СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К написанию курсовой работы

По специальностям

Специальное дошкольное образование

Дошкольное образование

Г. Орехово-Зуево

Г.

Общие требования

1.1. Методические рекомендации составлены в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в образовательном учреждении среднего профессионального образования» (Приложение к письму Минобразования России от 05.04.99 № 16-52 ин/16-13)

В соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва) учебная деятельность обучающихся предусматривает выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине.

1.2. Выполнение обучающимися курсовой работы (проекта) осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины или междисциплинарного курса (далее – МДК), в ходе которого проверяются полученные знания и умения или компетенции при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов или видом профессиональной деятельности.

1.3. В ходе выполнения курсовой работы (проекта) решаются следующие задачи:

- расширение, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине, общих и профессиональных компетенций по МДК в соответствии с требованиями ФГОС СПО по соответствующем направлению подготовки;

- освоение общих и профессиональных компетенций;

- приобретение опыта творческого мышления, обобщения и анализа;

- развитие инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- приобщение к работе со справочной, специальной и нормативной литературой;

- применение современных анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;

- развитие интереса к научно-исследовательской работе.

1.4. Курсовая работа по дисциплине выполняется в сроки, определенные учебным планом по специальности.

1.5. Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими предметно - цикловыми комиссиями.

1.6. Темы курсовых работ должны, как правило, соответствовать рекомендуемой
примерной тематике курсовых работ в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Тема курсовой работы может быть связана с программой практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной форме - с их непосредственной работой. Тема может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

1.7.Руководство по выполнению курсовой работы осуществляет руководитель работы. Общий контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет заместитель директора по учебной работе

1.8. На время выполнения курсовой работы составляется расписание
консультаций, утверждаемое директором колледжа. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов.

Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения курсовой работы;

- подготовка письменного отзыва на курсовую работу.

1.9. По завершении студентом курсовой работы руководитель
проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает
студенту для ознакомления.

1.10.Письменный отзыв должен включать:

- заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;

- оценку качества выполнения курсовой работы;

- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической
и практической значимости курсовой работы;

- оценку курсовой работы.

1.12. Защита курсовой работы является обязательной.

1.13. Курсовая работа оценивается по пятибалльной шкале. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

 

2. Структура, содержание и объем курсовой работы

 

2.1. По содержанию курсовая работа может носить теоретический, опытно-практический или опытно-экспериментальный характер.

2.2. По структуре курсовая работа теоретического характера состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цели, задачи работы и др.;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;курсовая работатеоретического характера не включает в себя практическую часть. Но в теоретической части дается глубокий сравнительный анализ литературы или анализируется опыт работы учителей, педагогов, описанный в первоисточниках

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического использования материалов работы;

- списка используемой литературы;

- приложения.

2.3. По структуре курсовая работа опытно-практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;

- практическая часть, должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагогического работника или педагогического коллектива дошкольной образовательной организации) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫКУРСОВОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа начинается с обоснования актуальности темы. Автор должен показать, насколько важна данная тема, какие задачи в этом направлении решает практика обучения, что уже изучено учеными, методистами и что предстоит сделать студенту (например, студент может доказать эффективность использования того или иного вида работы: метода, приема в конкретных условиях с детьми своей группы, сравнить несколько приемов между собой, дать сравнительный анализ учебников 2-х авторов). Обратите внимание на то, что, обосновывая актуальность, не следует уже заранее отвечать на вопрос, который вы позже сформулируете в проблеме.

Примеры.

В работе на тему «Соотношение непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста», раскрывая актуальность темы, следует раскрыть роль памяти в психическом развитии ребенка, в подготовке к школе. Можно написать о том, что основным видом памяти является непроизвольная память, но в старшем дошкольном возрасте появляется произвольная память. Но не следует говорить об их соотношении, иначе формулировка проблемы, которая последует за актуальностью, будет бессмысленной.

В работе на тему «Роль скороговорок в формировании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» в актуальности рекомендуется раскрывать особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, роли звуковой культуры в подготовке ребенка к обучению в школе, но не следует в актуальности писать о роли скороговорок в формировании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Формулировка проблемы. Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса.

Например, в теме «Роль скороговорок в формировании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» проблема может быть сформулирована следующим образом:

Какова роль скороговорок в формировании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста? Или Могут ли скороговорки способствовать формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

В теме «Роль прогулки в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста» проблему можно сформулировать следующим образом: «Могут ли прогулки способствовать формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста?

Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. Например, объектом могут быть навыки монологической речи учащихся на среднем этапе изучения иностранного языка или внеурочная работа по иностранному языку.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает объект, выделяя наиболее существенные главные признаки объекта (предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой работы, либо очень близок по звучанию).

Например: в теме «Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Объект – особенности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – процесс формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста или методы и приемы формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста или средства формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Цель. На основе проблемы, сформулированных объекта и предмета исследования, устанавливается центральный момент работы – ее цель. В качестве цели исследования в обобщенном, сжатом виде, формулируется тот результат, который должен быть получен в итоге исследования. Примеры формулировки цели:

Проанализировать роль прогулок в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Доказать эффективность использования прогулки с целью формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста (такая цель подходит для работы экспериментального характера).

Цели исследования, которые предполагают разработку методических рекомендаций по формированию у детей чего-либо или разработку критериев, требований, следует планировать осторожнее, т.к. студенту сложно самостоятельно разработать критерии или методы. Чаще всего в работе бывает одна цель.

Задачи исследования выступают как частные сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования.

Пример. В теме «Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» можно сформулировать следующие задачи:

1.Провести анализ и систематизировать имеющиеся в методической литературе рекомендации по теме исследования.

2.Раскрыть понятие «логическое мышление», рассмотреть формы и операции логического мышления.

4. Дать характеристику методам и приемам формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

5. Проанализировать опыт работы воспитателя МДОУ ЦРР №….по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 

В теме «Роль прогулки в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста» можно сформулировать следующие задачи:

1.Провести анализ и систематизировать имеющиеся в методической литературе рекомендации по теме исследования.

2.Проанализировать требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть особенности формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

4. Проанализировать роль прогулки в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста (или доказать эффективность использования прогулки с целью формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста - в работе экспериментального характера).

Сначала следует спланировать задачи, раскрывающие объект исследования, а затем – задачи, раскрывающие предмет.

Далее определяются основные методы исследования, такие как: наблюдение, эксперимент, тесты, анкетирование, беседа, метод статистической обработки результатов исследования.

В данный раздел включаются только те методы, которые студент предполагает использовать в работе.

Последним компонентом введения является база исследования, т.е. студент дает информацию о количестве детей в группе, где будет проводиться исследование, а также указывает местонахождение ДОО.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В данной частиработы студент должен продемонстрировать приобретенный им запас теоретических знаний, умение анализировать первоисточники, сравнивать различные точки зрения, давать оценку.

После ссылок на авторов (в прямой или косвенной речи) следует указать источник данной информации.

Пример. Иванова Т.И. [8, 24] в своей работе … говорит о …, данные цифры означают, что вышеуказанный материал взят студентом из первоисточника, находящегося в списке литературы в конце работы под номером 8, а 24 – номер страницы в первоисточнике.

В конце теоретической части необходимо сделать выводы, раскрывающие основное содержание, согласующиеся с задачами, спланированными во введении и пунктами теоретической части.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая часть работы должна быть связана логически с теоретической частью. Практическая часть должна завершаться выводами.

Отчет о результатах работы ведется в безличной форме, либо от 1 лица множественного числа, т.е. «мы» (подразумевается студент и его руководитель). Примерное соотношение теоретического и практического материала может быть следующее: практическая часть занимает примерно половину страниц от теоретической части, либо 1/3 часть

Практическая часть работы, носящей экспериментальный характер, состоит из трех частей:

1. Констатирующий эксперимент.

В этом разделе указывается, где проводились исследования, какие методы были использованы (с указанием названий методик и авторов). Полученные по отдельным методикам и обобщенные результаты анализируются и представляются в таблицах, рисунках (диаграммах, графиках).

2. Формирующий эксперимент. Описывается работа, проведенная студентом с целью повышения уровня знаний, умений, навыков детей, уровня развития психических процессов и т.п. В зависимости от поставленной цели, исходя из темы и условий, формирующий эксперимент может быть проведен со всей группой детей или с подгруппой детей, показавших низкие результаты.Может быть группа экспериментальная и конрольная.

3. Контрольный эксперимент. Состоит из двух этапов.

3.1.Проводится повторное изучение уровня знаний, умений, навыков детей, уровня развития психических процессов и т.п. Полученные по отдельным методикам и обобщенные результаты анализируются и представляются в таблицах, рисунках (диаграммах, графиках).

3.2.Сравниваются и анализируются результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнения также представляются в таблицах, рисунках (диаграммах, графиках).

 

В ВКР опытно-практического характера практическая часть, должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, описание опыта практической работы (своего собственного, конкретного педагога, конкретной образовательной организации) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Студент должен показать, насколько решены им проблема, цель, задачи исследования, подтверждена или опровергнута гипотеза. Необходимо сделать выводы по всей проведенной работе. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов. В заключении формулируются выводы, рекомендации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

(не менее 20 источников)

Если использован учебник, учебное пособие, в списке указывается фамилия, инициалы, название, место издания (Москва, Санкт-Петербург), издательство, год издания (только цифра) и количество страниц. Если сведения взяты автором из статьи в журнале, газете, оформление идет следующим образом: фамилия и инициалы авторов, название журнала, газеты, если есть, то указывается серия, далее место издания, издательство, год выпуска, том (если есть), номер журнала или газеты и страницы, на которых помещена статья.

Примеры:

Описание книги с одним автором

Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 432 с.

Описание книги двух авторов

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах. - М.: Сфера, 2004. - 256 с.

Описание книги трёх и более авторов

Орлов Ю.М. и др. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, И.И. Косарев. - М.: Педагогика, 1994. - 60 с.

Примечание: более подробное перечисление авторов производится в сведениях, относящихся к заглавию после косой черты.

Сборник работ разных авторов с общим заглавием

Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

Многотомное издание

Самойлов Д.С. Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. И. Иванова. - М.: Художественная литература, 1994. - Т. 1-2.

Отдельный том

Осеева В.А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. - М.: Детская литература, 1985. - 559 с.

Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

Статья из журнала

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-24.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

5.1.При оформлении работы следует учитывать требования к оформлению в соответствии с:

- ЕСТД (Единая система технологической документации);

- ЕСКД (Единая система конструкторской документации);

ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному делу и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Каждая страница должна иметь поля (левое поле – 35 мм, правое поле - 10 мм, верхнее и нижнее поля - 15 мм.). Страницы обозначаются арабскими цифрами на верхнем поле в средней части. Отсчет страниц начинается с титульного листа, однако цифра 1 на титульном листе не проставляется. Не проставляются страницы на листах, которые полностью заняты таблицами и тех, которые размещены в длину листа, их нумерация учитывается.

5.2.Примерный объем работы- 30–40 страниц печатного текста. Работа выполняется на бумаге формата А-4. Шрифт на компьютере – 14, интервал – 1,5.

5.3 Слова «ВВЕДЕНИЕ», «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ», «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными (прописными) буквами. Заголовки пунктов и подпунктов печатать строчными буквами курсивом в середине строки без точки в конце, переносы слов в заголовках не допускаются.

1.Мышление, общая характеристика мышления

1.1. Понятие о мышлении, физиологическая основа мышления

5.4. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней, иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы.

5.5. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц, на все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Слово «таблица» и ее номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Точка в конце заголовка не ставится.

5.6. В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений. По всей работе следует выдерживать, принцип единообразия сокращений, т.е. одно и то же слово везде сокращается одинаково, либо везде не сокращается. Например: и др.- и другие, т.е. - то есть, им. – имени. Общепринятые буквенные аббревиатуры (ГОС, ИЯ, и др.) не требуют расшифровки в тексте. Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто, повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой в дальнейшем пользуются. Напечатанный текст должен быть обязательно проверен, ошибки исправлены.

5.7. Приложение открывается чистым листом, на котором по центру страницы пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», затем даются сами пронумерованные приложения на отдельных листах. Каждое новое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», если их несколько, то каждое нумеруют: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Далее по центру идет заголовок приложения. В приложение включают планы-конспекты уроков или занятий, практический материал (загадки, скороговорки, стихи), упражнения, подобранные в системе, тесты «сырой» материал (ответы на тест, работы учащихся, ответы на анкеты), рисунки, картинки, эскизы оформления стендов, документы, выписки из приказов, инструкций.

5.8. Сдается выполненная работа в плотной папке или в переплетенном виде.

 

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

6.1. Завершенная курсовая работа не позднее, чем за 2 недели до защиты, предоставляется руководителю, который дает письменный отзыв о работе и рекомендует курсовую работу к защите.

6.2. Защита курсовых работ проводится с участием представителя администрации или председателя ПЦК.

6.3. К защите студент готовит автореферат и презентацию.

6.4. Студенту предоставляется время для выступления (в пределах 10-15 минут). В своем выступлении он должен отразить: актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, результаты проведенного исследования, конкретные выводы и предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обосно­ванием возможности их реализации в условиях конкретного учреждения, организации. Особое внимание необходимо сосредоточить на результатах собственных исследований. В процессе доклада рекомендуется использовать наглядные пособия, которые помогают усилить доказательность выводов и предложений, облегчить выступление.

6.6. После доклада, оглашения рецензии студент отвечает на заданные ему вопросы руководителя и присутствующих на защите лиц.

6.7. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

6.8. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по
курсовой работе, предоставляется право выбора темы курсовой работы
или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется
срок для ее выполнения.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: