Примеры многоуровневых творческих заданий




Электронные библиотеки по дисциплине «Основы философии»

(поиск по русскоязычным поисковым ресурсам в Интернете)

  • Библиотека портала «Философия в России».
  • Философия в библиотеке Максима Мошкова
  • Электронная библиотека по философии. (Одна из электронных библиотек Алексея Злыгостева)
  • Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика. (Сайт подготовлен авторами из Уфы, сотрудничает с Библиотекой Максима Мошкова, администратор Искандер Шакиров)
  • Библиотека священника Якова Кротова. (Одна из немногих в сети с качественным научно-справочным аппаратом)
  • Раздел «Философия» в библиотеке Славы Янко «Fort/Da».
  • Библиотека «Enfant Terrible»
  • Библиотека Историко-философского сайта Дианы Гаспарян
  • Библиотека проекта Елены Косиловой
  • Zipsites Бесплатная электронная библиотека. (Включает в себя раздел по философии и философские справочники)
  • Философия в Библиотеке Гумер

СПИСОК

Российских Интернет - ресурсов по философии

 

https://www.spmi.ru/ffgd/f

https://www.gornyfilosof.net

https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

https://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

https://www.vehi.net/index.html
https://www.musa.narod.ru/bib.htm#1
https://vslovar.ru/fil
https://www.filosofa.net
https://philosophy.allru.net
https://iph.ras.ru/elib.htm
https://velikanov.ru/philosophy
https://terme.ru
https://sovphil.narod.ru/index.html
https://www.fillek.ru
https://philosoff.ru
https://ideashistory.org.ru/mikeshina.html

https://books.atheism.ru
https://www.filosofium.ru
https://renaissance.rchgi.spb.ru
https://antology.rchgi.spb.ru/index.html
https://www.ruthenia.ru/logos/index.htm
https://filosof.historic.ru
https://deja-vu4.narod.ru/library.html
https://intencia.ru
https://lib.ru/FILOSOF/

https://yankos.chat.ru/gum.html

https://encycl.anthropology.ru
https://phenomen.ru/catalog/
https://abuss.narod.ru
https://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm
https://filam.ru
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

https://philosophy.allru.net/

https://books.atheism.ru/philosophy/

https://filo-lecture.ru/

https://www.filosofa.net/

https://artclassic.edu.ru/

https://ortlib.narod.ru/cult00.htm

https://www.ancienthistory.spb.ru/book/

https://www.countries.ru

https://www.ed.at.ua/index/0-55

https://www.fepo.ru/

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php https://www.ido.edu.ru/ffec/

https://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html

https://www.kultura-portal.ru/

https://www.philosophy.ru

Семинар №2. Особенности философии Нового времени: рационализм

И эмпиризм в теории познания.

 

1. Эмпиризм в философии Нового времени. (Ф. Бэкон и Т. Гоббс).

2. Философский рационализм Нового времени. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

3. Агностицизм Д. Локка. Скептицизм Д. Юма.

4. Идеи Просвещения и метафизический материализм во Франции XVIII в.

5. Теория общественного договора в концепции Т.Гоббса

Темы докладов

  • «Новая Атлантида» Ф. Бэкона – первая научно-техническая утопия.
  • Философское значение научных открытий И.Ньютона.
  • Теория общественного договора в концепциях Т.Гоббса и Ж.Ж Руссо.
  • «Воинствующий» атеизм П. Гольбаха (по работам «Галерея святых» и «Карманное богословие»).

Приступая к подготовке первого вопроса семинарского занятия, следует обратить внимание на взаимосвязь философии и революции в естествознании ХУП в., что определило коренное изменение проблематики новоевропейской философии. Естественные науки этого периода находились на стадии сбора и обобщения фактического материала, Это обусловило возникновение эмпиризма Ф.Бекона и Т.Гоббса – сторонников опытно-экспериментального знания.

Изучая второй вопрос, следует понять, что мыслители этого периода сосредоточились на гносеологических и логико-методологических проблемах научного познания. Поэтому приверженцы математического мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) становятся на позиции рационализма и настаивают на дедуктивном методе построения научной теории, хотя их онтологические взгляды существенно различаются.

При рассмотрении третьего вопроса, студенту необходимо уяснить, что агностицизм Дж.Локка явился прямым следствием.и реакцией на декартовский рационализм, особенно на его учение о «врожденных идеях». Стоит, также обратить внимание на тот факт, что именно сенсуализм стал в европейской культуре идейной основой как субъективного идеализма Дж. Беркли, так и гносеологического скептицизма и агностицизма Д.Юма.

Подготовка к четвертому вопросу предполагает наличие у студентов знаний по истории французской буржуазной революции, ее специфики. Это позволит правильно понять цели и задачи французского Просвещения, роль философов-энциклопедистов в идейной подготовке буржуазной революции, а также их вклад в развитие материалистической философии и в разработку социально-политических концепций.

 

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Р. Декарт писал: «Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

Объясните смысл рассуждений и изложите собственную точку зрения на проблему. Ответьте на вопросы:

а) Почему, начиная с XVII в., ученые стали разрабатывать и развивать методологический, познавательный аспект философии?

б) Покажите связь идей Декарта с основными принципами философии XVII в.

2. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли).

Какие взгляды отражают этот тезис? Найдите несколько способов его опровержения.

4. Кому из философов Нового времени принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость »? С чем он связан, какую научную основу имеет, традиции какой этической школы он продолжает?

5. Разместите в порядке следования стадии индукции, разработанные Ф. Бэконом:

Констатация истинного проверяемого знания; Сбор материалов, фактов природы; Построение выводов путем обобщения опытных данных; Исследование элементов, анализ составных частей предметов; Наблюдение, опытная активность;(2 балла)

Кроссворд на тему "Философия нового времени"

По горизонтали

2. Каким веком Руссо называл естественное состояние общества...

7. Можно сомневаться буквально во всем, но нельзя сомневаться в существовании собственного…

10. Универсальным методом познания мира Бекон считал...

12. Основной целью философии является получение достоверных………… знаний о мире.

13. Что существует самостоятельно, само по себе.

16. Основой мира и самого человека являются....

20. Какое содержание сохранила и развивала философия нового времени.

22. В этот период были сформулированы две гносеологические программы эмпиризм и ………

 

По вертикали

1. Метод научного познания, в котором источником знаний является чувственный опыт.

3. По мнению Бекона каким путем можно получить истинные знания.

4. Форма мышлений, метод исследования посредством перехода от общих положений к частному знанию.

5. Стране, где Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в начале 19 века.

6. Философы, считавшие, что знание должно начаться с чувственного опыта.

8. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю, я мыслю следовательно я……..(закончить выражение)

9. Философ, сторонник монизма.

11. Наука, в которую внес значительный вклад Лейбниц.

14. То, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство.

15. Идею какого государства разрабатывал Локк.

17. Учение, представителем, которого был Юм (1711-1776).

18. Философы, представители Франции и Германии.

19. По мнению Гоббса какое чудовище создали люди………

20. Какую проблему выдвигает на первый план своего исследования философия данного периода.

21. Первая научная картина мира, созданная в 17 веке, получает название...

23. Имя Канта...

24. Какой раздел, занимающийся выяснением и исследованием бытия, Р. Декарт считал самым сложным.

Литература

Основная:

Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2011. – 332 с.

Бессонов Б. Н. История философии: учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – М.: Высшее образование, 2009. – 278 с.

Гриненко Г. В. История философии: учебник для вузов / Г. В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2010. – 689 с.

Данильян О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.: Эксмо. 2009. – 511 с.

Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеева. – М.: Проспект. 2010. – 574 с.

 

Дополнительная:

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1971.

Вольтер. Философские сочинения. М., 1996.

Гельвеций К. А. Сочинения. В 2-х т. М., 1981.

Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1961.

Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1963.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Дидро Д. Сочинения. В 2-х т. М., 1986.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. М.,,1996.

Кузнецов В.Н. Французский материализм ХУШ века. М.,1981.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В. Западно­европейская философия ХУШ в. М., 1996.

Ламетри Ж. Сочинения. м., 1983.

Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4-х т. М., 1982-89.

Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. М., 1985.

Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск. 1994.

Реале Дж. и Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней. Кл. 4. СПб., 1997.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. М.,1984.

Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

Юм Д. Сочинения в 2-х т. М., 1965.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: