Ноября 2017 г. «Радио России»
https://www.radiorus.ru/brand/episode/id/62331/episode_id/1565317/
Стенография: быстрые буквы
В. Тихомиров: Друзья, а давайте напоследок ещё возьмём какую-нибудь историческую дату, которая, как это ни парадоксально, помогает нам в жизни. И не только нам.
Вы знаете, именно сегодня в 1837 году в Англии был выпущен первый учебник по стенографии. «О, – скажете вы мне, – а что такое стенография? И с чем её едят?» У нас на связи директор Учебного центра государственного заочного обучения стенографии Нора Максовна Березина.
В. Тихомиров: Здравствуйте, Нора Максовна!
Н. Березина: Здравствуйте!
В. Тихомиров: Рад Вас слышать.
Н. Березина: Аналогично.
В. Тихомиров: Жалко, что Вы не в студии.
В. Тихомиров: Нора Максовна, скажите, пожалуйста, а что же такое стенография? И с чем её едят?
Н. Березина: О, её и не едят.
В. Тихомиров: Её не едят, да?!
Н. Березина: Её не едят.:) Ну что: особый способ записи. Очень и очень давно существует.
В. Тихомиров: То есть это способ быстрого записывания. А насколько увеличивается скорость записывания, если мы используем стенографию?
Н. Березина: Она границ не имеет, эта скорость. На самом деле даже при современном развитии техники ничего быстрее ручной стенографии не придумали.
В. Тихомиров: Да Вы что?!
Н. Березина: Единственное, чем она ограничивается, это скоростью воспроизведения. На последних чемпионатах мира искусственно увеличивают скорость. Уже человек не может произнести с той скоростью, с какой могут записывать стенографы.
В. Тихомиров: Ого!
Н. Березина: Вот так. Так что границ нет.
В. Тихомиров: Нора Максовна, я знаю, что вся история стенографии началась в Англии. А почему в Россию так поздно пришла стенография, скажем так, на государственном уровне, – только после революции, с чем это связано?
Н. Березина: Так… В Россию стенография пришла не поздно. В России стенографически записывали новгородское и псковское вече.
В. Тихомиров: Когда это они успели?
Н. Березина: Ну, там была другая стенография. У нас же всё другое, мы же всегда идем своим путем.
В. Тихомиров: Это да.:)
Н. Березина: А вот та стенография, которая западная, пришла к нам действительно поздновато. Но не после революции. А первая книга… Я вот как раз сейчас занимаюсь стенографией – создаём библиотеку книг на русском языке, поэтому знаю точно, что первая книга была написана в 1792 году.
В. Тихомиров: Ого!
Н. Березина: Это действительно намного позднее, чем в Европе. Если начинать не с до нашей эры, когда первое упоминание о стенографии, а вот с того самого Тирона, который записывал речи Цицерона, то всё равно позднее, конечно.
В. Тихомиров::) Но ничего страшного.
Н. Березина: Но и не с после революции.:)
В. Тихомиров: Нора Максовна, я знаю, что в последнее время на Западе, скажем так, расширяется и развивается такое интересное обучение, развитие, апгрейд нашего мозгового вещества, когда люди каждое утро садятся за стол, берут листок бумаги и пишут всё, что приходит в голову. И это, говорят, очень хорошо прочищает мозги и заставляет думать гораздо лучше. Вот Вы долгое время занимаетесь стенографией – как у Вас с мозгами?:)
Н. Березина: Ну, это скорее Вам судить после нашего разговора…
В. Тихомиров::) Ну что Вы…
Н. Березина: …а не мне.:) Но дело в том, что я знаю, что в нашей стране тоже люди таким видом спорта занимаются, это не имеет никакого отношения к стенографии. Прочищают ли им мозги, не знаю: я же вижу только результат. Но занимаются они этим чаще в метро, чем после завтрака.
В. Тихомиров: Но смотрите, Нора Максовна, вот Вы обучаете людей, которые хотят знать стенографию. С ними происходят какие-то изменения после того, как они научились стенографировать?
Н. Березина: Вы знаете – да! Вот это я могу сказать совершенно точно. Я знаю многих, кто, например, потом заинтересовался японской живописью, как-то очень кардинально изменил систему взглядов. То есть вообще стенография очень меняет и очень развивает человека. Как, кстати, любой навык.
В. Тихомиров: Конечно!
Н. Березина: Вот у нас навыки как-то так в забытье, а ведь навык – это как раз то, чем человек гордится. Трудно сказать: «Я хорошо знаю французскую литературу»…
В. Тихомиров: Да.
Н. Березина: …Вот сейчас проверят, а ты что-то забыл. А вот если человек говорит, например: «Я умею быстро стенографировать», – а давай! И можно же похвастаться.
В. Тихомиров: Нора Максовна, но, Вы знаете, к сожалению, в последнее время я редко вижу на кадрах хроники, чтобы кто-то записывал за руководителем государства его мысли. Кроме только если, например, Ким Чен Ын в КНДР: вот за ним постоянно всё записывают.
Н. Березина: Но я знаю, совершенно случайно узнала, что Владимир Владимирович Путин использует услуги ручной стенографии.
В. Тихомиров: Надо же!
Н. Березина: Только нам это не показывают. А это и не должны показывать. Это черновая работа.
В. Тихомиров: Ну да, в том-то и дело.
В. Тихомиров: А, кстати, не было желания механизировать труд стенографистки? Сделали бы печатную машинку, которая бы эти знаки привела в печатный образ сразу.
Н. Березина: Ну что я могу сказать. Было такое желание!:)
В. Тихомиров: Да Вы что?!
Н. Березина: Конечно.
В. Тихомиров::) Желание-то было…
Н. Березина: Безусловно. Больше того, у нас даже работал завод по выпуску стенографических печатных машин. Даже в нашей стране был такой завод. И если бы это было не радио, я бы Вам сейчас показала одну из их машин.
В. Тихомиров: Она до сих пор жива и печатает?
Н. Березина: Да. Она жива и печатает. Единственное, что в неё надо вставлять красящую ленту: эта вещь высыхает, но можно же поменять ленту.
В. Тихомиров: Да-да, конечно, естественно.
Н. Березина: Да, а стенограмма выходит вот как кассовые чеки.
В. Тихомиров::) Да, единственное, что это, конечно, потом трудно читать.
Н. Березина: Так что проблема с расходниками, но её можно решить и показать, как работает эта вещь.
В. Тихомиров: Нора Максовна, а кто автор алфавита стенографии? Я знаю, что и математик Лейбниц в своё время, и художник Эпфель разрабатывали, да? По крайней мере, для Запада.
Н. Березина: Их же несметное множество, этих алфавитов.
В. Тихомиров: Как?
Н. Березина: Вот одного мы сегодня напоминали: Тирон.
В. Тихомиров: Да…
Н. Березина: Второй – тот, который издал учебник в Англии. Третий – не могу не назвать нашего Николая Николаевича Соколова, автора нашей Государственной единой системы стенографии.
В. Тихомиров: Да, система Соколова.
Н. Березина: И ещё, и ещё, и имя им легион. Стенографических алфавитов очень много.
В. Тихомиров: Нора Максовна, я вот чувствую по Вашему голосу, что Вы принимали участие во многих стенограммах. А скажите…
Н. Березина: Нет, я сама – тренер, я преподаватель.
В. Тихомиров: Но смотрите: вот если, например, вдруг вы совершили ошибку и неправильно написали слово, ведь, по большому счету, может измениться концепция или закона, или мысли, или резолюция. Кто несёт ответственность?
Н. Березина: Хм. Что значит «неправильно написала слово»? Ведь стенограмма – это чтение контекста.
В. Тихомиров: Ага…
Н. Березина: Так что одно слово изменить не может. Потом, я же была не в бессознательном состоянии…
В. Тихомиров::) Ну да.
Н. Березина: …чтобы потом расшифровывать неправильные слова. В‑третьих, обычно серьёзные, особо серьёзные заседания записываются на диктофон.
В. Тихомиров: Чтобы потом проверить.
Н. Березина: Да. Вот у нас на сайте (Вы назвали, значит, его здесь могут назвать)…
В. Тихомиров: Да-да-да.
Н. Березина: …есть отчёт руководителя Стенографической службы Бундестага. Он там чёрным по белому пишет, что за правильность расшифрованной стенограммы отвечают все, а внести изменения можно только по разрешению первого лица государства.
В. Тихомиров: Надо же!
Н. Березина: Вот такой вот уровень серьёзности.