СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АЭРОПОРТОВ




Посадка ВС—наиболее сложный и ответственный этап полета. Она успешно выполняется, если пилот хорошо вос­принимает земные ориентиры при переходе к визуальному полету. Ночью и в сложных метеорологических условиях днем, когда естественные земные ориентиры не видны, значительная роль отводится светотехническим средствам, особенно на последних этапах посадки (планирование, вы­равнивание, приземление и пробег). Пилот, установив ви­зуальный контакт с землей, при помощи светотехнических средств получает информацию о положении ВС относитель­но ВПП (направление на ось ВПП, удаление до ВПП, плоскость горизонта, обозначение ВПП, место приземления и направление пробега после посадки). Светосигнальное оборудование в комплексе с радиосредствами систем посад­ки на аэродроме обеспечивает: конечный этап захода на посадку; посадку и взлет ВС ночью и днем при установлен­ных для данного аэродрома минимумах; руление и регу­лирование движением ВС по аэродрому днем и ночью; световое ограждение высотных препятствий в районе аэрод­рома.

Для того чтобы установленные на аэродроме огни облег­чили посадку, они должны размещаться в определенной последовательности, иметь необходимые световые характе­ристики и цветность. Световые характеристики и места уста­новки огней должны быть такими, чтобы в условиях пло­хой видимости пилот в зоне приближения к ВПП и месту приземления ВС отчетливо видел определенное число све­тосигнальных огней. При этом по расположению огней нилот должен мгновенно определить направление на ВПП й крен ВС. В условиях плохой видимости особенно ответ­ственным этапом посадки является прохождение зоны при­ближения к ВПП. В этот момент начинается переход к визуальной ориентировке по световым сигналам. Система огней должна дать возможность пилоту с определенного расстояния увидеть поверхность ВПП для того, чтобы можно было произвести уверенную посадку.

Каждый аэродром имеет свои ми­нимумы аэродрома для посадки. Это минимально допусти­мые значения высоты принятия решения и дальности види­мости на ВПП, при которых разрешается выполнять по­садку на ВС данного типа. Под высотой принятия решения подразумевается установленная высота, на которой пилот начинает маневр ухода на второй круг, если до этой высоты не установлен надежный визуальный контакт с огнями све­тосигнальной системы аэродрома по курсу посадки или если положение ВС в пространстве не обеспечивает успешной посадки. Под дальностью видимости на ВПП подразуме­вается максимальное расстояние в направлении посадки, на котором огни или другие сигнальные знаки, относящиеся к ВПП, можно видеть из кабины пилота в момент приземле­ния. Для посадки в наиболее сложных метеорологических условиях установлены посадочные минимумы трех кате­горий.

На аэродромах ГА применяются следующие светосигналь­ные системы посадки (ССП):

огни малой интенсивности (ОМИ) — для захода на по­садку ВС визуально или по приборам;

огни высокой интенсивности первой категории (ОВИ-1) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории I;

огни высокой интенсивности второй категории (ОВИ-2) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории II;

огни высокой интенсивности третьей категории (ОВИ-3) — для точного захода и посадки ВС по минимуму категории III.

Светосигнальное оборудование аэродрома можно разде­лить на группы огней, располагающиеся в определенной последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей. Некоторые группы огней имеются во всех четырех светосигнальных системах посадки, другие — только в некоторых из них (табл. 1).

 

Т а б л и ц а 1
Группы огней Светосигнальные системы
ОМИ ОВИ-І ОВИ-ІІ ОВИ-ІІІ
Огни приближения постоянного излучения + + + +
Огни приближения импульсные Р Р P
Огни световых горизонтов + + + +
Центральные и боковые огни КПБ + +
Входные огни + + + +
Посадочные огни + + + +
Ограничительные огни + + + +
Осевые огни ВПП Р + +
Огни зоны приземления + +
» знака приземления        
(или глиссадные огни) + + + +
Рулежные огни боковые + + + +
» » осевые Р +
Огни быстрого схода с ВПП Р Р +
Огни схода с ВПП Р Р +
Стоп-огни и предупредительные огни Р +
Аэродромные световые указа тел и управляемые + + +
Аэродромные световые указатели неуправляемые Р + + +
Заградительные огни ограждения высотных препятствий + + + +

 

Примечание. Знак «+» — обязательное применение данного оборудования; знак «–» — отсутствие; «Р» — оборудование, рекомендуемое к установке, но не обязательное.

 

Огни приближения постоянного и импульсного излу­чения устанавливают по линии продолжения оси ВПП. Они предназначены для указания пилоту направления на ось ВПП и используются для маркировки участка между БПРМ и началом ВПП. Хотя импульсные огни приближения и рекомендуются во всех системах ОВИ, но, как показывает практика, их применение целесообразно только днем в тумане, когда отсутствует их слепящее действие. Огни при­ближения излучают белый свет.

Огни световых горизонтов располагаются перпенди­кулярно линии продолжения оси ВПП, создавая искусст­венный горизонт. Световые горизонты дают информацию пилоту о поперечном крене ВС по отношению к поверхно­сти ВПП. Огни световых горизонтов излучают белый свет.

Огни концевой полосы безопасности (КПБ) — осевые, центрального ряда и боковые—устанавливают только в светосигнальных системах ОВИ-П, ОВИ-Ш перед началом ВПП па участке длиной 300 м. Они предназначены для указания направления на ось ВПП, дают информацию пилоту о ширине зоны приземления, моменте начала вы­равнивания. Осевые и центральные огни КПБ излучают белый свет, а боковые огни КПБ красный. Входные огни устанавливают у порога ВПП. Они предназначены для ука­зания начала ВПП (его торца) и излучают зеленый свет.

Посадочные огни размещают с двух сторон вдоль ВПП и обозначают ими боковые продольные стороны ВПП. При помощи посадочных огней маркируются 600-метровые участки по концам ВПП. На этих участках посадочные огни излучают желтый свет, на остальных — белый. Огни знака приземления устанавливают на расстоянии 150—300 м от порога ВПП перпендикулярно оси ВПП в виде небольшого светового горизонта за пределами ВПП. Огни знака при­земления излучают белый свет. Ограничительные огни обо­значают конец ВПП и излучают красный свет.

Осевые огни ВПП предназначены для указания пилоту продольной оси ВПП при посадке и взлете ВС. Для коди­рования участков ВПП осевые огни, смонтированные на последних 300 м ВПП для каждого направления посадки, излучают красный свет в направлении к ВС, движущемуся по ВПП. На участке 900—300 м от конца ВПП осевые огни излучают красный и белый свет попеременно, а на осталь­ном участке до порога ВПП — белый. Осевые огни исполь­зуются при эксплуатации ВС с высокими посадочными ско­ростями, а также при ширине ВПП более 50 м.

Огни зоны приземления служат для обозначения зоны приземления на ВПП с целью облегчения посадки в усло­виях плохой видимости. Огни устанавливают в два ряда параллельно оси ВПП на участке 900 м от порога ВПП. Они излучают белый свет. Боковые огни КПБ и огни зоны при­земления, располагаясь в одном ряду, образуют световой коридор, по которому пилот легко определяет правильность выхода на ось ВПП.

Огни быстрого схода с ВПП располагаются на скорост­ных выводных РД и предназначены для руления на боль­шой скорости (60 км/ч и более) при сходе с ВПП в целях увеличения пропускной способности ВПП. Огни излучают зеленый свет. Огни схода с ВПП устанавливают на вывод­ных РД, имеющих большой угол закругления. Они пред­назначены для использования при сходе с ВПП. Огни из­лучают также зеленый свет. Огни схода с ВПП и огни быст­рого схода с ВПП должны быть экранированы так, чтобы они были видны только в заданном направлении.

Боковые и осевые рулежные огни служат соответственно для указания продольных границ и осевой линии рулежных дорожек. Боковые рулежные огни излучают синий свет, а осевые — зеленый.

Стоп-огни предназначены для запрещения движения ВС у пересечений РД, мест примыкания РД к ВПП или мест ожидания при рулении. Они дополняют светофоры или за­меняют знаки дневной маркировки огнями высокой интен­сивности в условиях плохой видимости. Стоп-огни однона­правленные и излучают красный свет.

Предупредительные огни предназначены для предупреж­дения пилота о ближайшем пересечении рулежных дорожек. Огни устанавливают в виде светового горизонта, перпенди­кулярного оси РД. Они излучают желтый свет. Загради­тельные огни предназначены для светового обозначения препятствий в районе аэродрома, излучают красный свет и должны устанавливаться в соответствии с «Наставлением по аэродромной службе ГА».

Аэродромные световые указатели облегчают экипажу ориентировку на аэродроме при рулении, а также при движении ВС по аэродрому. Огни бывают двух видов — управляемые и неуправляемые. К управляемым относятся светофоры и стрелочные указатели. Светофоры, запрещаю­щие движение, должны излучать красный свет, разрешаю­щие — зеленый, а стрелки (световые указатели направле­ния движения) — желтый свет. Цветовое исполнение не­управляемых светосигнальных знаков определяется их назначением. На рабочем поле знака прямоугольной формы, как правило, имеется только один символ в виде буквы, циф­ры или стрелки. Формы и размеры символов соответствуют рекомендациям ICAO. Так, знаки перед ВПП — белый символ на красном световом фоне, знаки обозначения РД в местах освобождения ВПП или пересечения РД — черный символ на желтом фоне, знаки обозначения при выходе с перронов — белый символ на синем фоне. Все стрелочные неуправляемые указатели имеют желтый символ на черном фоне.

Глиссадные огни предназначены для указания визуаль­ной глиссады планирования. Существует несколько стан­дартных схем размещения глиссадных огней. Так, например, одна из стандартных схем визуального указания глиссады планирования включает в себя 12 глиссадных огней, раз­мещенных по следующей схеме: две пары фланговых гори­зонтов (ближний и дальний) по три огня в каждом гори­зонте. Ближний горизонт располагается на расстоянии 150 м от порога ВПП, дальний — на расстоянии 210 м от ближнего. Каждый глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный в нижней. Углы распределения световых лучей и установка глиссадных огней должны быть такими, чтобы пилот при заходе на посадку видел:

все глиссадные огни красными при нахождении ВС ниже нормальной глиссады планирования и все огни белы­ми при нахождении ВС выше нормальной глиссады пла­нирования;

огни ближнего горизонта белыми, а дальнего горизонта красными при нахождении ВС на нормальной глиссаде планирования. Тип, число и схема расположения глиссад­ных огней определяются заданием на проектирование аэрод­рома.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: