В 1765 - 1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Позже, в 1767 -1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен- Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера, с играми и спектаклями - малые эрмитажи. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
Гостиный двор
Гостиный двор кочевал почти сто лет. Сначала "устроился" на Петроградской стороне - сгорел. Затем - на Адмиралтейском и Васильевском островах. Все было не то - места мало, воровства в избытке. На нынешнем месте Гостиный двор обосновался с 1735 года. Строился он силами всего купечества - государственная казна - нисколько не пострадала. Первоначальный архитектурный проект Растрелли признали слишком пышным и дорогим. Другой архитекор Валлен-Деламот упростил и удешевил его. Косой четырехугольник имел по 170 лавок в каждом ярусе и был разделен на четыре линии. Названия линий соответствовали роду представленных товаров. На Суконной линии торговали шерстью, на Зеркальной - всяким светлым товаром, Суровская линия завораживала шелками. Именные лавки, настойчивые зазывалы, непременный торг - всего было в достатке. Но время шло - и вот уже единоличное владение лавкой стало грехом. В середине 1950-х отдельные магазины начали объединять в центральный универсам. И через десять лет Невский украсила уже окончательно "объединенная" Гостинка. В подкопе открыли станцию метро "Гостиный двор".
|
Работы архитектора Ж.Б.М. Валлен-Деламота по заказам Екатерины II
В. К. Шуйский (СПб)
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.
Находящиеся в Париже и Ангулеме и частично опубликованные во Франции чертежи Валлен-Деламота, а так же документальные архивные материалы, находящиеся в Петербурге, позволяют сделать ряд новых атрибуций и уточнений.
В начале правления Екатерины II переживает свое второе рождение Академия художеств. Из рук императрицы она получает не только устав и привилегии, но и новое здание, проект которого разработал Валлен Деламот. В отечественной литературе существует неверное представление о том, что основным автором этого выдающегося архитектурного произведения является А. Ф. Кокоринов. Однако обнаруженные во Франции предварительный проект здания Академии художеств, а также детальные чертежи Валлен-Деламота и отсутствие каких-либо графических материалов Кокоринова противоречат такому представлению.
|
После отставки Ф.?Б. Растрелли Валлен-Деламот фактически занял его место архитектора в Зимнем дворце. Им было выполнено большое количество проектов интерьеров: в 1762 году в западном корпусе для Екатерины II, в следующем году для нее же в юго-восточной части, в 1770 году в южном корпусе для великого князя Павла Петровича и в 1773 году в западном корпусе для великой княгини Наталии Алексеевны.
В литературе об архитекторе Ю. М. Фельтене категорически утверждается, что он проектировал интерьеры, разрабатывал чертежи каминов и стенных украшений в южном корпусе Зимнего дворца. Но наличие большого количества таких проектов Деламота и полное отсутствие чертежей Фельтена опровергают это утверждение.
Изучение французских источников совместно с отечественными архивными материалами позволило исключить так же авторство Фельтена относительно проекта набережной левого берега Невы, в частности, Дворцовой. Ее сооружение предполагалось еще Растрелли в связи со строительством Зимнего дворца. Воплотить же его замысел в проекте удавалось Валлен-Деламоту.
Предложенный производителем строительных работ Игнацио Росси проект Дворцовой набережной Екатерина II отвергла и утвердила вариант Валлен-Деламота.
Еще одной существенной работой Деламота по заказу Екатерины II явилось здание Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенное к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах. В литературе утвердилось нелепое представление о том, что это здание с двух сторон одновременно проектировалось разными архитекторами: со стороны Невы — Деламотом, а с Миллионной улицы — Фельтеном. Но проект принадлежал Деламоту, а Фельтен осуществлял строительство от начала и до конца. Такой же вывод подтверждает находящийся во Франции проект фасада здания Вольного экономического общества на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, выполненный Деламотом в 1768 году (здание не сохранилось). По архитектурно-художественным приемам проект был очень близок к фасаду Малого Эрмитажа со стороны Миллионной. В этой части здания Валлен-Деламот проектировал апартаменты для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Последний являлся президентом Вольного экономического общества, на строительства здания которого императрица пожертвовала часть своих собственных средств.
|
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.