Посадка ВС—наиболее сложный и ответственный этап полета. Она успешно выполняется, если пилот хорошо воспринимает земные ориентиры при переходе к визуальному полету. Ночью и в сложных метеорологических условиях днем, когда естественные земные ориентиры не видны, значительная роль отводится светотехническим средствам, особенно на последних этапах посадки (планирование, выравнивание, приземление и пробег). Пилот, установив визуальный контакт с землей, при помощи светотехнических средств получает информацию о положении ВС относительно ВПП (направление на ось ВПП, удаление до ВПП, плоскость горизонта, обозначение ВПП, место приземления и направление пробега после посадки). Светосигнальное оборудование в комплексе с радиосредствами систем посадки на аэродроме обеспечивает: конечный этап захода на посадку; посадку и взлет ВС ночью и днем при установленных для данного аэродрома минимумах; руление и регулирование движением ВС по аэродрому днем и ночью; световое ограждение высотных препятствий в районе аэродрома.
Для того чтобы установленные на аэродроме огни облегчили посадку, они должны размещаться в определенной последовательности, иметь необходимые световые характеристики и цветность. Световые характеристики и места установки огней должны быть такими, чтобы в условиях плохой видимости пилот в зоне приближения к ВПП и месту приземления ВС отчетливо видел определенное число светосигнальных огней. При этом по расположению огней нилот должен мгновенно определить направление на ВПП й крен ВС. В условиях плохой видимости особенно ответственным этапом посадки является прохождение зоны приближения к ВПП. В этот момент начинается переход к визуальной ориентировке по световым сигналам. Система огней должна дать возможность пилоту с определенного расстояния увидеть поверхность ВПП для того, чтобы можно было произвести уверенную посадку.
|
Каждый аэродром имеет свои минимумы аэродрома для посадки. Это минимально допустимые значения высоты принятия решения и дальности видимости на ВПП, при которых разрешается выполнять посадку на ВС данного типа. Под высотой принятия решения подразумевается установленная высота, на которой пилот начинает маневр ухода на второй круг, если до этой высоты не установлен надежный визуальный контакт с огнями светосигнальной системы аэродрома по курсу посадки или если положение ВС в пространстве не обеспечивает успешной посадки. Под дальностью видимости на ВПП подразумевается максимальное расстояние в направлении посадки, на котором огни или другие сигнальные знаки, относящиеся к ВПП, можно видеть из кабины пилота в момент приземления. Для посадки в наиболее сложных метеорологических условиях установлены посадочные минимумы трех категорий.
На аэродромах ГА применяются следующие светосигнальные системы посадки (ССП):
огни малой интенсивности (ОМИ) — для захода на посадку ВС визуально или по приборам;
огни высокой интенсивности первой категории (ОВИ-1) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории I;
огни высокой интенсивности второй категории (ОВИ-2) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории II;
огни высокой интенсивности третьей категории (ОВИ-3) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории III.
|
Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определенной последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей. Некоторые группы огней имеются во всех четырех светосигнальных системах посадки, другие — только в некоторых из них (табл. 1).
Т а б л и ц а 1 | ||||
Группы огней | Светосигнальные системы | |||
ОМИ | ОВИ-І | ОВИ-ІІ | ОВИ-ІІІ | |
Огни приближения постоянного излучения | + | + | + | + |
Огни приближения импульсные | – | Р | Р | P |
Огни световых горизонтов | + | + | + | + |
Центральные и боковые огни КПБ | – | – | + | + |
Входные огни | + | + | + | + |
Посадочные огни | + | + | + | + |
Ограничительные огни | + | + | + | + |
Осевые огни ВПП | – | Р | + | + |
Огни зоны приземления | – | – | + | + |
» знака приземления | ||||
(или глиссадные огни) | + | + | + | + |
Рулежные огни боковые | + | + | + | + |
» » осевые | – | – | Р | + |
Огни быстрого схода с ВПП | – | Р | Р | + |
Огни схода с ВПП | – | Р | Р | + |
Стоп-огни и предупредительные огни | – | – | Р | + |
Аэродромные световые указа тел и управляемые | – | + | + | + |
Аэродромные световые указатели неуправляемые | Р | + | + | + |
Заградительные огни ограждения высотных препятствий | + | + | + | + |
Примечание. Знак «+» — обязательное применение данного оборудования; знак «–» — отсутствие; «Р» — оборудование, рекомендуемое к установке, но не обязательное.
Огни приближения постоянного и импульсного излучения устанавливают по линии продолжения оси ВПП. Они предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП и используются для маркировки участка между БПРМ и началом ВПП. Хотя импульсные огни приближения и рекомендуются во всех системах ОВИ, но, как показывает практика, их применение целесообразно только днем в тумане, когда отсутствует их слепящее действие. Огни приближения излучают белый свет.
|
Огни световых горизонтов располагаются перпендикулярно линии продолжения оси ВПП, создавая искусственный горизонт. Световые горизонты дают информацию пилоту о поперечном крене ВС по отношению к поверхности ВПП. Огни световых горизонтов излучают белый свет.
Огни концевой полосы безопасности (КПБ) — осевые, центрального ряда и боковые—устанавливают только в светосигнальных системах ОВИ-П, ОВИ-Ш перед началом ВПП па участке длиной 300 м. Они предназначены для указания направления на ось ВПП, дают информацию пилоту о ширине зоны приземления, моменте начала выравнивания. Осевые и центральные огни КПБ излучают белый свет, а боковые огни КПБ красный. Входные огни устанавливают у порога ВПП. Они предназначены для указания начала ВПП (его торца) и излучают зеленый свет.
Посадочные огни размещают с двух сторон вдоль ВПП и обозначают ими боковые продольные стороны ВПП. При помощи посадочных огней маркируются 600-метровые участки по концам ВПП. На этих участках посадочные огни излучают желтый свет, на остальных — белый. Огни знака приземления устанавливают на расстоянии 150—300 м от порога ВПП перпендикулярно оси ВПП в виде небольшого светового горизонта за пределами ВПП. Огни знака приземления излучают белый свет. Ограничительные огни обозначают конец ВПП и излучают красный свет.
Осевые огни ВПП предназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при посадке и взлете ВС. Для кодирования участков ВПП осевые огни, смонтированные на последних 300 м ВПП для каждого направления посадки, излучают красный свет в направлении к ВС, движущемуся по ВПП. На участке 900—300 м от конца ВПП осевые огни излучают красный и белый свет попеременно, а на остальном участке до порога ВПП — белый. Осевые огни используются при эксплуатации ВС с высокими посадочными скоростями, а также при ширине ВПП более 50 м.
Огни зоны приземления служат для обозначения зоны приземления на ВПП с целью облегчения посадки в условиях плохой видимости. Огни устанавливают в два ряда параллельно оси ВПП на участке 900 м от порога ВПП. Они излучают белый свет. Боковые огни КПБ и огни зоны приземления, располагаясь в одном ряду, образуют световой коридор, по которому пилот легко определяет правильность выхода на ось ВПП.
Огни быстрого схода с ВПП располагаются на скоростных выводных РД и предназначены для руления на большой скорости (60 км/ч и более) при сходе с ВПП в целях увеличения пропускной способности ВПП. Огни излучают зеленый свет. Огни схода с ВПП устанавливают на выводных РД, имеющих большой угол закругления. Они предназначены для использования при сходе с ВПП. Огни излучают также зеленый свет. Огни схода с ВПП и огни быстрого схода с ВПП должны быть экранированы так, чтобы они были видны только в заданном направлении.
Боковые и осевые рулежные огни служат соответственно для указания продольных границ и осевой линии рулежных дорожек. Боковые рулежные огни излучают синий свет, а осевые — зеленый.
Стоп-огни предназначены для запрещения движения ВС у пересечений РД, мест примыкания РД к ВПП или мест ожидания при рулении. Они дополняют светофоры или заменяют знаки дневной маркировки огнями высокой интенсивности в условиях плохой видимости. Стоп-огни однонаправленные и излучают красный свет.
Предупредительные огни предназначены для предупреждения пилота о ближайшем пересечении рулежных дорожек. Огни устанавливают в виде светового горизонта, перпендикулярного оси РД. Они излучают желтый свет. Заградительные огни предназначены для светового обозначения препятствий в районе аэродрома, излучают красный свет и должны устанавливаться в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе ГА».
Аэродромные световые указатели облегчают экипажу ориентировку на аэродроме при рулении, а также при движении ВС по аэродрому. Огни бывают двух видов — управляемые и неуправляемые. К управляемым относятся светофоры и стрелочные указатели. Светофоры, запрещающие движение, должны излучать красный свет, разрешающие — зеленый, а стрелки (световые указатели направления движения) — желтый свет. Цветовое исполнение неуправляемых светосигнальных знаков определяется их назначением. На рабочем поле знака прямоугольной формы, как правило, имеется только один символ в виде буквы, цифры или стрелки. Формы и размеры символов соответствуют рекомендациям ICAO. Так, знаки перед ВПП — белый символ на красном световом фоне, знаки обозначения РД в местах освобождения ВПП или пересечения РД — черный символ на желтом фоне, знаки обозначения при выходе с перронов — белый символ на синем фоне. Все стрелочные неуправляемые указатели имеют желтый символ на черном фоне.
Глиссадные огни предназначены для указания визуальной глиссады планирования. Существует несколько стандартных схем размещения глиссадных огней. Так, например, одна из стандартных схем визуального указания глиссады планирования включает в себя 12 глиссадных огней, размещенных по следующей схеме: две пары фланговых горизонтов (ближний и дальний) по три огня в каждом горизонте. Ближний горизонт располагается на расстоянии 150 м от порога ВПП, дальний — на расстоянии 210 м от ближнего. Каждый глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный в нижней. Углы распределения световых лучей и установка глиссадных огней должны быть такими, чтобы пилот при заходе на посадку видел:
все глиссадные огни красными при нахождении ВС ниже нормальной глиссады планирования и все огни белыми при нахождении ВС выше нормальной глиссады планирования;
огни ближнего горизонта белыми, а дальнего горизонта красными при нахождении ВС на нормальной глиссаде планирования. Тип, число и схема расположения глиссадных огней определяются заданием на проектирование аэродрома.