Методические рекомендации по организации образовательного процесса




по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (в соответствии с обновленными учебными программами)

Изменения в учебных программах Рекомендации по организации образовательного процесса
1 класс
Раздел «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» Уменьшено количество часов на изучение раздела; Расширена информация о видах художественных образов; Откорректировано содержание раздела в соответствии с возрастными особенностями учащихся; Расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся; Увеличено количество произведений белорусских художников. Корректировка содержания раздела учебной программы «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» осуществлялась с учетом практикоориетированного подхода к обучению. В связи с этим уменьшено количество часов на изучение раздела (при обучении учебному предмету «Изобразительное искусство» приоритет должен отдаваться ознакомлению учащихся с основами изобразительной грамоты и формированию практических навыков художественной деятельности). При реализации содержания подраздела «Эстетическое восприятие действительности» особое внимание следует обращать на восприятие объектовприроды (разнообразие форм, цветовых оттенков). Немаловажное значение имеет развитие навыков осуществления сравнительного анализа формы и цвета объектовприроды, которые в дальнейшем помогут учащимся при анализе произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных сооружений. При реализации содержания подраздела «Восприятие произведений искусства» необходимо формировать представление учащихся о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи. Эстетическоевосприятие действительностии произведений искусства должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, которые отводятся на изучение основ изобразительной грамоты или программой предусматривается только практическое решение учебной изобразительной задачи (например, «Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов. Соответствие размера изображения размеру листа бумаги. «Жираф», «Бегемот», «Крокодил», «Слон», «Ракета», «Автобус», «Дом», «Богатырь», «Красавица» и т.п.»; «Компоновка изображения на листе бумаги (в заданном формате). Взаимосвязь изображаемых объектов (фигур) в композиции. «Веселые клоуны», «Акробаты», «Дрессировщица и голуби» и т.п.»; «Декоративное обобщение форм растительного и животного мира (стилизация). Фриз: «Цветы, бабочки и птицы», «Моя Беларусь» (гуашь)» и др.). Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их анализ должны предшествовать выполнению практической работы: в начале занятия предполагается проведение беседы (демонстрация мультимедийной презентации), следующая его часть – практическая реализация темы (создание творческой композиции, лепка, декорирование изделий (эскиз росписи, украшения одежды и т.п.). Количество времени, отведенное на изучение раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, в 1 классе суммарно составляет 8 часов. При ознакомлении учащихся с содержанием раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» рекомендуется создавать и использовать мультимедийные презентации.
Раздел «Практическая художественно-творческая деятельность» Увеличено количество часов на изучение раздела; Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами; Откорректирована к некоторым заданиям тематика практических работ, расширен перечень объектов труда; Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ. Корректировка содержания раздела учебной программы «Практическая художественно-творческая деятельность» осуществлялась с учетом реализации компетентностного подхода в обучении учащихся. В процессе реализации содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» необходимо создавать оптимальные условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности, развития художественных способностей учащихся в области цвето- и формообразования, освоения и передачи пространственных закономерностей (линейная и световоздушная перспектива), формирования навыков лепки, декоративно-прикладной деятельности, художественного конструирования (дизайна). Подраздел «Освоение технологических особенностей художественных техник» введен с целью акцентирования внимания на обучение приемам работы с разными художественными материалами и в разных художественных техниках. Большое значение имеет наглядный показ (демонстрация) учителем приемов работы с материалами и инструментами. В программе предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи с целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся (например, «Передача в рисунке характерных особенностей строения деревьев (форма, конструкция). Рисование на основе наблюдений: «Зимний лес», «Волшебные деревья», «Могучий дуб», «Стройная березка» и т.п.» (гелевая ручка с черными чернилами, фломастер)). Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче. Для расширения представлений обучающихся о специфике создания художественного образа и осуществления анализа учебных достижений учащихся в разных видах творческой деятельности некоторые темы 1 класса повторяются во 2-4 классах. Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков). Наброски и зарисовки, выполненные во время экскурсий на природу и просмотра мультимедийных презентаций, могут служить основой для решения художественного образа при создании учащимися творческих композиций. Количество часов, отведенных на изучение учебного содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, в 1 классе суммарно составляет 52 учебных часа. На одном уроке для реализации цели и задач учебного предмета «Изобразительное искусство» целесообразно объединять учебное содержание двух разделов программы.
2 класс
Раздел «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» Уменьшено количество часов на изучение раздела; Откорректировано содержание раздела в соответствии с возрастными особенностями учащихся; Введена тема «Декоративно-прикладное искусство. Связь декора с формой и назначением предмета», расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся; Увеличено количество произведений белорусских художников для ознакомления учащихся; Корректировка содержания раздела программы «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» обусловлена положениями практико-ориентированного подхода к освоению учебного предмета. В связи с этим уменьшено количество часов на изучение раздела (приоритет должен отдаваться ознакомлению учащихся с основами изобразительной грамоты и формированию практических навыков художественной деятельности). При реализации содержания подраздела «Эстетическое восприятие действительности» особое внимание следует обращать на форму и цветовые сочетания в окраске объектов природы, красоту природы в разное время года (через видеоэкскурсии, мультимедийные презентации), формирование умений анализировать формы и цвета объектовприроды. При реализации содержания подраздела «Восприятие произведений искусства» необходимо расширять представление учащихся об особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи, формировать умения анализировать произведения искусства, вычленять систему выразительных средств. Эстетическоевосприятие действительностии произведений искусства должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, где предусматривается практическое решение учебной изобразительной задачи (например, «Выбор положения листа бумаги в зависимости от содержания композиции, размеров изображаемых объектов, пластического решения образов. Гармоничное заполнение поверхности листа бумаги изображениями; выделение композиционного центра: поезд, подъемный кран, жираф, крокодил, белочка, еж (художественный материал по выбору учителя)», «Особенности выполнения рельефной композиции: «Аленький цветочек», «Папараць-кветка», «Новый год в лесу», «В заповеднике» (бумажная пластика) и др.). Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их анализ должны предшествовать выполнению практической работы. Количество времени, отведенное на изучение раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, во 2 классе суммарно составляет 4 часа. При ознакомлении учащихся с содержанием раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» целесообразно использовать мультимедийные презентации
Раздел «Практическая художественно-творческая деятельность» Увеличено количество часов на изучение раздела; Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами; Откорректирована к некоторым заданиям тематика практических работ, расширен перечень объектов труда; Исключена тема «Лепка декоративного сосуда: “Волшебная лампа Аладдина”»; Включена тема по дизайну «Конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Мышка», «Белочка» и т. д. (цветная бумага)»; Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ. Корректировка содержания раздела учебной программы «Практическая художественно-творческая деятельность» осуществлялась с учетом реализации компетентностного подхода в обучении учащихся. В процессе реализации содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» необходимо создавать оптимальные условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности и развития художественно-творческих способностей учащихся. В программе предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи с целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся (например, «Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный и печальный, спокойный и напряженный): «Самый веселый клоун», «Печальный Пьеро», «Пасмурно», «Гроза надвигается», «Солнечный денек»», «Соотношение двух предметов по массе и размеру, композиционная взаимосвязь изображаемых объектов: «Слон и слоненок», «Собака и щенок», «Белка с бельчатами», «Кот в сапогах и Людоед», «Белоснежка и гномы»», «Декоративное обобщение растительных и животных форм. Вырезание симметричных элементов без предварительной прорисовки контура: «Цветы и бабочки», «Разноцветная полянка»» и др.). Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче. Для расширения представлений обучающихся о специфике создания художественного образа и осуществления анализа учебных достижений учащихся в разных видах творческой деятельности некоторые темы 2 класса повторяются в 1 и 3 классах (например, 1 класс: «Лепка рельефа: «Рыбка», «Натюрморт», «Декоративный букет»» и 3 класс: «Лепка рельефа: птицы, рыбы, (пластическая связь элементов, передача движения, соотношение масс)»; 1 класс: «Приемы выполнения рельефной композиции из бумаги «Новый год в лесу», «В тридевятом царстве»» и 2 класс: «Особенности выполнения рельефной композиции: «Аленький цветочек», «Папараць-кветка», «Новый год в лесу», «В заповеднике» и др. (бумажная пластика)»; 2 класс: «Конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Мышка», «Белочка» и т. д. (цветная бумага)» и 3 класс: «Приемы выполнения объемных игрушек (бумажная пластика): «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Крыска Лариска», «Лисичка», «Павлин», «Котенок»»). Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков). Количество времени, отведенное на изучение учебного содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, во 2 классе суммарно составляет 30 учебных часов.
3 класс
Раздел «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» Уменьшено количество часов на изучение раздела; Откорректировано содержание раздела в соответствии с возрастными особенностями учащихся; Введена тема «Разнообразие форм и цвета в природе. Красота объектов и явлений природы в разное время года (мультимедийная презентация, экскурсия)» При реализации содержания подраздела «Эстетическое восприятие действительности» особое внимание следует обращать на форму и оттенки цвета в окраске объектов природы, красоту природы в разное время года (через видеоэкскурсии, мультимедийные презентации), формирование умений анализировать формы и цвета объектовприроды. При реализации содержания подраздела «Восприятие произведений искусства» необходимо расширять представление учащихся об особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их выразительных средствах, формировать умения анализировать произведений искусства. Эстетическоевосприятие действительностии произведений искусства должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, где предусматривается практическое решение учебной изобразительной задачи (например, «Использование формата нетрадиционных пропорций для создания композиции: «Новогодняя елка», «Зимние забавы» «Дома на нашей улице», «Весенний луг»», «Использование светлых и темных оттенков цвета при создании реалистическихй, декоративныхй, фантазийных и абстрактных композиций: «Радуга», «Салют», «Огни», «Праздничный город», «Сказочный замок»», «Передача динамики при лепке человека, животного: «Бегущий человек», «Скачущая лошадь» (лепка конструктивным или комбинированным способами)» и др.). Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их анализ должны предшествовать выполнению практической работы. Количество времени, отведенное на изучение раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, в 3 классе суммарно составляет 5 часов. При ознакомлении учащихся с содержанием раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» рекомендуется использовать мультимедийные презентации.
Раздел «Практическая художественно-творческая деятельность» Увеличено количество часов на изучение раздела; Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами; Уточнены формулировки учебных задач к некоторым темам практических работ; Откорректирована к некоторым заданиям тематика практических работ, расширен перечень объектов труда; Уточнен перечень способов лепки; Исключена тема «Лепка и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игрушек: «Олень — Золотые рога», «Барашек», «Лошадка»»; Включена тема по дизайну «Приемы выполнения рельефных композиций и объемных игрушек (бумажная пластика): «Зимний пейзаж», «Разноцветная полянка», «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Крыска Лариска», «Лисичка», «Павлин», «Котенок» и др. Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ. В процессе реализации содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» необходимо создавать оптимальные условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности и развития художественно-творческих способностей учащихся. В программе для 3 класса, как и для 1 и 2 классов предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи с целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся. Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче. Учебное содержание раздела программы дополнено темой: «Приемы выполнения рельефных композиций и объемных игрушек (бумажная пластика): «Зимний пейзаж», «Разноцветная полянка», «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Крыска Лариска», «Лисичка», «Павлин», «Котенок»». С особенностями выполнения рельефных композиций и объемных игрушек обучающиеся уже знакомились в 1 и 2 классах. По данной теме учебный материал представлен в учебных изданиях: Шкуратова, М.А. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 3 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / М. А. Шкуратова, Ю.А. Лукашевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015. – 176 с.: ил.; Шкуратова, М. А. Изобразительное искусство в III классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / М. А. Шкуратова, Ю. А. Лукашевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 102 с. Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков). Количество времени, отведенное на изучение раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, в 3 классе суммарно составляет 30 учебных часов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: