое буриме (стихотворение на заданные рифмы).

...светит

...на свет

...замирает

...расцветает

(В небе солнце ярко светит,

Раскаляет всё на свете,

Жизнь в пустыне замирает,

Только кактус расцветает.)

От 0 до 15 баллов (15 минут).

Подведение итогов: команды награждаются дипломами.

 

ИГРОТЕКА

 

«Чей шар больше?»

Состязание предельно просто: участники получают воздушные шарики и по команде начинают их надувать ртом. Тот, у кого шар лопнет, выбывает из игры. Побеждает тот, кто надует самыйбольшой по объему шарик.

«Стаи шаров»

В игре принимают участие 2—3 равные команды. Каждая команда выбирает себе цвет шариков. Затем каждый игрок получает надутый шарик цвета своей команды (диаметр шара 6—10 сантиметров). К шару привязывается нитка длиной 0,5 метра. Ребята закрепляют конец нитки к щиколотке ноги. Шарик должен свободно касатьсяпола. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараютсянаступить ногой на шарик противника. Касаться ниток и шариков руками не разрешается. Игрок, чей шар сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше шаров.

Эстафета с шариками

В эстафете могут участвовать две – три команды по пять – семь человек. Первый этап — пронести шарик на голове. Если упадёт, остановиться, поднять и вновь продолжать движение. Второй этап – бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху. Третий этап — нести два шарика, прижав их друг к другу, между ладонями. Четвертый этап — гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки). Пятый этап — пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным полуметровой ниткой к щиколотке ноги. Шестой этап — нести шарик от настольного тенниса на ракетке или в большой ложке. Седьмой этап — зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру. Можно провести только один или несколько этапов эстафеты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: