Что такое полевые исследования?




ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 322.1 «ПСИХОЛОГИЯ», 1КУРС, 2016-2017

Составитель – мастер психологии, университетский преподаватель

_______________________ Кожокарь Ирина Владимировна

КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ №1

Часть

Вопросы 1-10 (терминология из глоссария по дисциплине)

Гипотеза – утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого недоказуема дедуктивно, а может быть проверена только экспериментальным путем. Гипотеза экспериментальная — конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных. Контргипотеза — гипотеза, альтернативная основной.

Контент-анализ – метод систематизированной количественной оценки содержания текстов. Впервые применен К. Юнгом при анализе результатов ассоциативного эксперимента. Широко используется в психологической диагностике (прожективные методики), специальной психологии, психолингвистике и т. д.

Контр - гипотеза - альтернативная к основному предпо­ложению; возникает автоматически;

Нормативы научного мышления - надындивидуальные схемы, или сложившиеся в науке правила сбора и использования эмпирических данных для содержательного вывода о предмете изучения. Включают всю используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов.

Парадигма - научный стандарт, общепризнанный на определенном этапе развития науки подход к исследованию действительности, включает в себя цели науки, методы и методики, систему критериев для оценки результатов исследования, базовые знания (методики, теории и факты). Эволюция научного знания сводится к формированию, развитию и революционной смене парадигм (Кун Т.).

Поисковое исследование - исследование, ориентированное на обнаружение тех факторов, которые следует учитывать в теории данного предмета.

Прикладное исследование - это тип исследования, которое сосредотачивается главным образом на решении практических проблем.

Принцип верифицируемости - принцип прогнозирования, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов.

Продольная (лонгитюдинальная) форма исследования - это один из основных методов, или, как недавно стали выражаться, одна из основных стратегий исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках. Син. лонгитюдное исследование, лонгитюд, метод длинника, стратегия продольного изучения, диахронический метод.

Теория - интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления.

Формирующий эксперимент - специфичный для возрастной (детской) и педагогической психологии эксперимент, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Обобщение данных - способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков. Обобщения достигают путем выделения важнейших свойств предметов, явлений и абстрагирования (отвлечения) от несущественных свойств. С помощью обобщения потенциально бесконечное множество данных единичных наблюдений заменяется конечным множеством научных фактов.

Часть

Специфика экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология - область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Почему экспериментальную психологию называют общим методологическим научным подходом?

что она не является каким- то определенным разделом психологии, а является общепсихологическим руководством к исследовпнию тех или иных феноменов уже в своей конкретной сфере отдельных психологических дисциплин.

Что такое полевые исследования?

Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. Полевое исследование — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в естественных условиях естественного существования и др. Назовите наиболее актуальные проблемы экспериментальной психологии.

психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: