Культурологическое образование в системе непрерывного образования.




Фрагмент рукописи статьи, опубликованной в Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 5 (10): Общественные и гуманитарные науки (философия): Научный журнал.- СПб., 2005. -375 с. С. 251 -261.

Токарев С.Н. - доцент кафедры теории и методики философско-культурологического образования, кандидат педагогических наук.

Культурологическое образование в системе непрерывного образования.

/…./

Непрерывное культурологическое образование мы рассматриваем в нескольких его видах. Во-первых, это общее культурологическое образование, состоящее в обучении культурологии и культурологическим дисциплинам как общеобразовательным дисциплинам начального, основного, среднего и высшего образовательного уровней, культурологическом самообразовании и интегрированном освоении общекультурной составляющей содержания общего образования.

Свидетельством значимости общекультурной составляющей общего образования является то, что принцип культуросообразности становится одним из ведущих принципов образования. «Бытие человека должно совпадать с бытием культуры… Осознание взаимосвязи культуры и образования, необходимости культурного императива в определении содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого развивать способность личности во всех сферах деятельности через приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры...»[i]

Во-вторых, это специальное культурологическое образования как целостный процесс подготовки специалистов культурологов (исследователей, учителей культурологии, специалистов по прикладным разделам культурологического знания) в средних специальных и высших учебных заведениях.

Процесс вхождения ребенка в мир культуры, приобщения к культуре, который начинается еще до школы, с первых мгновения его жизни, мы рассматриваем как наиболее общее развитие. Это развитие происходит по двум взаимосвязанным линиям – социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Содержание этого процесса определяет становление и развитие человека как субъекта культуры или культурное развитие человека.

На онтогенетическом уровне источники и детерминанты культурного развития человека лежат в исторически сложившейся культуре. По Выготскому, содержание сознания человека, возникающее в процессе интериоризации его внешний деятельности, всегда имеет знаковую форму. Благодаря сознанию мир предстает перед человеком в знаковой форме. Осознать явление культуры - значит, придать объекту познания значение, обозначить его знаком, например, словом.

В соответствии с теорией культуры как формы самодетерминации индивида (В.С. Библер), развитие мышления в феноменах культуры оказывается тем бытием, что входит вглубь сознания, определяет по-новому сознание, способно его переопределить (в противовес силам внешней детерминации и импульсам детерминации из подсознания). Библер В.С. видит процесс развития как развитие мышления, определяющего сознание и способного переопределить его, и таким образом дать возможность самодетерминации индивиду. При этом развитие мышления, сознания определяется как восхождение к "со-бытию в культуре".[ii]

Библер В.С. определяет среду культурного развития как социум культуры – форму свободного общения людей в «силовом поле культуры». Культура, её ценности преломляясь сознанием в процессе восприятия и освоения, составляют сущность индивидуальности человека. Весь процесс инкультурации - это непрерывный процесс индивидуализации личности. С одной стороны, учащийся усваивает нормы общества, а с другой - формирует свою индивидуальность. Причём сам процесс формирования может носить разный характер: развитие личностных качеств, приобретение опыта, актуализация, реализация своего духовного мира в со-битии “я” и "ты".[iii]

Указанные основания позволяют нам считать категорию «культурное развитие» наиболее общим понятием, характеризующим сущность процесса освоения традиционного для культуры, к которой принадлежит учащийся, содержания и способов мышления и деятельности. Культурологическое образование - это особый и очень важный аспект культурного развития.

Понятие «культурологическое образование» формировалось в контексте широкого культурологического дискурса последних десятилетий ХХ века, отражавшего интегративные процессы в сфере науки и образования. К числу предпосылок становления и развития системы культурологического образования необходимо отнести, прежде всего, характерный для науки второй половины XX в. рост интереса к проблемам культурной регуляции межэтнических, межнациональных и меконфессиональных отношений, коллективной и личностной жизни людей. Это вызвано такими изменениями в социально-культурной жизни мирового сообщества как: распространение массовой культуры; обострение проблемы поиска средств «культурной адаптации»[iv]; становление мультикультурной постиндустриальной цивилизации; включение в пространство культурной жизни народов «третьего мира»; ожесточение «этнического и конфессионального сопротивления»[v]; глобализация процессов социокультурного развития регионального уровня. Вызывающий общую тревогу кризис культуры проявляется «в утрате духовных ориентиров, распространении пороков, эскалации агрессивности, враждебности, примитивности сознания, утилитаризме, социальной апатии, националистических предрассудках и анархической вседозволенности».[vi] Все это неизбежно ведет к разрушению привычной картины мира и многих основ традиционного жизненного уклада.

Глобальные геополитические кризисы ХХ века выдвинули на первый план научных исследований задачи объяснения и понимания природы и сущности культурных феноменов. Кризисное состояние культуры стимулирует развитие культурно-антропологических наук, исследующих социокультурные процессы. В свою очередь, развитие культурологического знания, с одной стороны, и повышение требований к уровню общекультурной подготовке специалистов, с другой, создают предпосылки для развития культурологического образования. Осознание необходимости организации жизни на основе диалогических принципов взаимоотношений россиян определило необходимость расширения общего и специального культурологического образования.

Культурология как самостоятельная область социогуманитарного знания, возникла на основе гуманитарных научных дисциплин, имеющих разделы, отражающие различные аспекты изучения культуры, и является интегрированной областью знания. К ним относятся философия культуры, социология культуры, семиотика культуры, источниковедение культуры, история мировой и отечественной культуры и т.п.. Эти дисциплины занимают граничное положение, имеют «двойное гражданство», одновременно принадлежа пространству философского, социологического или другим областям гуманитарного знания и пространству культурологического знания. Общим для этих разделов научного знания онтологическим основанием, является объект культурологии - культура как специфическая человеческая форма бытия.

Критерии разграничения собственно культурологического знания и знаний, относящихся к другим областям науки, не имеет простого и однозначного решения.[vii] Об этом свидетельствует и полипарадигмальность содержания учебников и учебных пособий по культурологии. Только за последние годы было издано десятки учебных пособий по культурологии как образовательной дисциплине. В их числе авторские работы А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, С.П. Мамонтова, Л.К. Кругловой, М.С. Кагана, Л.М. Мосоловой, Ю.В. Рождественского, И.Я. Левяша, А.С. Кармина, А.И. Кравченко, П.А. Сапронова, Э.В. Соколова и др.. Ряд коллективных работ, осуществленных творческими коллективами под руководством Н.Г. Багдасарян, Г.В. Драча, А.Н. Марковой, А.А. Радугина и др.. Полипарадигмальность культурологического знания отражает незавершенность процесса конституирования культурологии как области научного знания и учебной дисциплины.

Культурологическое образование это трехсторонний процесс обучения, воспитания и развития. Процесс, направленный на: освоение индивидом культурологического знания; формирования умений анализировать, оценивать и интерпретировать явления культуры; опыта общения в пространстве культурологического знания; формирование опыта освоения ценностей культуры, социально-ценностных качеств личности; формирование культурологического миропонимания, развитие мышления как восхождения от единичного к всеобщему в пространстве культурологического знания. Особенностью культурологического образования является его направленность, прежде всего, на осмысливание индивидуумом культуры как пространства культуротворческой деятельности и осознания смысла жизни как «со-бытия» в культуре.

Культурологическое образование в его ценностной характеристике формирует целостное представление о ценностном единстве мировой, национальной, этнической культуры и культуры личности. Воспитание, осуществляемое в рамках процесса культурологического образования, направлено на формирование ценностных ориентаций личности, культурную самоидентификацию. Ценностно-ориентационная деятельность как аспект процесса культуроцентрированного воспитания обеспечивает аксиологическую функцию культурологического образования.

Культурологическое обучение и воспитание является интегрирующим фактором школьного обучения и воспитания, обладающим тем стимулом к действию, который имманентен ценностному сознанию, обеспечивающему культуроцентрированные ценностные ориентации личности. Культурологическое образование обеспечивает сплавление общекультурных составляющих содержания гуманитарного, художественного и собственно культурологического образования, обеспечивая интегративную функцию обучающих, воспитательных и развивающих функций общего образования, семейного воспитания, спонтанного развития и самообразования.

Культурология как область научного знания выступает не только «системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой» (Арнольдов А.И. 1993), но и интегрирующим фактором системы гуманитарного образования в общеобразовательной, средней специальной и высшей школе. Культурология как учебный предмет имеет своим содержанием развитие мышления как процесс духовного саморазвития, формирования культурологического мировосприятия и миропонимания.

Культурологическое образование не только обеспечивает интериоризацию накопленных в истории культуры знаний, ценностей и идеалов, но наполняет смыслом процесс образования как процесс освоения и осмысления индивидом духовных ценностей. Культурологическое образование призвано формировать у учащихся образ культуры как системы личностных, этнических, национальных и общечеловеческих ценностей, способствовать восхождению человека культуры к культуре личности. Именно от решения этих задач зависит направленность дальнейшего развития национальной культуры, укрепления российской государственности на гуманистических основаниях.

Содержание культурологического образования определяется источниками и факторами, влияющими на его объем и характер. Наиболее общий источник содержания культурологического образования - культура, культурный опыт человечества, опредмеченный в произведениях материальной, духовной и художественной культуры. Каждая культурная эпоха характеризуется новым, только ей присущим содержанием. Содержание культурологического образования отражает мировоззрение современного общества, отрефлектированное в культурологическом знании, практике культурологических исследований.

Содержание культурологического образования охватывает четыре элемента, каждый из которых отличается не только наполнением, но и функциями в процессе формирования и развития личности. Освоение содержания направлено на формирование у обучаемых не только общей культурной картины мира, но и на интеллектуальное развитие и выстраивание чувственно-ценностного отношения к миру культуры.

Первый элемент содержания культурологического образования – знания. Совокупность их видов способствует построению общего представления об окружающем мире культуры, ориентации в культурной деятельности. Усвоение культурологического знания обеспечивает формирование целостной картины культурного мира. Культурологические знания служат инструментом познавательной и практической деятельности в области культуры и должны включать:

¾ основные понятия и термины, без которых нельзя полноценно воспринимать культурологические тексты, тексты культуры, элементы культурологического знания;

¾ факты культурной действительности и культурологической науки, без которых невозможны убеждения, доказательство и отстаивание своих идеи;

¾ методологические основы культурологии, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями культуры;

¾ знания о методах познания, истории культурологического знания и истории культурологии;

¾ теории, содержащие систему научных (культурологических) знаний об определенной совокупности объектов, о связях между законами и о методах объяснения, понимания и прогнозирования явлений культуры;

¾ знания о способах культуротворческой и человекотворческой деятельности, механизмах сохранения, наследования и воспроизводства культуры;

¾ оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям культуры, установленных в различных исторических и региональных типах культуры.

Второй элемент – опыт осуществления культуроцентрированных способов деятельности на основе культурологических знаний. Навыки и умения могут быть практическими (умение планировать свою познавательную деятельность, рационально использовать средства учебной деятельности и др.) и интеллектуальными (умения выделять существенное, сравнивать явления культуры, строить умозаключения и др.). В процессе обучения культурологии формируются умения и навыки восприятия, анализа, осмысления и интерпретации явлений культуры, опыт общения на различных уровнях культурологического образования.

Третий элемент – опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к решению новых познавательных проблем в пространстве культурологического знания, к творческому преобразованию культуры и культурного саморазвития.

Четвертый элемент – опыт чувственно-ценностного отношения к миру культуры данного культурного сообщества: предметам, явлениям, принципам и действиям. Этот вид содержания образования специфичен, так как он состоит не в знаниях, не в умениях, хотя он и предполагает их, а в отношении к культуротворческой деятельности. Чувства всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления. Поэтому культура чувств не совпадает с культурой мышления. Культурологическое воспитание включает в свое содержание выстраивание учащимся оценочно-ценностных отношений к культурологическому знания, к нравственным, этическим, эстетическим, художественным, религиозным, этническим, национальным, общечеловеческим ценностям и идеалам. И пока такие отношения не сформированы, не усвоены, нет и воспитанности, хотя человек и обладает определенными знаниями и умениями.

Анализ содержания образовательного стандарта, учебников и учебно-методических пособий по культурологии позволяет выявить основные области культурологического знания. В наиболее общем виде в структуру культурологического знания входят такие разделы, как теория культуры, история культуры, история мировой художественной культуры, история культурологии, культурная антропология, социология культуры, семиотика культуры, этнокультурология, источниковедение культуры, прикладная культурология.

Культурология как общеобразовательная учебная дисциплина является не только интегративной дисциплиной, но и интегрирующей культурологические дисциплины в системе культурологического образования. Ее освоение входит в содержание общегуманитарной подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях и должна войти в содержание школьного образования. В системе общего образования культурологическое знание может быть представлено учебными дисциплинами «культурология», «история мировой художественной культуры» и специальными курсами. Основные разделы культурологии как общеобразовательной дисциплины включают такие темы, как: история культурологических учений, место культуры в истории человечества, соотношение социальных и культурных систем, формы материальной, духовной и художественной культуры, личность и культура, историческая культурология, законы развития культуры, методы изучения и понимания культурных феноменов, значение культурологии для гуманитарного знания конца 20 – начала 21 вв.[viii]

Ведущим методологическим принципом обучения культурологии является принцип единства теоретического и практического аспектов учебной деятельности учащихся в процессе изучения теоретико-культурологических дисциплин. В рамках теоретического раздела содержания «культурологии» культура как объект изучения предстает в статике. В динамике своего исторического развития культура разворачивается в разделах, посвященных истории культуры. Целостность обеспечивается целесообразным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов культурологического образования. Историко-культурологическое образование обеспечивается содержанием учебных дисциплин «история мировой художественной культуры» и «история культуры».

Одной из ведущих в процессе обучения истории культуры является задача выявления исторических типов переживания и осмысления пространства и времени:циклического возвращения, круговорота в первобытных культурах; вневременного бытия «застывшего в неизменности своих истинных, сущностных, глубинных качествах древневосточных культур; стремительный бег, делающий невозвратным и ценным каждое мгновение в Новое Время».[ix] Культурологическое образование формирует сознание культурного человека, основой которого является «со-бытие» «Я» и другого человека, «Я» и человека иной культуры, «Я» и мира культуры. Сознание культурного человека как «со-знание» диалогично по своей природе. Это в полной мере относится и историко-культурному аспекту образования культурологического. В процессе изучения истории культуры важно сохранить отношение между знанием и сознанием, и шире – между мышлением и сознанием, между «Я» познающим и «Я» со-бытийствующим в мире культуры. Если знание о культуре должно быть личностно-значимым, ценностным, то историко-культурное знание должно отражать культуру в процессе ее развития, каждый этап которого отражает не только общие закономерности, но неповторимость и непреходящую ценность индивидуального развития региональных культур.

Историко-культурный аспект культурологического образования это не только изучение истории культуры, но и приобщение к изучаемым культурам, освоение явлений, репрезентирующих эти культуры, приобщение к их ценностям. Такой подход предполагает перенос центра внимания с задач изучения текстов об изучаемой культуре на освоение наиболее репрезентативных текстов культуры во всем многообразии художественных, литературных, философских, научных, религиозных, этнографических и пр. источников.

Целью (и результатом) процесса историко-культурного образования должно быть не только и не столько знание о культуре, но, прежде всего, понимание культуры, осознание ее ценности, «ощущение» культуры в ее целостности. В рамках процесса историко-культурного образования должны применяться не только рационально-сциентистский, но и герменевтический подходы.

Освоение теоретической составляющей культурологического знания из цели учебной деятельности превращается в условие, фактор повышения эффективности диалога культур, качественную характеристику уровня общения Ученика и Человека как субъекта иной культуры, учащихся между собой и учителем в пространстве изучаемой культуры. В процессе историко-культурного образования, учитель является не только источником культурологического знания, но и проводником в мире текстов культуры, организатором общения в смысловом пространстве культуры.

Такой подход к построению историко-культурного образования, с одной стороны, предполагает изучение различных концепций, точек зрения, взглядов на изучаемые явления культуры, с другой, «выстраивание» развитой, многогранно разветвленной системы понятий, отражающих конкретность изучаемых феноменов, составляющих сжатые, исходные и конечные категории (исторические типы культуры), не ограничивающие, но предполагающие развитие, преображающее преломление смыслов изучаемых явлений, отраженных в конкретных понятиях. Глубинное развитие разума обеспечивает «очеловечивание» чувств и стремлений, определяющих направленность учебной деятельности, а в моменты диалога как «встречи собственного психического развития и предельных культурных узлов разумного удивления возникает катарсис».[x]

Анализ концепций историко-культурного образования служит основанием для вывода о том, что концепция культуры как саморазвивающейся системы является наиболее последовательным, научно разработанным теоретическим основанием, на котором должен быть построен процесс историко-культурного образования учащихся в системе непрерывного образования школа - педагогический вуз. Ведущим методом обучения «истории культуры» как учебной дисциплины должен быть метод синергетического анализа культуры.

Научно-теоретическое знание в процессе историко-культурного образования выполняет интегрирующую, системообразующую и ориентирующую функции. В основе учебной деятельности, при таком подходе, лежит не только познавательная, но ценностно-ориентационная деятельность и общение

В системе непрерывного образования историко-культурную подготовку специалиста в средних специальных и высших учебных заведениях обеспечивают дисциплины «история культур и цивилизаций» и «история мировой художественной культуры».

Определение логики развития содержания культурологического образования является одной из важнейших методологических проблем. В данной концепции возрастного подхода в обучении культурологии мы основываемся на следующих положениях:

Во-первых, мы рассматриваем стадии онтогенеза как этапы культурного развития человека. Такой принцип построения возрастной типологии предполагает учет физиологических, психологических, социальных и иных возрастных особенностей детей. Но определяющими для данной возрастной типологии будут социально-культурные и социально-психологические характеристики.

Во-вторых, мы рассматриваем развитие и жизнь человека на каждом этапе не как этап подготовки к последующему уровню развития, а как самостоятельную ценность с субъективной и педагогической точки зрения. Основанием для такого подхода является признание самоценности личности в каждый момент ее существования.

Программы начального культурологического образования образуют первый концентрпропедевтический. Цель начального этапакультурологического образования состоит в том, чтобы увлечь ребенка познанием мира. Для достижения это цели необходимо:

Во-первых, сформировать первичные понятия, отражающие знания о культуре как смысловом мире человека, человеке как творце и творении культуры, основных модальностях, формах культуры и их ценности.[xi]

Во-вторых, необходимо познакомить детей с различными видами искусства, многообразием «языков» художественной культуры.

В-третьих, школьники должны учиться общаться, формулируя на основе освоенных понятий высказывания, отражающее их собственные отношения, чувства.

В-четвертых, обучение пропедевтической культурологической дисциплине «мир культуры» должно не только увлечь ребенка предметным содержанием изучаемой дисциплины – миром культуры, но и научить учиться с удовольствием, радостью.

Объектами осмысления в начальной школе должны стать: былины и сказки, пословицы и поговорки как явление культуры; традиционные формы материальной культуры региона (жилая местность и ее топонимика, подворье, жилище, домашняя утварь, одежда и т.п.); мифология народов России; православная культура России (Библия как явление культуры, храм, религиозное искусство и т.п.).

В основе содержания второго концентра культурологического образования школьников (5-9 классы) - история мировой и отечественной художественной культуры, изучаемая не как всеобщая история искусств, но как художественно-образная концепция человека и культуры в истории культуры. Художественная культура в художественно-образной форме отражает представление о бытие, мире культуры и месте в этом мире человека. Искусство запечатлевает общий характер культуры, к которой оно принадлежит не односторонне, а целостно. Оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, является микрокосмом, «в котором как в капле воды отражается культурный макрокосм».[xii] Поэтому изучение художественной культуры является важнейшим аспектом культурологическое образования ребенка

Содержание дисциплины строится в соответствии с принципом синхронии исторического и культурологического образования школьников.

Содержание третьего концентра (10-11 классы) обеспечивает формирования представления об основных исторических типах культуры, истории культурологической мысли и современной теории культуры. Основной задачей культурологического образования на последнем этапе являются интегрирование освоенных культурологических и гуманитарных знаний, опыта восприятия, анализа и интерпретации текстов культуры в целостную картину мира культуры, формирование умения самостоятельно исследовать явления современной культуры, аргументировано оценивать и интерпретировать явления культуры 21 века.

Основные содержательные разделы «культурологии» включают такие темы, как: история культурологических учений, место культуры в истории человечества, соотношение социальных и культурных систем, формы материальной, духовной и художественной культуры, личность и культура, историческая культурология, законы развития культуры, методы изучения и понимания культурных феноменов, значение культурологии для гуманитарного знания конца 20 – начала 21 вв.[xiii]

В системе общего среднего образования теоретический раздел культурологии должен обеспечить формирование представлений: о структуре бытия и онтологическом статусе культуры; структуре (строении) культуры; функционировании культуры; аксиологическом аспекте культуры; социологических, семиотическом и антропологических проблемах теории культуры.

Ведущим принципом обучения культурологии в старших классах является принцип единства теоретического и практического аспектов учебной деятельности учащихся в процессе изучения теоретико-культурологических дисциплин.

Если в рамках второго концентра важнейшее место должен занимать музей и музейное источниковедение, то в средней школе на первое место должны выйти архитектурно-пространственная среда и содержательное общение людей в «силовом поле культуры» как объекты изучение и фактор культурного развития школьников.

Целью постшкольного общего культурологического образования является формирование культурологических компетентностей:

- Инструментальных, которые включают способности к анализу и синтезу; способность к организации и планированию культурного развития; базовые культурологические знания; способность решать проблемы, применяя культурологические знания.

- Межличностных, то есть индивидуальных способностей, связанных с умением выражать чувства и отношения к явлениям культуры, критического осмысления и способности к культурной самоидентификации, а также умения работать в группах, принимая социальные и этические обязательства. Системных компетенций, включающих понимание культур и обычаев других стран; способность применять культурологические знания на практике, исследовательские способности, способность к обучению, способность к генерации новых идей (творчеству), способность работать автономно, способность к разработке проектов и их управлению, волю к успеху.

Общим для всех уровней непрерывного культурологического образования теоретическим основанием содержания обучения культурологии и культурологическим дисциплинам являются следующие положения:

¾ Процесс обучения культурологии носит не линейный, а концентрический характер и включает ряд завершенных концентров;

¾ Основной принцип организации содержания культурологического образования в рамках каждого концентра состоит в единстве феноменологического (культура как исторически развивающийся феномен), семиотического (культура как знаковая система, транслирующая метатекст) и аксиологического (культура как система ценностей) аспектов, при преимущественном внимании к духовно-смысловой субстанции культуры;

¾ Содержание обучения культурологии и культурологическим дисциплинам в рамках каждого концентра должно соответствовать требованиям российского образовательного стандарта, обеспечивая интеграцию общекультурной составляющей содержания начального, основного общего и среднего полного образования;

¾ Культурологическое образование как процесс непрерывного образования на всех его стадиях должен быть направлен на достижение определенного результата: культурологическую грамотность (начальная и основная школы), культурологическую образованность (средняя школа и средние специальные учебные заведения), профессиональную компетентность (высшее культурологическое образование), культуру личности, характеризуемую глубинными основаниями мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.

В системе непрерывного образования общее культурологическое образование обеспечивает развитие эмпирического, художественно-образного и абстрактно-теоретического мышления личности, способности к восприятию любого явления культуры как феномена аутентичной и исторически развивающейся культуры. Культурология помогает понять культурные процессы в прошлом и настоящем «в едином смысловом контексте мировой цивилизации; способствует формированию гуманности, доброжелательности, диалогу культур».[xiv] Культурологическое образование обеспечивает целостное осмысление культуры как формы бытия, способствует формированию мировоззренческих и поведенческих приоритетов.

 


[i] Ростовцев А.Н. Культурологический смысл содержания образования. // Социально-политический журнал. 1995, №3. С. 173.

[ii] См. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. /Под общ. ред. В.С. Библера. Кемерово: «Алеф»: Гум. центр, 1993. С. 15-16.

[iii] См. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1990. – 443.

[iv] Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с. С.8.

[v] Г. Померанц Диалог культурных миров./ Лики культуры: Альманах. Том первый. – М.: Юрист. 1999. - 527. С. 450.

[vi] Иконникова С.Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах. //Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественно-научных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания /Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 3-5 февраля 1994 г. –СПб., 1994. С.10.

[vii] Флиер А.Я. Культурологическое образование. /Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447. С.370

[viii] Мосолова Л.М. Культурология (Теория культуры). Программа учебной дисциплины. // Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам. Отв. ред. Л.М. Мосолова. - СПб.: Изд. РГПУ ими. А.И. Герцена, 1998. - 312. С. 5.

[ix] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416. С. 324.

[x] Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. /Под общ. ред. В.С. Библера. Кемерово: «Алеф» Гум. Центр, 1993, - 416. С. 16.

[xi] Подробнее см. Токарев С.Н. Культурологическое образование школьников./Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции 28-29 сентября 2000 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцен, 2000. -312. С. 68–73.

[xii] Каган М.С. Культурология искусства. //Основы теории художественной культуры: учебное пособие / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Изд. «Лань», 2001. – 288. С. 42.

[xiii] Мосолова Л.М. Культурология (Теория культуры). Программа учебной дисциплины. // Культурологическое образование. Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам. Отв. ред. Л.М. Мосолова. - СПб.: Изд. РГПУ ими. А.И. Герцена, 1998. - 312. С. 5.

[xiv] Иконникова С.Н. Культурология как основа гуманитарного образования в вузах. //Культурология в системе гуманитарного образования технических и естественно-научных специальностей: проблемы методологии и методики преподавания /Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 3-5 февраля 1994 г. –СПб., 1994. – 180. С.11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: