В настоящее время проблема адаптации подростков в социуме является одной из приоритетных задач образования и воспитания. Проведение мероприятий воспитательной направленности позволяет выявить уровень адаптации и место обучающихся в коллективе.
Выбор темы адаптационного мероприятия имеет большое значение. Это должна быть важная тема, которая интересна присутствующим и актуальна в современном обществе. Предлагаемая нами тема «Суд над алкоголем» полностью отвечает этим требованиям.
Цель: сплочение коллектива подростков, формирование у них представлений об опасности алкоголизма и чувства прекрасного при описании мира без алкоголя.
Задачи.
1. Образовательные. Показать учащимся негативное значение алкоголя.
2. Воспитательные. 1) продолжить формирование научного мировоззрения; 2) осуществить санитарно-гигиеническое воспитание на основе беседы о здоровом образе жизни; 3) осуществить нравственное воспитание с помощью рассказа об опасности алкогольного отравления; 4) осуществить эстетическое воспитание на примере картины мира без алкоголя.
3. Развивающие. Развитие познавательного интереса, памяти и внимания учащихся.
Ход мероприятия.
Слово ведущего:
- Здравствуйте, дорогие участники мероприятия! Сегодня нас ждёт интересное событие: суд над алкоголем. Это будет очень оригинальная игра. Но прежде чем провести её, мы коллективно нарисуем одну большую картину: «Мир без алкоголя». Каким бы прекрасным он был, если бы некоторые люди не омрачали его проблемами алкоголизма! Пожалуйста, доставайте карандаши, ластики и краски и приступайте к выполнению этого задания.
Педагог включает красивую музыку, под которую подростки приступают к выполнению задания. Во время из работы над картиной педагог наблюдает за общением в подростковом коллективе, отмечает лидеров и тех, у кого есть трудности в общении.
|
Когда картина будет готова, ведущий скажет:
- Отличная работа! Она очень понадобится нам во время предстоящей игры, которая называется «Суд над алкоголем». Для поведения этой игры мне понадобятся ваши актёрские способности. Вы выступите в роли Судьи, Прокурора, Адвоката, Свидетелей и, конечно же, самого подсудимого. Дорогие участники, кто из вас хочет получить роль?
Обучающиеся высказывают свои пожелания, после чего ведущий выбирает участников и раздаёт им роли. Те, кто роли не получил, выступят в качестве присяжных заседателей.
Несколько минут подростки знакомятся со своими ролями, читая текст, который предоставил им педагог. После этого ролевая игра начинается.
Судья. Прошу всех встать, суд идёт. Слушается дело о вреде, наносимом алкоголем всем жителям планеты. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор. Господа, мы здесь собрались, чтобы наконец-то наказать это ужасное вещество – этиловый спирт, который столько горя принёс людям. Это действующий компонент алкогольных напитков, угнетающий центральную нервную систему человека. Его длительное употребление может вызвать опасные заболевания: цирроз печени, язву желудка, рак, сердечно-сосудистые заболевания и даже повреждение мозга. Давайте выслушаем свидетелей обвинения: они многое о нём знают.
Свидетель обвинения 1. Я врач-нарколог. Ежедневно я оказываю помощь людям, отравившимся алкоголем. К сожалению, в большинстве случаев мои старания бесполезны: человек либо становится хроническим алкоголиком, либо умирает из-за непереносимости спирта или передозировки.
|
Свидетель обвинения 2. Я продавец в магазине. Каждый день у меня покупают алкогольные напитки. И несмотря на то что я не продаю алкоголь несовершеннолетним, взрослые, купив бутылку, угощают подростков. А те в свою очередь, попробовав совсем немного водки, начинают вести себя так неадекватно, что мне страшно за свою жизнь. Они могут силой заставить меня продать им алкоголь. А на следующий день прибегают извиняться и не понимают, что на них нашло.
Далее судья предоставляет слово адвокату.
Адвокат. Господа, наряду с вышеперечисленными недостатками подсудимый имеет множество достоинств: его широко применяют в медицине, фармакологии, в производстве. Его используют даже в качестве топлива. А ещё это хороший растворитель. Даже парфюмерия и косметика содержат в себе спирт. Предлагаю заслушать свидетелей защиты.
Свидетель защиты 1. Однажды у меня была сильная лихорадка. Лекарствами температуру сбить не удалось. Мне помогло лишь растирание спиртом.
Свидетель защиты 2. Как-то раз я сильно поранила ногу. Никаких медицинских средств рядом не было. Я обработала рану этиловым спиртом, и это помогло мне избежать заражения. Спирт – отличное антисептическое средство.
Прокурор: Это всё действительно важные свойства спирта. Но позвольте мне представить последний аргумент (обращается к коллективной картине): посмотрите, каким прекрасным был бы наш мир, если бы не вред алкоголя.
|
Судья предоставляет слово подсудимому.
Подсудимый. Да, из-за меня происходят ужасные вещи. Но разве есть в этом моя вина? Я всего лишь химическое вещество и принесу я пользу или вред людям, зависит не от меня.
Далее судья предлагает присяжным приступить к совещанию. Присяжные совещаются, а педагог в это время наблюдает за их общением, также отмечая лидеров и тех, кому трудно адаптироваться в коллективе.
Присяжные выносят вердикт, который зачитывает судья. После этого судья оглашает приговор:
Судья. Совещаясь на месте, суд постановил:
«Использовать только полезные свойства спирта и никогда не позволять ему брать верх над разумом. Данное решение окончательное и обжалованию оно не подлежит!»
После этой игры ведущий говорит:
- Уважаемые участники, вам понравилось данное мероприятие? (Обучающиеся отвечают).
- Хорошо. Наш коллектив ещё совсем молодой. Как вы думаете, смогло ли коллективное творчество и игра сплотить его? (Ответы обучающихся)
- Появились ли у вас новые друзья из нашей компании? (ответы обучающихся).
- Я бы хотела, чтобы наш коллектив стал самым дружным. Поэтому заполните, пожалуйста, одну небольшую анкету.
После этого педагог раздаёт участникам мероприятия анкеты, в основе которых лежит метод незаконченных предложений.
1. Больше всех в коллективе мне симпатичен…
2. Я бы хотел ближе познакомиться с…
3. Я скорее всего не смогу подружиться с…
4. Я ощущаю себя здесь…
5. Работая над коллективной картиной, мы…
6. Коллективная картина могла бы получиться лучше, если бы…
7. В игре «Суд над алкоголем» мне больше всего понравилось выступление…
8. Я считаю, что игра прошла бы интереснее, если бы…
9. В будущем в данном коллективе я вижу себя…
10. Я бы хотел, чтобы среди членов нашего коллектива…
11. Я хочу, чтобы в будущем наш коллектив…
12. Я считаю, что творческие способности больше всех развиты у…
13. По моему мнению, самый добрый и искренний из присутствующих – это…
14. К сожалению, не могу сказать ничего хорошего о…
15. Из числа присутствующих я бы пригласил на свой день рождения…
После того, как обучающиеся заполнят анкеты, педагог соберёт их, поблагодарит присутствующих за внимание и попрощается.
Затем педагог приступает к обработке анкет: выявляет лидеров, участников, которые хорошо адаптировались, обучающихся, чьё представление о коллективе пока не сформировано, а также тех, кто некофмортно себя чувствует в данной компании и тех, кого коллектив не принимает.
Литература
Основные источники:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2007 – 246 с.
2. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
3. Меневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – М., Владос, 2008 – 273 с.
4. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания школьников. – М., Академия 2009 – 525 с.
Дополнительные источники:
1. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
2. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с.
Интернет-ресурсы:
1. www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России)
2. https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт)
3. https:// www.shool.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
4. https:// www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека
5. https://www.inter-pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов