Родственники умершего переживают несколько стадий горя.




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическая разработка лекции:

 

I. Методический блок

 

 

Тема лекции: « Потери. Смерть. Горе».

Дисциплина: Технология оказания медицинских услуг

Специальность: Сестринское дело

Курс: I Семестр: II Количество часов: 2

Цель лекции: - ознакомить студентов с проблемами тяжелобольного пациента и его семьи;

- ознакомить с сестринскими вмешательствами на каждой стадии горевания пациента и его семьи;

- познакомить с правилами посмертного ухода.

 

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

- помощь медсестры на каждой стадии процесса горевания пациента и его семьи;

- порядок и перечень мероприятий при посмертном уходе.

 

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

 

3. Воспитательные цели:

стремиться к воспитанию: чувства ответственности, чувства гуманизма, чувства такта, милосердия и бережного отношения к больному.

4. Общие компетенции: ОК1 – ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология.

 

 

Организационная структура лекции

 

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2.Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов.     Организация студентов обеспечение внимания и усваива ния матери ала
II Основной этап План изучения лекционного Материала: 1. Введение. 2. Эмоциональные стадии горя тяжелобольного пациента и сестринские вмешательства на каждой стадии. 3. Общение и помощь медсестры с родственниками умирающего. 4. Группы, в наибольшей степени подверженные гореванию. 5. Реакция детей на смерть близких. 6. Этапы умирания. Констатация смерти. 7. Посмертный уход.   Поэтапноеизложение материала, информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала Видеоматериалы, таблицы, коспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинетв докдинической практики.
III   Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы     Студентами предлагается ответить на вопросы изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с.. Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.

II. Информационный блок

Текст лекции

Эмоциональные стадии горя. Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя (табл.1). Очень важно распознать, в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.

Таблица 1

Стадия Сестринское вмешательство
Отрицание Выяснение своих чувств по отношению к смерти, так как личное неприятие и страх могут быть перенесены на умирающего. Просят пациента описать на бумаге свои чувства, опасе­ния, страхи. Это способствует психологической перера­ботке этих эмоций. Важно сидеть у кровати больного (уменьшается его чувство заброшенности); внимательно слушать и сопереживать больному (уменьшает чувство изоляции, способствует построению взаимоотношений); держать руку, касаться плеча (физическое прикосновение некоторым больным приносит чувство комфорта и де­монстрирует заботу о них). Информирование больного. Поощрение вопросов (пра­вильная информация может уменьшить беспокойство и прояснить ситуацию). Однако если у пациента отмечается выраженная реакция отрицания и он не желает знать о смерти, говорить об этом нельзя
Гнев Признание права пациента испытывать гнев, что вызыва­ет ощущение поддержки и взаимопонимания (дать боль­ному «выплеснуться»). Работа с пациентом должна быть построена так, чтобы он перевел гнев в позитивное русло (постановка целей, принятие решений, борьба с болезнью). Это поможет больному повысить чувство собственного достоинства, держать эмоции под контролем и ощущать поддержку СО стороны медицинского персонала
Просьба об отсрочке Обеспечение поддержки (возможность обратиться к ко­му-либо и быть понятым помогают пациенту справиться со своими чувствами). Не следует призывать пациента стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным
Депрессия Пациента вовлекают в привычный для него жизненный уклад (сокращает время, проводимое в размышлениях). Уделяют пациенту достаточное количество времени и об­щаются с ним (уменьшает чувство изоляции и способ­ен вует взаимопониманию). Стараются держать под контролем чувство боли (ком­фортное состояние увеличивает желание пациента взаи­модействовать с другими и уменьшает тенденцию к уеди­нению). Пациента настраивают на обсуждение вопросов вины н потери, что поможет уменьшить чувство вины и воз­можные мысли о наказании за прошлые действия. Предоставляют пациенту необходимое личное пространство (при туалете, купании). Это поддерживает чувство собственного достоинства
Принятие Поддерживают контакт, даже если пациент не хочет общаться (уменьшение чувства изоляции). Продолжают контроль за болевыми ощущениями (поддерживает состояние покоя и умиротворения на финальной стадии). Оказывают духовную поддержку. Это помогает пациенту переосмыслить свою прожитую жизнь, если необходи­мо — покаяться

 

Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желаниями узнать правду и избежать тревогу. Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом. Пациент раздражителен, требователен, его гнев часто переносится на семью или медицинский персонал. Иногда пациент пытается совершить сделку с собой или другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает стадия депрессии. Признаками депрессии являются:

• постоянное плохое настроение;

• потеря интереса к окружающему;

• чувство вины и собственной неполноценности;

• безнадежность и отчаяние;

• попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде.

Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек подготавливает себя к смерти и принимает ее как факт. На этой стадии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения.

Чтобы общаться с неизлечимо больными людьми, нужен навык, которому вполне можно обучиться. Для этого необходимо знать себя, пациента и его семью, а также их отношение и подход к данной проблеме. Умение общаться требует от человека быть честным, уважать чувства других и обладать способностью к состраданию. Это умение включает язык жестов, разговорную речь, доверие, которое устанавливается между собеседниками. Можно выделить несколько видов потребности пациентов и их семей: в общении; информации; совете; утешении; обсуждении лечения и прогноза; беседе о чувствах и профессиональной психологической поддержке.

Отношения между медицинской сестрой и обреченным пациентом основаны на доверии, поэтому его нельзя обманывать. При этом не следует предоставлять измененную информацию. Нужно избегать и бездумной откровенности. В основном пациенты хотят знать как можно больше о своем состоянии. Однако следует остановиться, если пациент дает понять, что он получил достаточно сведений.

Очень важно уметь слушать больного. Выделяют время для неспешной непрерывной беседы. Дают пациенту понять, что для него есть время. Взгляд медицинской сестры должен быть на одном уровне со взглядом пациента. Очень важно говорить в уединенной обстановке. Важно поощрять больного к продолжению беседы, показав заинтересованность кивком головы или фразой: «Да, я понимаю».

Когда люди страдают, они стремятся к неформальному общению. Помните, что при беседе с пациентом очень важно наличие оптимального физического пространства между ним и медицинской сестрой. Пациент будет чувствовать себя неудобно, если медицинская сестра находится от него слишком близко. Если же она будет находиться далеко, это будет дополнительным барьером для общения. Многое зависит от ответной реакции пациента и его семьи на общение. Она показывает, как медицинская сестра влияет на больного и как он реагирует на нее. Разлад в общении может возникнуть из-за того, что сказанное медицинской сестрой непонятно пациенту, поэтому следует избегать медицинской лексики.

Медицинской сестре следует быть готовой к религиозным и философским беседам, диалогам с пациентом о справедливости смысле жизни, добре и зле. Вся трудность в такой ситуации заключается в том, что философские суждения здесь в первую очередь важны не сами по себе, а как средство утешения, примирения обреченного человека со своей судьбой. Умирающие больные очень остро чувствуют неискренность собеседника, болезненно относятся к малейшим проявлениям безразличия. Поэтому при общении с ними очень важно сохранять доброжелательность, милосердие и профессионализм независимо от личных проблем и обстоятельств.

Общение с родственниками умирающего. Смерть часто является тяжелым потрясением для родных больного, поэтому к ним в таких случаях следует отнестись с особой заботой и вниманием, оказать им психологическую поддержку. Как вести себя у постели умирающего, как и о чем с ним можно разговаривать, как наносить визиты пациенту — этому должна научить родственников обреченного медицинская сестра.

Если умирающий находится в стационаре из-за тяжести своего состояния, то к уходу за ним можно привлекать родственников, обучив их элементам ухода. Они могут, например, покормить пациента, поправить постель, провести некоторые гигиенические мероприятия.

Чтобы пациент не чувствовал себя одиноким и покинутым, родственники могут посидеть рядом, держать его за руку, касаться его плеча, волос или почитать ему книгу.

Неизлечимая болезнь, смерть близкого человека является для его родных большой психологической травмой. Они могут уставать, у них могут развиваться раздражение, депрессия, злость по отношению к умирающему. Оказание психологической помощи семье умирающего человека является важной частью в работе медицинской сестры, которая может поддержать семью и после его смерти.

Семья, переживающая смерть родного человека, тоже проходит стадии горя. Последствия потери могут отразиться на психическом равновесии родственников и подорвать их здоровье. От горя невозможно спрятаться, его надо принять и глубоко переживать; потеря должна быть воспринята не только умом, но и сердцем. Без такого полного переживания горе будет продолжительным и может привести к хронической депрессии, потери радости жизни и даже всякого желания жить. Изживание горя делает человека способным вспоминать умершего без эмоциональной боли и сохранить живые чувства для других.

Родственники умершего переживают несколько стадий горя.

1.Шок, оцепенение, неверие. Скорбящие люди могут чувствовать себя в отрыве от жизни, так как реальность смерти еще не полностью достигла сознания и они еще не готовы принять потерю.

2. Боль, испытываемая из-за отсутствия умершего человека.

3. Отчаяние (волнение, гнев, нежелание вспоминать). Стадия наступает, когда приходит осознание того, что умерший не вернется. В это время часто отмечаются снижение концентрации внимания, злость, вина, раздражительность, беспокойство и чрезмерная печаль.

4. Принятие (осознание смерти). Скорбящие люди могут мысленно сознавать неизбежность потери задолго до того, как их чувства дадут им возможность принять правду. Депрессия и колебание чувств может продолжаться после похорон более года.

5. Разрешение и перестройка. Вместе с умершим человеком уходят старые привычки поведения и возникают новые, которые ведут к новой фазе принятия решений. На этой стадии человек в состоянии вспоминать умершего без всепоглощающей печали.

Знание стадий горя, переживаемых родственниками умершего, необходимы для того, чтобы избежать неправильного отношения к скорбящему, вспыльчивого суждения о его переживаниях в настоящий момент. Поддерживая скорбящего, можно способствовать здоровому процессу переживания печали. Мысль о том, что что-то может быть сделано и существует конец переживаний, является сильным противоядием беспомощности, которую испытывает скорбящий.

У многих родственников остается полное чувство вины. Они думают: «Если бы я только это выполнил(а), он бы не умер». Нужно помочь им высказать и обсудить их чувства. Известно, что некоторые люди особенно уязвимы в период переживаний по поводу потери близких, поэтому существует риск, что они будут скорбеть слишком эмоционально. Это может проявляться необычайно сильными реакциями и продолжаться более 2 лет.

Риску сильнейшей скорби подвержены следующие группы:

1)пожилые люди, переживающие потерю близкого человека, — чувствуют себя более изолированными и нуждаются в сочувствии;

2) дети, утратившие близких им людей. — очень уязвимы и более осознанно воспринимают смерть, чем думают об этом взрослые.

Дети до 2 лет не могут отдавать себе отчета в том, что кто-то из семьи умер, но они очень этим обеспокоены. В возрасте от 3 до 5 лет дети не считают смерть необратимым явлением и думают, что умерший вернется. Между 6 и 9 годами дети постепенно начинают осознавать необратимость смерти, а мысли у них могут быть связаны с привидениями. Подростки эмоционально уязвимы и переносят утрату особенно тяжело. Дети по-особенному реагируют на потерю родителей. Существует несколько ситуаций, которые могут повлиять на ребенка:

1) когда оставшийся родитель находится в глубокой печали;

2) ребенок не понимает, что произошло, потому что ему этого четко не объяснили;

3) изменение места жительства и школы;

4) малочисленность семейных социальных контактов;

5) ухудшение социального и экономического положения семьи, особенно когда умирает отец;

6) вступление в брак оставшегося родителя до того времени, пока ребенок свыкнется с мыслью, что умерший не возвратится;

7) ухудшение заботы о ребенке.

Процесс переживания печали ребенком может иметь следующие проблемы: нарушение сна, расстройство аппетита, возрастание общего беспокойства (нежелание выходить из дома или идти в школу), капризность, смена настроения от эйфории до плача, депрессии, уединение.

Медицинская сестра при оказании помощи семье, пережившей утрату, выполняет следующие функции:

1) объясняет оставшемуся родителю проявляющие у ребенка физические и эмоциональные реакции и подчеркивает, что они являются нормальными;

2) рекомендует книги и брошюры на эти темы. Это поможет разумно рассмотреть ситуацию. Чтение этих книг с детьми может способствовать началу разговора;

3) советует оставшемуся родителю помогать детям рисовать, писать на тему, касающуюся их потери, а также разговаривать об этом с теми, кому они доверяют;

4) убеждает оставшегося родителя заботиться о своих финансовых, эмоциональных и социальных нуждах. В этом случае ему легче отвечать на нужды своих детей.

Умирание. В большинстве случаев умирание — это не мгновенный процесс, а ряд стадий, сопровождаемый последовательным нарушением жизненно важных функций.

1. Преагония. Сознание еще сохранено, но пациент заторможен, сознание спутанное. Кожные покровы бледные или циано-гичные. Пульс нитевидный, возникает тахикардия; АД падает до SO мм рт. ст. Дыхание учащается. Глазные рефлексы сохранены, зрачок узкий, реакция на свет ослаблена. Длительность этой фазы составляет от нескольких минут до нескольких суток.

Терминальная пауза. 1-4 минуты.

2. Агония. Сознание отсутствует, но пациент может слышать. Резкая бледность кожных покровов с выраженным акропианозом, мраморность. Пульс определяется только на крупных артериях (сонной), брадикардия. Дыхание редкое, аритмичное, судорожное, по типу «заглатывания воздуха» (агональное дыхание). Зрачки расширены, реакция на свет резко снижена. Могут возникнуть судороги, непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Длительность этой фазы составляет от нескольких минут до нескольких часов.

3. Клиническая смерть. Это переходное состояние, которое еще не является смертью, но уже и не может быть названо жизнью. Клиническая смерть наступает с момента остановки дыхания и сердца. При этом сознание отсутствует; кожные покровы бледные, цианотичные, холодные, появляются мраморность, сосудистые пятна; пульс не определяется на крупных артериях; дыхание отсутствует; зрачки предельно расширены, реакция на свет отсутствует. Продолжительность этой фазы составляет 3 — 6 мин.

Если с помощью реанимационных мероприятий жизнедеятельность организма не была восстановлена, то в тканях возникает необратимые изменения и наступает биологическая смерть.

Констатация смерти. Факт биологической смерти пациента констатирует врач. Он делает запись в истории болезни, указывает дату и время ее наступления. Смерть, наступившую на дому, констатирует участковый врач; он же выдает справку с указанием клинического диагноза и причины смерти.

Правила обращения с телом умершего. Подготавливает тело умершего к переводу в патолого-анатомическое отделение медицинская сестра. Подготовка осуществляется в определенном порядке.

1. Надевают перчатки.

2. Снимают с умершего одежду и кладут его на спину на постель без подушек с разогнутыми конечностями.

3. Опускают веки.

4. Подвязывают нижнюю челюсть.

5. С умершего снимают ценные вещи в присутствии лечащего или дежурного врача, составляют акт вместе с врачом и делают запись в истории болезни. Ценные вещи передают на хранение старшей медицинской сестре, которая возвращает их родственникам умершего под расписку.

6. Удаляют катетеры, зонды, снимают капельницу и т.д.

7. На бедре умершего пишут его ФИО и номер истории болезни.

8. Накрывают тело простыней и оставляют в таком положении на 2 ч (до появления явных признаков биологической смерти).

9. Снимают перчатки, моют руки.

10. Оформляют сопроводительный лист, где указывают ФИО умершего, номер истории болезни, диагноз, дату и время смерти.

11. Сообщают родственникам о смерти пациента.

12. Спустя 2 ч доставляют тело в патолого-анатомическое отделение.

Постельные принадлежности (матрас, подушку, одеяло) сдают в дезинфекционную камеру. Кровать, стены, пол, тумбочку обрабатывают дезинфекционными растворами и кварцуют отсек, в котором находилось тело, не менее 1 ч.

 

1. Литература (основная, дополнительная)

1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015, стр. 681 - 685

2. Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, стр.484-488

2. Интернет- ресурсы: https://studopedia.org/

Глоссарий

Горе – эмоциональный отклик на потерю, разлуку.

Интраверт _ человек, не склонный к общению.

Экстраверт – открытый общительный человек.

Депрессия – серьезное психологическое расстройство, от которого нередко страдает не только сам больной, но и его близкие.

Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Что по Вашему мнению происходит с тяжелобольным пациентом на стадии отрицания?

2. Ваша интерпретация стадии гнева.

3. Расшифруйте просьбу об отсрочке.

4. Что переживает человек в стадии депрессии?

5. Опишите стадию принятия, как Вы ее представляете.

6. Опишите процесс умирания, известный Вам из прошлой темы.

7. В чем принципиальное различие между клинической и биологической смерти.

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Назовите основные стадии горя.

2. Сформулируйте содержание сестринского вмешательства на раз­личных этапах адаптации пациента к психической травме вследствие тяжелого заболевания.

3. В чем заключаются потребности семьи и близких обреченного па­циента, оказание им психологической поддержки?

4. Назовите основные группы людей, подверженных риску сильней­шей скорби.

5. Какова роль медицинской сестры в оказании помощи семье, пере­жившей утрату?

6. Назовите основные клинические проявления стадий терминально­го состояния.

7. Каковы правила обращения с телом умершего?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: