Государственное регулирование инновационной деятельности и стимулирования инновационных проектов




Инновации - целенаправленно проводимые изменения во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. Инновационный процесс - это процесс, пронизывающий всю научно-тех, производчт, маркетинговую, предприним деят-ь и ориентированный на удовлетворение конкретных обществ-ых потребностей. По мнению америк экон-та Джеймса Брайта, иннов процесс - единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предприним-во и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерч реал-ции, охватывая таким образом весь комплекс отношений: произв-ва, обмена, потребления.

Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это: 1) особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций; (основ инструменты – установление прав на интеллект собственность – патентное и лицензионное право, а также прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм); 2) высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов (для снижения риска компания пользуется услугами страховой компании, инвестиционных фондов или частных инвесторов, гос-во решает эту проблему, частично финансируя НИОКР, либо помогает в создании или финансировании межфирменных альянсов и научно-ислед центров и тд); 3) потребность в дополнительных активах (реализация инновационных проектов часто связана с приобретением дополнительных активов, которые находятся под особым контролем гос-ва- это электричество, газ., связь, итд. Гос-во может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополистов в данной сфере); 4) экологический и социальный аспект (предоставление субсидий и льгот разработчикам и пользователям новых безвредных технологий + законодательная деятельность гос-ва в сфере установления стандартов качества)

К стимулированию иновац деятельности ведет и законодательная деятельность гос-ва не только на макроуровне (фундаментальные исследования, государственные научные центры и программы), но и в сфере частного бизнеса.

Государственное регулирование и участие в инновационной деятельности компаний сводится: 1) к финансированию научных исследований и разработок (R&D); (гос финансирование активизирует усилия частных фирм в развитии базы прикладных исследований. Субсидии сокращают затраты компаний на реализацию инновационных проектов и снижает долю риска. Финансирование исследований и разработок является прямым методом; косвенное – предоставление различных льгот. Благодаря гос финансированию возникли не только новые продукты и технологии, но и целые отрасли экономики, например Интернет, телекоммуникации, биотехнологии); 2) к выступлению в роли заказчика и главного потребителя результатов R&D; 3) к законодательному регулированию, установлению норм и стандартов (гос-во устанавливает нормы патентного и лицензионного права, защита прав интеллект собственности является гарантией от несанкционированного копирования результатов инновационной дея-ти. Законодательное регулирование проявляется в гос регулировании цен. Основные инструметы: установление ценовых порогов - верхнего и нижнего, пошлин, квот и субсидий. Установление импорт пошлин ведет к завышению цен на импортную продукцию, что дает возможность национальным компаниям повышать уровень цен; гос-ва с целью протекционизма вводит импорт квоты - предельный объем импорта определенного товара. Для поддержания высокого уровня доходов некоторым национальным производителям предоставляются субсидии – денежные суммы, выплачиваемые гос-ом и позволяющие продавать продукцию по относительно низким ценам. Гос регулирование финансовых рынков и законодательство в области экологии и безопасностити, которые прямо отражаются на инновационной деятельности компаний. 4) к предоставлению налоговых льгот и льготному кредитованию инновационных проектов (это косвенное регулирование, основ инстр-ты: нал льготы, ускоренная амортизация, льгот кредитование) 5) к выступлению в роли посредника и регулятора взаимоотношений между частными компаниями, научно-исследовательскими институтами и университетами.

Формирование инновационной составляющей в настоящее время является обязательным атрибутом высококонкурентоспособной экономики. В большинстве случаев, преимущественно государство независимо от модели инновационного развития выступает главным инициатором, координатором и катализатором движения страны по инновационному пути. Государственную поддержку инновационной деятельности можно обозначить как совокупность инструментов и механизмов государственной политики, направленной на усиление инновационной активности. Инструменты государственной поддержки, используемые в рамках реализации инновационной стратегии, ориентированы на формирование законодательно-правовой базы, содействующей инновационному развитию, стимулирование спроса на инновации, усиление взаимодействия между всеми игроками и элементами НИС. Выделяют следующие основные экономические инструменты поддержки НИС (при этом они одновременно являются непосредственно элементами самой НИС): 1. Инструменты поддержки (гранты, инвестиции в НИОКР, налоговые льготы, финансирование из федерального бюджета инновационных программ и проектов и др.); 2. Инструменты диффузии (передача технологий, коммерциализация результатов R&D, программа государственных закупок и др.); 3. Инструменты инфраструктуры (образование, предпринимательство, лицензии, патенты, авторские права, ноу-хау и др.).

Однако насколько вышеуказанные механизмы являются эффективными? Выбор форм и методов стимулирования инновационной деятельности зависит от модели НИС, приоритетов и целей государственной инновационной политики. Исходя из национальных особенностей и экономического потенциала, в настоящее время можно выделить четыре модели НИС: 1. «евроатлантическая» (страны Западной Европы: Великобритания, Германия, Франция и др.) 2. «восточноазиатская» (Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань). 3. «альтернативная» (Таиланд, Чили, Турция, Иордания, Португалия и др.) 4. модель «тройной спирали» (США, ряд европейских стран).

Проанализируем особенности каждой модели с учетом роли государства в стимулировании и поощрении инновационной активности.

Евроатлантическая модель представляет собой модель полного инновационного цикла - от появления инновационной идеи до внедрения готового товара в массовое производство. В странах Западной Европы, использующих данную модель, как правило, емко представлены все элементы НИС: фундаментальная и прикладная наука, НИОКР, разработка опытных образцов и запуск их в массовое производство. Соответственно в этих странах государство большое внимание уделяет коммерциализации, финансированию инновационных проектов, в частности посредством предоставления грантов, стимулирования создания компаний научно-исследовательского профиля при университетах и академических учреждениях. Фактически ядром НИС западноевропейских стран выступают университеты и научно-исследовательские центры. Так, в Великобритании сосредоточием инновационной системы является узкий круг университетов мирового уровня (Оксфорд, Лондонский университет, Кембридж). Помимо этого, в стране создаются инновационные центры двух категорий. Первые разрабатывают и продвигают уникальную технологию с учетом потребностей бизнеса; вторые - фокусируются на определенном рынке или секторе экономики для объединения взаимодополняющих направлений науки и технологии (с целью извлечения синергетического эффекта). Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов реализована также в Италии, Франции и Германии.

Аналогичные инструменты используются и в других странах, строящих свою НИС на базе евроатлантической модели. Что касается НИС малых европейских стран, в основном Северной Европы (Швеция, Нидерланды, Дания, Швейцария, Финляндия), здесь акцент делается на развитии университетской фундаментальной науки, финансируемой преимущественно государством. Важное место в НИС данных стран (Швеция, Нидерланды) занимают национальные академии наук. Прикладные исследования в малых европейских странах финансируются в основном за счет грантов и совместных проектов с крупными ТНК («Shell» и «Phillips» в Нидерландах; «Volvo» и «Ericsson» в Швеции). Активное участие в финансировании НИОКР принимает малый и средний бизнес. Большое значение приобретают также региональные и субрегиональные проекты в области высоких технологий, созданные по образу Кремниевой долины США. В качестве удачных примеров следует назвать «энергетическую долину» (Гронинген, Нидерланды), являющуюся центром энергосберегающих технологий, и «компьютерную долину» (Линчёпинг, Швеция). Таким образом, основными принципами построения НИС вышеупомянутых стран являются мощная университетская наука с ограниченным числом направлений, финансируемая государством; поддержка бизнесом прикладных исследований; региональная концентрация усилий в области науки и технологий. В последнее время большое внимание в малых европейских странах уделяется созданию научно-исследовательских производственных кластеров и переходу к модели «тройной спирали».

Классическим примером инновационного развития по принципу тройной спирали является Кремниевая долина в США. Особую роль в становлении НИС в США сыграли поправки к Закону о патентах и торговых знаках 1980 г. Согласно этому документу, университетам и исследовательским учреждениям принадлежат права интеллектуальной собственности на разработки, которые были профинансированы при поддержке государства. В настоящее время основой НИС США является примерно 150 университетов. Именно в университетах сосредоточены основные исследования в сфере фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Университеты обладают значительными земельными и финансовыми фондами. В США регулярно проводятся рейтинги среди университетов и однопрофильных факультетов различных университетов. Такое ранжирование имеет целью привлечение студентов и авторитетных профессоров, а также использование новейших методов обучения. Помимо университетов, в США фундаментальной наукой занимаются Институты высших исследований. Их основной задачей является подготовка кадров высшей квалификации и сотрудничество с ведущими учеными.

Таким образом, зарубежный опыт формирования различных типов НИС свидетельствует, что сегодня большинство стран перестраивают свою экономику на инновационные рельсы, выбирая наиболее адекватную национальным особенностям модель НИС. При этом выбор модели и инструментов поддержки НИС во многом обусловлен уровнем экономического развития, системой образования и науки. Развитие того или иного варианта НИС для конкретной экономики - длительный процесс, в котором взаимодействуют бизнес и государство, выполняя традиционные функции и приобретая новые. Лидерами становятся страны с высоким научно-образовательным потенциалом, способные быстро внедрить в производство инновационные разработки.

В РФ в настоящий момент можно говорить лишь о зарождении НИС и апробации различных зарубежных инструментов применительно к российской специфике. В целом, базой служат европейские механизмы (евроатлантическая модель), хотя происходит заимствование элементов американской системы, как-то: использование капиталов венчурных фондов, поддержка start-up и др. К сожалению, пока в России существуют лишь единичные примеры практического опыта использования модели «тройной спирали» (на базе Томского государственного университета). Несмотря на обилие и разнообразие инструментов и мероприятий, принятых в настоящее время для повышения эффективности российской НИС, эффект от их применения пока незначителен. НИС России обладает целым комплексом недостатков, которые можно разделить следующим образом: 1) слабая финансовая поддержка институтов НИС: недостаточность финансирования и сложность в получении финансовых ресурсов для компаний инновационного типа. Кроме того, весомую долю в финансировании НИОКР в России осуществляет государство. 2) низкая степень взаимодействия институтов и элементов НИС: слабый уровень взаимодействия между наукой и бизнесом, недостаточная координация между государственным и частным секторами в разработке приоритетов научно-технического и инновационного развития. Почти отсутствуют связи между наукой и бизнесом, что тормозит успешную коммерциализацию НИОКР. 3) низкая инновационная активность коммерческого сектора. Доминирующим видом инновационных проектов, осуществляемых в России, являются незначительные усовершенствования уже существующей продукции, а также копирование известных товаров и технологий других производителей. Большая часть инновационных проектов российских компаний связана с приобретением машин и оборудования. 4) низкий спрос на инновационную продукцию и в целом низкий уровень развития инновационной культуры в России. В основном государство всячески стимулирует компании, создающие предложение инновационной продукции. В то же время меры по стимулированию спроса со стороны компаний на инновационную продукцию остаются несущественными Таким образом, на сегодняшний день НИС России находится в зачаточном состоянии. Для устранения вышеупомянутых существующих проблем в инновационной сфере РФ необходимо обеспечить встраивание элементов инновационного цикла во все элементы и цепочки народнохозяйственного комплекса с учетом специфики развития отдельных отраслей и сфер производства. При этом с целью достижения синергетического эффекта для национальной экономики в целом следует упорядочить ситуацию с координацией и контролем за развитием инновационной деятельности в стране со стороны государства и отвечающих за это институтов и регуляторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: