(Здесь Шиленьга впервые записана с мягким знаком – авторы.)
Георгиевская церковь, что вШиленьге, находится в Вологодской епархии в Грязовецком уезде. Она стоит на правом берегу реки Востроксы, текущей с севера на юг, расстоянием сия церковь от г. Вологды в 70 верстах, от Грязовца в 65. Она по местоположению своему составляет центр Шилегодских церквей, крестообразно между собою расположенных и стоящих от нее верст на 6 или на 7, кроме Успенской Монзенской, отстоящей слишком на 10 верст. О времени и причине первоначального сей церкви существования нет никаких свидетельств. В недавние годы были здесь две деревянные церкви: Холодная Георгиевская и теплая Флоро и Лаврская. Но по причине их обветшания, по прошению прихожан, дозволено преосвященным Онисифором Епископом Вологодским строить каменную холодную церковь вместе с теплой и колокольнею¸ на что и выданы Храмосданная грамота и проектный план в 1820 году 8 марта. В следствие чего, 1828 года и построена небольшого размера каменная холодная одноглавая церковь вместе с двухпрестольною и колокольнею. Она покрыта черным листовым железом, выкрашенным явью. Холодная церковь во имя Святого Великомученика Георгия освящена 20 июня 1830 года. В теплой же двухпредельной по правую сторону первоначально был освящен Престол во имя Святых мучеников Флора и Лавра 1829 года 18 декабря. По левую же Храмосданною грамотою велено освятить престол во имя Св. Модеста Архиепископа Иерусалимского, но, по случаю упразднения в 1831 году и присоединения к сей церкви Успенской Монзенской, дозволено было освятить оный Преосвященным Стефаном, Епископом Вологодским, во имя Успения Божией Матери.
Случившийся в 1840 году в ночи с 5 на 6 апреля пожар внутри церкви нисколько не вредив ее наружности, истребил все, какие дотоле хранились, старинные записи, книги, иконы, словом, почти все церковное имущество (в том числе – авторы) и приписанной Монзенской церкви. Впрочем, в сем же 1840 году опустошительные следы пожаров теплой церкви были заглажены, недостатки выполнены, повреждения исправлены, и к концу года сия церковь снова приготовлена к освящению, которое и совершено было 10 и 17 числа ноября.
|
В ней теперь по правую сторону находится Успенский придел, а по левую Флоро и Лаврский. Холодная же Георгиевская церковь освящена 11 июня 1844 года. Здесь иконостасы, иконы после пожара получены из других церквей, а именно в холодную церковь – из Успенской Чернецкой, а в теплую – из Вознесенской Кохтошской ценою 28 руб. 57 коп. серебром.
В обеих церквах иконостасы поновлены, выкрашены и местами вызолочены, также и иконы поновлены, а в нижнем ярусе холодной церкви местные иконы написаны новые.
Все это устроено коштом помещицы майорши Александры Николаевны Порошиной, которая в возобновлении после пожара сей церкви имела преимущественное пред прочими доброхотнодателями усердие. На поправку сей церкви употреблено ею не менее 300 рублей серебром.
Почему именно в сии наименования были устроены здесь храмы – неизвестно, кроме Успенского придела, в недавние годы освященного. Он освящен в сие наименование в память последующим векам, существования, упразднения и присоединения к сей Георгиевской церкви Успенской Монзенской, и в честь местной храмовой Успения Божией Матери иконы, к которой окрестные жители и доныне имеют благоговейное почитание, и многие издалека приходят для поклонения пред сим образом. Кроме сих престольных праздников, издревле, неизвестно почему, всем здешним приходом чтится в 18 декабря память Св. Модеста Архиепископа Иерусалимского. (Примечание: едва ли здесь в древности не было скотского падежа, или по крайней мере здешний народ преимущественно заботится о сохранении и размножении скотоводства, как одной из главных отраслей продовольствия. Это подположение (т. е. предположение – авторы) выводится из того, что и самыя храмы здесь посвящены таким угодникам, которых во многих местах народ называет скотохранителями. Например, Св. Георгию вверяется скот при отпуске на пастбища, Мч.Мч. Флору и Лавру особенно поручаются лошади, а Св. Модесту – когда скот стоит на дворе).
|
Церковь сия утварью посредственно достаточна. Серебряных вещей здесь только Св. Сосуд с принадлежностями 84-й пробы весом вдва фунта 4 золотника, устроенный на иждивении вышеописанной помещицы Г. Порошиной. Дароносица в ½ фунта.
Дароносица в полфунта 84 пробы и две ризы в холодной церкви на между вратных иконах Спасителя и Божией Матери весом по 3ф каждая. Евангелие в лист в бронзовой отделке с финифтяными клеймами, пожертвовано помещиком Александром Львовичем Волоцким. Священнослужительские облачения здесь многие довольно хороши, лучшие из них бархатная с золотом, составляющая ризу с епитрахилью и стихарем, устроены усердием Кадниковского помещика Александра Михайловича Касаткина, и на манер Парчевые ризы с епитрахилью и поручнями – приношение вышеупомянутого помещика Александра Львовича Волоцкого. Церковь поддерживается доброхотством прихожан. В Вологодском Приказе общественного призрения обращается в проценты 57 руб. сер. В пользу сей церкви и 85 руб. в пользу притча, внесенных помещицею Любовью Афанасьевною Волоцкою. На тот и другой капитал имеются из сего приказа в церкви билеты. (нрзб) здесь на клир нет, а только получателю Славленья о Св. Пасхе и Рождестве Христове собирается овсом и печеным хлебом рублей на 9 сер. Денежного доходу здесь получается на клир около 15 руб. Отрабатывания же земли и скотоводства приобретается выгод до 250 руб.в год.
|
Земли при сей церкви числится в планах 28 десятин, к этому числу еще прирезано ныне в 1854 г. 57 десятин. Но эта прирезка неизвестно, утвердится ли за церковью.
Приходских людей здесь на нынешний 1854 г. всех вообще мужского пола 210 душ. Половину прихода составляют помещичьи крестьяне и дворовые люди, а другую – казенные и свободные хлебопашцы. Все они православного вероисповедания. Казенные крестьяне к церкви и служителям ея можно сказать благодетельны и доброрядны. Помещичьи же, отзываясь недосугами, очень редко ходят даже и в церковь, а потому от них и доходов ни для церкви, ни для притча почти нет.
Есть здесь в приходе в полусельце Милославле деревянная часовня. Когда с какого случая и с чьего дозволения она построена, достоверных преданий нет. Она несмотря на глубокую свою древность, и поныне стенами крепка. Есть в ней старинныя иконы: Владимирская Божия Матери, Св. Николая Чудотворца и Преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Пред сими иконами имеется жестяная лампада. Здесь на 9 мая и на 3 июня отправляется всенощное бдение, а утром в сии числа водосвятный молебен. После сего крестьяне означенного селения носят сии к себе иконы в домы и молебствуют Св. Николаю и Прилуцким Чудотворцам. По окончании сего молебствия отправляется в приходской церкви Божественная Литургия при всеобщем собрании жителей того селения. Такое обетное празднование в полусельце Милославле каждогодно бывает с древних лет, а с чего оно началось, неизвестно.
Описание составлял Сотрудник частного Комитета Николаевской Шилегской церкви Священник Петр Лебедев.
Читал Благочинный Священник Алвист Светлосанов.
Воскресенский Святогоровый Священник Василий Подстанницкий.