По курсу Основы экономической теории выполняются две семестровые работы. Срок выдачи семестровых заданий: 1-2 недели семестра. Срок сдачи семестровых работ: первая работа – 4 неделя; вторая работа – 6 неделя. Соблюдение графика сдачи семестровых работ является условием аттестации студента и допуска его к экзамену.
Работа выполняется письменно. Выбор номера темы осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки.
Основные требования, предъявляемые к семестровой работе №1 по Основам экономической теории:
- самостоятельное творческое выполнение работы;
- глубокое, научное освещение вопросов темы;
- тесная связь рассматриваемых теоретических вопросов с зарубежной и отечественной экономической практикой;
- обязательное исследование особенностей протекания и использования анализируемых экономических явлений и процессов в экономике Казахстана;
- использование цифрового и фактического материала для иллюстрации теоретических положений работы;
- семестровая работа должна быть написана простым, ясным языком, но при этом студент должен показать, что он освоил экономическую терминологию и свободно ею владеет;
- недопустимо текст работы полностью переписывать из учебников, учебных пособий; копировать с сайтов Интернет, предлагающих готовые учебные работы;
необходимо избегать использования устаревших положений и утверждений, не отвечающих требованиям современного уровня развития экономической науки.
После выбора темы, ее необходимо изучить по учебникам, а также по специально подобранной дополнительной литературе. Эта предварительная работа поможет лучше представить содержание и основные вопросы данной темы.
|
При подборе источников следует опираться на рекомендуемый в конце данного издания список литературы, обратив особое внимание на труды Президента РК Н.А. Назарбаева, официальные материалы Правительства РК, Законы РК, труды ученых – экономистов Казахстана. Самостоятельно работать над поиском необходимой литературы можно при помощи библиотечных каталогов и справочных библиографических изданий. При возникновении трудностей при подборе литературы можно обратиться за консультацией к преподавателю.
Прежде, чем приступить к написанию работы, продумайте и составьте ее план. План – это логическая основа, костяк письменной работы. От правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей, глубина раскрытия темы. План – важный показатель того, насколько глубоко студент изучил литературу и весь необходимый материал и отобрал из всего этого главное, существенное. Поэтому правильно составленный план является уже, в определенной степени, свидетельством понимания автором работы содержания рассматриваемой проблемы в целом и отдельных ее частей. Из этого следует, что качество плана оказывает существенное влияние на оценку работы. В план выносится 2-3 наиболее важных, на Ваш взгляд, вопроса темы. Большее количество вопросов выносить в план нецелесообразно, так как это не позволит достаточно полно раскрыть вопросы при ограниченности объема работы. Не следует также прибегать к механическому переписыванию в план вопросов, которые даются в программе курса основ экономической теории, ибо это может увести от существа рассматриваемой проблемы.
|
Например, по теме «Макроэкономическая теория Дж. М. Кейнса» примерный план может быть следующим:
Введение
1. Методологические основы и содержание теории Дж.М.Кейнса.
2. Кейнсианские принципы экономической политики и практика их использования правительствами разных стран.
3. Критика кейнсианства.
Заключение
Работы по экономической теории, как правило, предполагают рассмотрение в первом вопросе основных теоретических положений проблемы, в последующих вопросах необходимо рассмотреть практический аспект проблемы, привязать теорию к практике хозяйствования в Казахстане.
Работа должна иметь введение и заключение. Во введении следует показать актуальность темы, место и значение ее в теории, ее практическое значение в экономической жизни, выделить наиболее важные аспекты проблемы, сформулировать основную задачу, которая ставится в работе. Неправильно рассматривать во введении историю возникновения и развития явления, давать определения основных категорий, излагать содержательные аспекты темы. Заключение должно содержать основные выводы, вытекающие из работы. Неправильно рассматривать в заключении проблемы, о которых не шла речь в основной части работы. Введение и заключение в плане работы не нумеруются.
Объем работы составляет 15 страниц компьютерного текста. Текст набирается шрифтом 14 кегль с интервалом 1,5. Структура работы такова: титульный лист, план работы (содержание), введение, основная часть с выделением вопросов плана, заключение, список литературы. Страницы должны быть пронумерованы.
|
Список литературы должен содержать не менее трех источников, в том числе не менее двух наименований дополнительной литературы. Следует использовать материалы периодических изданий: экономических журналов, газет. Необходимые материалы по экономическим вопросам можно найти в журналах: Российский экономический журнал, Вопросы экономики, Мировая экономика и международные отношения, ЭКО, Экономист, Мысль, Аль-Пари, Транзитная экономика, Саясат, Каржы-Каражат; в узкоспециализированных журналах: например, Деньги и кредит, Финансы и статистика, Рынок ценных бумаг Казахстана, Банки Казахстана, Труд в Казахстане и других, а также в газетах: Деловая неделя, Деловой Казахстан, Казахстанская правда и других. Цифровой и фактический материал публикуется в статистических сборниках, а также в вышеперечисленных изданиях.
Допускается использование материалов из Интернета в том случае, если они творчески перерабатываются и в работе дается ссылка на соответствующий сайт.
Подбирая литературу, необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу, изданную в последние годы. Использование устаревшей литературы нередко приводит к снижению качества работ. В то же время некоторые темы требуют использования литературных источников более ранних лет издания. Например, темы, посвященные развитию экономической теории, эволюции взглядов экономистов на отдельные экономические проблемы. Значительно повышает ценность таких семестровых работ использование первоисточников, то есть работ экономистов, исследовавших данную проблему. Например, при написании работы по теме «Макроэкономическая теория Дж. М. Кейнса» следует опираться на основной труд Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Тексты многих первоисточников также можно найти в Интернете.
Довольно часто нормативная экономическая теория характеризуется различием взглядов экономистов на одну и ту же проблему. Если у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, то следует привести в работе имеющиеся в литературе различные точки зрения, сравнить их, дать критическую оценку и обосновать наиболее правильный взгляд. Это значительно повышает уровень семестровой работы.
Недопустимо переписывание работы из учебника, использование готовых работ из компьютерных источников, а также представление идентичных по тексту работ на одну и ту же тему. Такие работы не зачитываются и возвращаются на доработку.
Следует стремиться формулировать свои мысли самостоятельно, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными ее положениями, приводимым фактическим и цифровым материалом. Работа должна носить поисковый, творческий характер. Автор должен продемонстрировать умение самостоятельно излагать рассматриваемые вопросы, сопоставлять имеющиеся точки зрения, выбирать, на его взгляд, правильное мнение и обосновывать свой выбор, иллюстрировать теоретические положения фактическим материалом, примерами, выделять проблемы, требующие решения.
Научно обоснованные и правильные выводы о происходящих в обществе экономических процессах можно сделать лишь на основе изучения и анализа фактического материала. Анализ этого материала обеспечивает связь теории с практикой, которая удачно подчеркнута в следующем высказывании: «Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».
Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, то есть реальное поведение индивидов и институтов в экономике, со временем изменяются. Поэтому постоянно необходимо сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой.
Вот почему необходимо с большим вниманием отнестись к подбору фактического материала и статистических данных, необходимых для анализа экономических явлений. Количественный анализ экономических явлений содействует лучшему проникновению в их качественную сущность. Факты должны быть не случайными, а типичными, для данных условий. Произвольно взятые факты не могут служить основой для правильных выводов. Они должны быть тщательно подобраны и глубоко проанализированы. В связи с этим, очень важно, правильно анализировать цифровой и фактический материал, уметь его научно обработать, сгруппировать, привести к сопоставимым единицам измерения.
При обработке фактического материала и отражении его в работе, в том случае, если анализируются большие массивы данных, следует применять табличный и графический методы анализа, то есть цифровые данные должны быть сгруппированы и представлены в работе в виде таблиц, диаграмм, графиков. Последние представляют собой неоценимые инструменты экономического анализа. Они позволяют четко изображать и комбинировать зачастую весьма сложные связи.
Тщательно отредактированный текст работы необходимо правильно оформить. Для этого самостоятельная работа должна быть набрана на компьютере. На титульном листе указывается наименование вуза, название кафедры, по которой выполняется работа, – кафедра социальных дисциплин, номер работы, название темы работы, а также фамилия и инициалы автора работы, факультет и группа, в которой он учится, номер шифра зачетной книжки, фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего работу. Внизу на титульном листе пишется город и год написания работы: Алматы, 2008. На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов (вопросов). Далее идет изложение текста работы с разбивкой по вопросам плана, причем каждый раздел должен быть снабжен соответствующими подзаголовками. Текст работы пишется с одной стороны листа с оставлением полей для возможных замечаний преподавателя.
Все приводимые в тексте цитаты, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты. Ссылки оформляются следующим образом. Возле цитаты, таблицы или массива цифровых данных, различных точек зрения, приводимых в работе, в квадратных скобках указывается номер ссылки. Ссылки, как правило, имеют сквозную нумерацию по всей работе. В списке литературы под данным номером помещается источник, из которого взят данный материал, с указанием страницы, на которой он помещен.
Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТом. В нем указывается фамилия и инициалы автора работы, ее название, место и год издания, страницы, на которые делается ссылка. Для журнальных статей указывается фамилия автора, название статьи, название журнала, в котором она помещена, год издания и номер журнала, страницы. Аналогичные требования для газетных материалов, только вместо номера газеты здесь целесообразнее указывать число и месяц ее выхода. Ниже приведены образцы записи литературных источников в списке:
1. Баймуратов У. Национальная экономическая система. – Алматы: Fылым, 2000. – С. 46.
2. Елубаева Ж.М. Экономическое содержание понятия «налоговая политика» // Налоговый эксперт. –2001. - № 6. – С. 12.
3. Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы) / Отв. ред. М.Б.Кенжегузин. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2002. – С. 93-101.
Обратите внимание на расстановку знаков (точки, запятые, тире) в записи литературных источников. Их наличие на указанных местах обусловлено требованиями ГОСТа, и этих требований следует придерживаться.
В конце семестровой работы студент ставит свою подпись, указывает дату выполнения работы. Затем работа передается преподавателю на проверку. В тех случаях, когда работа имеет серьезные недостатки и не зачтена, студент обязан выполнить новую работу или существенно переработать старую.
В случае, когда работа оценена как незачтенная, преподаватель в рецензии дает рекомендации о том, какие вопросы требуют доработки и в каком направлении эта работа должна осуществляться, какие источники следует изучить дополнительно, какой следует использовать дополнительный фактический материал, как лучше сформулировать вопросы плана, указывает на недостатки в оформлении и т.д.
После устранения недостатков, отмеченных преподавателем, работа сдается на повторную проверку с первой рецензией.