Система развивающего обучения Л.В. Занкова.




Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Проблема соотношения обучения и развития в психологии и педагогике. Сущность и теоретические основы развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Термин «развивающее обучение» ввел в 1960-е годы В.В. Давыдов.

В психологии и педагогике существуют три противоположных подхода к соотношению процессов обучения и развития.

Концепция обучаемого развития Ж. Пиаже: ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии:

· 1) до 2 лет - стадия сенсомоторного мышления;

· 2) с 2 до 7 лет - стадия дооператорного мышления;

· 3) с 7-8 до 11-12 лет - стадия конкретных операций;

· 4) с 11-12 до 14-15 лет - стадия формальных операций с предложениями или высказываниями (то есть ребенок может организовывать воспринимаемое в нечто структурно целое и сообразно этому действовать).

При этом развитие зависит от обучения в незначительной степени: развитие идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

Концепция Джемса - Торндайка: обучение отождествляется с развитием, а развитие рассматривается как накопление человеком навыков и привычек в ходе обучения. Получается, чем больше ты знаешь? тем больше ты развит.

Концепция ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский). В начале 1930-х годов Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка, во всей совокупности его личностных качеств как на основную цель. При этом знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:

· 1) зону актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;

· 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Для развития нужно постоянно преодолевать грань между зоной актуального развития и зоной ближайшего развития, т.е. областью неведомой, но потенциально доступной для познания.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно происходит в зоне ближайшего развития ребенка, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Эта концепция Л.С. Выготского была развита и применена на практике советскими психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой. В развивающем обучении, утверждают эти ученые, педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Позиция учителя в развивающем обучении:«к классу не с ответом, а с вопросом». Учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении. Позиция ученика в развивающем обучении:полноценный субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально созданных для этого условиях).

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занковым и сотрудниками руководимой им лаборатории «Обучение и развитие» в 1950-е - 60-е гг. была разработана технология обучения, получившая название система интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Психическое развитие Л.В. Занков понимает как появление в психике ученика новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Такими новообразованиями младших школьников являются:

· 1) аналитическое наблюдение (умение целенаправленно и выборочно воспринимать факты, явления);

· 2) отвлеченное мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению);

· 3) практическое действие (умение создать материальный объект, произвести согласованные ручные операции).

Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли и чувств ребенка, то есть как результат деятельности целостной личности, поэтому их формирование продвигает развитие личности в целом.

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову:

· 1) обучение на высоком уровне сложности (ученики познают взаимозависимость изучаемых явлений, их внутренние связи);

· 2) ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (младшие школьники усваивают не только представления, но и научные понятия);

· 3) изучение программного материала в быстром темпе (суть этого принципа не в увеличении объема учебного материала, а в наполнении материала разносторонним содержанием);

· 4) осознание учеником процесса учения (дети подводятся к овладению мыслительными операциями на осознанном уровне).

Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

· 1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география - с 1-го класса, история - со 2-го класса.

· 2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.

· 3. Основные формы организация обучения - те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.

· 4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).

· 5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемые явления.

· 6. Систематическая работа над развитием всех учащихся - сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).

В результате экспериментального обучения по системе Л.В. Занкова удается добиться от учащихся интенсивной умственной работы, выполняя которую, дети переживали чувство радости от преодоления учебных трудностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: