Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине

«Психология социального взаимодействия»

 

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление подготовки: ________________________________

Профиль: _________________________________

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: __________________

 

Выполнил: студент гр. Б252252 Авраамов Д.А.

Проверила: ассистент каф. Психологии Федулова Е.В.

 

 

Тула – 2016

 

 

Задание 1. Дайте определение понятию «психика». (1 балл)

Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός — «душевный, духовный, жизненный ») — cовокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средо

Задание 2. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор: (2 балла)

  • Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
  • Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
  • Психология - наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
  • Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

 

Более раскрывающими и полными вариантами, на мой взгляд, являются 1-й и 2-й варианты, по отношению к другим вариантам, так как:

Во-первых, само слово «психология» впервые появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе.

Психология - это наука, которая исследует закономерности и особенности возникновения, создания и развития процессов психики (восприятие, ощущение, мышление, воображение, память), состояния психики человека (мотивация, напряжённость, чувства, эмоции, фрустрация) и свойств психики (характер, темперамент, направленность, задатки, способности) человека, то есть развитие человеческой психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

 

Задание 3. Заполните таблицу «Этапы развития психологии». (2 балла)

 

№ п/п Этап Начало и окончание этапа Основные представления о психике и её проявлениях на данном этапе Известные учёные, внесшие свой вклад в развитие психологии на данном этапе
1 этап Психология как наука о душе VII-VI в. до н.э. Этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления; Аристотель, Демокрит, Платон.
2 этап Психология как наука о сознании с начала XVII века до XIX века Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов; Декарт, Лок, Гоббс, Гартли, Гольбах, Гельвеции, Фрейд
3 этап Психология как наука о поведении XIX века до середины XX века Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии; Фрейд, Уотсон, Эриксон, Вундт Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузь­мин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.
4 этап Психология как наука о психике С середины XX века до ХI век Данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы. Психология стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества. Адлер, Фрейд, Юнг, Мюррей, Мэрфи, Маслоу, Рубинштейн, Корнилов, Петровский, Чернышев А.С. и много других.

 

 

Задание 4. Чем отличается понятие «сознание» от понятия «психика»? (2 балла)

Понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным субъективным фактором, отличающим сознание от психики, как считает большинство исследователей, выступает осознанность объекта, на который направлена психическая активность субъекта. В качестве резюмирующего эту мысль положения можно привести высказывание С.Л. Рубинштейна: «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя… Сознание как образование - это знание, функционирующее в процессе опознания действительности».

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Задание 5. Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». (2 балла)

И ндивид - это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках. Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития живых существ и, следовательно, носителем врожденных качеств.

Отечественная психология исходит из того, что личность – это конкретный человек, представитель определенной общности ( например, ближайшего социума – семьи, друзей, школьного класса ), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (учебной, профессиональной и др.) деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями. Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека - это его жизненный путь, его социальная биография. По сути это индивид, который в качестве объекта развивается в системе социального взаимодействия и сознательной деятельности. На формирование содержания личностной сферы (личности) человека также влияют и отношения людей в группе, в которую он входит.

Также, именно в общности личность завоевывает определенный авторитет, занимает конкретное положение и играет соответствующие социальные роли. Все это говорит о ней как о субъектеконкретном человеке, как продукте исторического развития, реализующем свой личностный потенциал во взаимодействии с окружающим миром. Вступая в отношения с другими людьми, личности участвуют в совместной деятельности, создают новые материальные и духовные ценности общества в результате чего существенно влияют на формирование содержания общественных отношений.

Понятие индивидуальности включает в себя понятие человека как уникальной, самобытной личности, которая реализует себя в творческой деятельности. Если личность – вершинный уровень человека, то индивидуальность – его глубинное измерение. Индивидуальность отражает какую-либо главенствующую особенность (оригинальность) конкретного человека (например, трудолюбие, принципиальность, честность), делающую его не похожим на окружающих.

Задание 6. Что такое «Я-концепция» и какова её роль в регуляции поведения человека? (2 балла)

«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «себя» в человеке: самосознание, самооценка, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность и др. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности – ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

Я-концепция личности – прежде всего отражение того, что о ней думают и как к ней относятся окружающие (зеркальное «Я» по Ч. Кули).

Я-концепция – важный регулятор поведения личности, выполняет следующие функции:
• служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя;
• определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации;
• осуществляет регуляцию своего социального поведения;
• способствует достижению внутренней согласованности личности.

Ролями в регуляции поведения человека данной концепции будут выступать следующие:

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

 

Задание 7. Выберите правильный вариант ответа: (2 балла)

1. Бихевиоризм: а) опирался на схему «S-R»; б) превратил психологию в психологию без психики; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления; в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций; г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Гештальтпсихология: а) сделала предметом психологии образы восприятия; б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в) ввела в психологию идею инсайта; г) определила гештальты как элементы сознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) опирается на учение богословов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Психология деятельности: а) сделала предметом исследования поведенческий акт; б) ввела понятие установки в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности; г) занимается проблемами адаптации и социализации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 

Задание 8. Заполните таблицу «Типы темперамента». (2 балла)

 

Тип темперамента Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Активность, деятельность Высокая Высокая Медленная Медленная
Общение, речь Быстрая, громкая, неровная Громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами Монотонная, медлительная, тихая Тихая, неуверенная
Эмоции Сильные, кратковременные Слабые, кратковременные Слабые, кратковременные Сильные, длительные
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Плохая

 

Задание 9. Чем отличается характер от типа темперамента? Что такое акцентуированный характер? Какие виды акцентуаций Вы знаете? (2 балла)

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека. Выражением, «практическим выходом» темперамента является импульсивность. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.

Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают. В психологии различаются характеры определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами) и неопределенные (без таких черт), противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью) и цельные (без таких противоречий).

. Акцентуация – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии.

Гипертимный, Циклоидный, Лабильный, Астено-невротический, Сенситивный, Психастенический, Шизоидный, Эпилептоидный, Истероидный, Неустойчивый, Конфо́рмный,

 

Задание 10. Дайте определение понятию «способности». Какие уровни развития способностей Вы знаете? (2 балла)

Способности – индивидуальные возможности человека в той или иной сфере деятельности. Подразумевается, что у человека есть как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению и новым способам усвоения информации.

 

Уровни развития: 1) задатки 2) способности 3) одаренность 4) талант 5) гениальность

 

Задание 11. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить? (2 балла)

1). Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и одержимость. (По В. С. Мерлину.)

 

Отрицательные эмоции, стресс, т.к. игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв, не сумев защитить своих ворот во время игры.

 

2). Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл. (По В. С. Мерлину.)

 

У ученика состояние стресса, т.к. перед экзаменом он испытал состояние сильного напряжения, тревоги и, следовательно, на экзамене у него пошла фаза сопротивления (защиты), т.е. состояние: всё забыл.

 

3). Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается. (По В. А. Крутецкому, Н. С. Лукину.)

 

Относится к категории настроения, т.к. в плохом настроении (отрицательные эмоции) человек совершает поступки, о которых сам потом жалеет, объясняя тем, что просто был «не в настроении».

 

4). Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошёл директор школы. Девочка растерялась и сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по всему тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее. (По В. С. Мерлину.)

 

Ригидность. Вошел директор и тем самым нарушил привычную обстановку для ученицы, а так как она ригидный человек - растерялась и замолчала. После того как директор вышел из класса, обстановка стала прежний и она с легкостью ответила материал.

 

5). При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. (А. Усков и Н. Мясников. Лётчик-испытатель.)

 

Сначала люди испытывают состояние страха, стресса, т.к. не могут найти в себе сил покинуть борт самолёта, просто боятся сделать это. А далее, совершив уже прыжок с парашютом, наступает аффект, потому что они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия.

 

 

Задание 12. Опишите структуру сложного волевого действия? (1 балл)

Иначе устроена структура сложного волевого действия. В нем имеется несколько этапов, вычленение которых обусловлено теми сложностями, которые стоят на пути к достижению нужной цели, а также внутренним конфликтом человека, борьбой его мотивов. Первый этап – это осознание цели, а также тех возможностей, которые имеются для ее достижения. На следующем этапе отмечаются те мотивы, которые подтверждают или же отрицают обозначенные на первом этапе возможности. Переломный этап – это борьба мотивов внутри личности и принятие окончательного решения. Далее следует выбор определенной возможности, которая выступает в качестве средства для достижения цели, реализация принятого решения, и, наконец, преодоление имеющихся препятствий на пути к цели. Заключительный этап – ее достижение. Структура, характеристика волевого действия были выявлены в результате долгой работы многих ученых: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Иванникова.

 

Задание 13. В чём отличие ощущений от восприятия? (1 балл)

  1. Ощущение – составная часть восприятия, в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение.
  2. Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.
  3. Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.
  4. Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.

Задание 14. Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона, иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах? (2 балла)

1. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин. (По А. А. Бодалёву.)

 

Выделение предмета из фона

 

2. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

 

Целостность

 

3. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. (По С. Л. Рубинштейну.)

 

Константность

 

4. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно больше. (По К. К. Платонову.)

Иллюзии

 

Задание 15. Выберите из предложенных ниже признаков те, которые характеризуют мышление человека. (1 балл)

1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

2.Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

3.Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

4. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.

Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

6.Отражение действительности опосредованным путём при обязательном участии речи. (По В. С. Мерлину.)

Задание 16. Из предложенного ниже перечня признаков выберите те, которые характеризуют воображение. (1 балл)

1.Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: