Достижения украинской культуры в XVIII веке




Просвещение и книгопечатание

 

Ускорение развития производительных сил на Украине обусловливало необходимость распространения грамотности. Начальное образование, как и прежде, дети казацкой старшины, духовенства, зажиточных мещан получали в школах при церквях и монастырях, высшее в Киевской академии. В течение первой половины XVIII в. начали действовать также новые учебные заведения — коллегиумы в Чернигове, Переяславе и Харькове.

Центром просвещения была Киевская академия. Студенты изучали славянские, латинский, греческий и западноевропейские языки, историю, географию, математику, астрономию, естествознание, богословие. Это учебное заведение не просто давало обстоятельные знания по тем или другим предметам. Студенты учились здесь дискуссировать и отстаивать свои взгляды. Они пробовали силы в ораторском искусстве, стремились доходчиво и ясно излагать собственные мысли. Преподавательской деятельностью здесь занималась целая группа профессоров, среди которых широтой научных интересов выделялся Феофан Прокопович. В своих лекционных курсах он выступал против суеверия, религиозных «чудес». Ученый резко осуждал деятельность папы римского. Особенно острой критике и осуждению со стороны Ф. Прокоповича подвергались иезуиты и антинародные действия униатов. Впоследствии он стал одним из ближайших сподвижников Петра I. В своих трудах ученый стремился обосновать необходимость проведения реформ в сфере просвещения, быта и обычаев. Ему принадлежит определенный вклад в реорганизацию армии и флота.

Академия имела большую библиотеку, в которой насчитывалось около 12 тысяч книг. В 1734 г. в академии слушал лекции и работал в библиотеке Михаил Ломоносов (вспомните, чем прославился этот великий русский ученый).

В конце XVIII в. на Украине начали действовать первые профессиональные школы. К ним, в частности, принадлежала госпитальная школа в Елисаветграде, артиллерийская школа и штурманское училище в Николаеве.

На Правобережье и западноукраинских ч землях просвещение находилось в запущенном состоянии. Преследуемые католическим духовенством и королевскими властями украинские школы влачили жалкое существование. В то же время польско-шляхетское правительство поддерживало учебные заведения, которым покровительствовала католическая церковь и иезуиты. Здесь получали образование только дети магнатов, шляхты, духовенства.

Определенных успехов достигло книгоиздательское дело. В течение XVIII в. усовершенствовалась техника печати, улучшалось оформление книг. Большое значение в развитии книгопечатания имело введение в России гражданского шрифта (из истории СССР вспомните, когда это произошло).

Первая типография с гражданским шрифтом на Украине была открыта в 1764 г., в Елисаветграде (ныне Кировоград). Позднее такие типографии появились в Киеве, Екатеринославе, Харькове и других городах. Но книги были очень дорогими. Их могли приобретать только зажиточные люди.

 

Научные знания

 

Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Особое значение для отечественной науки имело открытие Академии наук в Петербурге. (1725 г.) и университета в Москве (1755 г.), где учились сотни выходцев из Украины.

Постепенно освобождалась от религиозных пут медицина. Появились первые учебники, где излагались основы медицинских знаний, описывались различные болезни. Определенные успехи были достигнуты в борьбе с эпидемическими заболеваниями. В 1707 г. в Лубнах открылась первая на Украине аптека.

Математическая наука также стала приобретать практическое направление. Например, в учебник И. Фальковского были включены элементы практической математики, материалы по тригонометрии, гражданской и военной архитектуре.

Ведущее место в развитии украинской культуры принадлежит философу и писателю Григорию Саввичу Сковороде (1722—1794), сыну бедного казака с Полтавщины. После учебы в Киевской академии он путешествовал по европейским странам. Потом Сковорода преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах, но, преследуемый церковью и царской администрацией, вскоре оставил стены этих учебных заведений. В своих произведениях мыслитель осуждал гнусную феодальную действительность, выступал против тирании и социальной несправедливости. Всю свою жизнь он стремился к свободе и завещал написать на могильной плите слова: «Мир ловил меня, но, не поймал».

В XVIII в. на Украине появились исторические работы, написанные в форме летописей. Их авторы Самуил Величко и Григорий Грабянка описали события освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг., положительно оценивали исторический акт воссоединения Украины с Россией. В то же время они прославляли гетманов, полковников, царских вельмож, высшее православное духовенство и осуждали антифеодальные восстания и выступления.

 

Литература и устное наводное творчество

 

В развитии украинской литературы XVIII в. появились новые черты: она постепенно освобождалась от влияния церкви и принимала светский характер. В это же время появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились обобщить, изложить свои взгляды на события и т. д. В конце XVIII в. широкой популярностью пользовалась «История Руссов или Малой России» неизвестного автора, где главное внимание было сосредоточено на освещении событий освободительной войны 1648—1654 гг. Среди паломнической литературы (записки путешественников к «святым местам») известное произведение «Путешествие» В. Григоровича-Барского. Живой образной речью автор описал свои впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение не потеряло своего познавательного значения и сегодня. В художественные произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихотворения Г. С. Сковороды усыпаны большим количеством пословиц и поговорок. Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи. Творчество Г. С. Сковороды оказало заметное влияние на Ивана Петровича Котляревского (17691838) — родоначальника новой украинской литературы. Его знаменитая поэма «Энеида», три части которой были напечатаны в 1798 г. в Петербурге, отражала реальные картины жизни общества того времени. Исторические песни и думы, баллады и предания изображали нищенскую жизнь крестьянства и рядового казачества, издевательства над ними старшин-феодалов. Появилось немало дум и песен, разоблачавших основные пороки феодально-крепостнического строя, призывавших народ уничтожить ненавистных помещиков. В устном народном творчестве прославлялись вожаки повстанцев — Максим Железняк, Иван Гонта, Олекса Довбуш, воспевались Полтавская битва, освобождение земель Причерноморья, воссоединение Правобережной Украины с Россией. Среди народа широкой популярностью пользовались пословицы, имевшие остро социальное направление («Добра пані за рабами», «Панська ласка літо гріє, а на зиму кожуха треба старатися», «Вовк ловить, а потам і вовка зловлять», «I перед нашими воротами сонце зійде»).

 


Театр и музыка

 

В процессе развития театра на Украине крепли его связи с народом. Новой формой искусства стал балаган. Как правило, он устраивался во временных деревянных помещениях, на ярмарках, базарах и собирал много людей. Сюжеты пьес были созвучны настроениям народных масс, актеры высмеивали и осуждали произвол феодалов.

В XVIII в. возник также крепостной театр. В имениях крупных феодалов устраивались зрелища, в которых были заняты крепостные. Позднее театры действовали преимущественно в городах. В 1789 г. в Харькове возник первый постоянный театр на Украине. В нем, кроме местных актеров, выступали артисты из Москвы и Петербурга.

Неотъемлемой составной частью духовной жизни народа оставалась музыка. Многие бандуристы, кобзари, лирники исполняли песни о тяжелой жизни трудящихся, их героической борьбе против феодалов и иноземных захватчиков. В городах появились новые музыкальные цехи, которые обслуживали преимущественно феодалов.

В XVIII в. возросло профессиональное мастерство композиторов и исполнителей. Далеко за пределами Украины были известны имена композиторов Максима Березовского и Артема Веделя. Подлинной школой для многих поколений русских и украинских композиторов стало творчество Дмитрия Бортнянского. Он написал 45 хоровых концертов, много произведений для фортепиано, симфоний. Музыкальное творчество композитора высоко оценивали современники на родине и за рубежом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: