Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований




Качественные методы социологических исследований

 

В последние годы в России и за ее рубежами активизируется деятельность ученых социогуманитарного профиля по проведению комплексных междисциплинарных исследований. В этой связи резко возрос их интерес к нетрадиционным методам анализа социальной жизни, в том числе и прежде всего к качественным методам сбора, анализа и интерпретации социальной информации. К сегодняшнему дню российские социологи успешно усвоили зарубежный опыт применения качественных методов и создали собственные, оригинальные методические разработки. Прежде чем характеризовать их, объясним отличия качественных методов социальных исследований от уже известных Вам количественных.

Общая характеристика качественного анализа социальных явлений

 

Описанные ранее методы социологии позволяют получить количественную информацию об изучаемых объектах, а потому называются количественными и "жесткими". Их разработка и использование опираются на:

  • представление об обществе как системной целостности, в которой роль основополагающих структур играют большие социальные группы (классы, слои, этносы, регионы и т.п.), социальные институты, макросоциологические организации;
  • убеждение исследователей в способности социологии построить стройную теорию общества, рационально объяснить происходящие в нем процессы, повлиять на них реализацией своих рекомендаций;
  • предположение, согласно которому макросоциологические явления и процессы предопределяют содержание и характер микросоциологических явлений и процессов.

Верна ли последняя гипотеза? Этот вопрос давно дискутируется в социологии. В последние годы всеобщее признание получила концепция, суть которой сводится к следующему. Рациональное макросоциологическое познание не дает (и не может дать) исчерпывающего понимания поведения конкретных людей, их малых групп, коллективов. Дело в том, что поведение субъектов микросоциальной жизни определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный смысл, обстоятельствами, сложившимися под воздействием микросоциальных условий. Например, в каждом социально значимом поступке любого человека проявляются специфичные мотивировки, уникальный социальный опыт, его способности и многие другие особенности этого субъекта, составляющие его "жизненный мир". Свой специфичный "жизненный мир" имеет каждая семья, товарищеская "тусовка", трудовой коллектив, студенческая группа, соседская общность, любой другой локальный микросоциум.

Методы исследования этих особенностей называются качественными ("мягкими"). Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений микросоциальной жизни (хотя определенные количественные замеры производятся и в них), сколько на познании того качества явления, которое делает его социально значимым несмотря на его уникальность.

Важно заметить, что проблемы микросоциумов и индивидов изучаются не только качественными, но и количественными методами. Но в первом случае основное внимание исследователей направляется на выяснение субъективно-специфических факторов жизни микросоциумов, на понимание тех смыслов, которыми люди руководствуются в своей деятельности, а во втором – на объективных итогах взаимодействий людей, выражающихся в функционировании и развитии социальных отношений и социальных институтов. С помощью количественных методов люди изучаются как представители разных социальных типов, а микросоциумы – разных социальных структур. Качественные методы позволяют увидеть в людях их индивидуальность, а в микросоциумах – то, что выходит за рамки общих характеристик социальных структур. Поэтому использование качественных методов в социологии оценивается как свидетельство ее гуманизации.

Основные отличия качественных методов от количественных сведены в таблицу.

Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований

№ п/п Основания сравнения Количественные методы Качественные методы
1. Предназначение: Макросоциологическое исследование Микросоциологическое исследование
2. Цель применения: Дать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое явление (случай, процесс)
3. Исследовательские задачи: а) измерить параметры явления б) установить взаимосвязи между отдельными параметрами а) выявить общую картину явления б) концептуализировать явление, интерпретировать его
4. Позиция исследователя: "сторонний" наблюдатель "сочувствующий" участник
5. В центре внимания исследователей: а) социальные структуры и институты б) объективные факторы в) общие социальные процессы а) человек б) субъективные факторы в) особенные, частные процессы
6. Исследовательские гипотезы формулируются: до начала сбора данных по мере овладения данными
7. Исследовательские инструменты: а) разрабатываются до полевого этапа б) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей а) определяются как до полевого этапа, так и в его ходе б) неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт
8. Исследовательские процедуры: стандартизированы, предполагается их дублирование менее стандартизированы, дублируются редко
9. Единицы анализа: факты, события, высказывания, акты поведения субъективные значения фактов для индивида
10. Логика анализа: дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий индуктивная: от фактов к концепциям
11. Основные способы анализа: а) классификация путем отождествления случаев б) статистическими способами в) систематизация a) описание случаев без их отождествления б) путем обобщения выявленных оценок в) воображение
12. Данные исследования представляются в виде: статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п. высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.
13. Валидность (надежность) достигается достоверным: повторением установленных связей описанием случаев и выявленных мнений
14. Стиль исследования: жесткий, холодный мягкий, теплый

 

Каждый набор методов имеет свое исследовательское предназначение. На основе качественных методов невозможно исследовать макросоциальные явления и процессы. В случаях, когда нужно изучить взаимодействия общественных классов, страт, социальных слоев, этносов, регионов, социальных институтов и т.п. макросоциальных образований, без количественных методов обойтись невозможно. Качественные методы здесь тоже приемлемы, но не в роли основных, а дополнительных. Соотношение между этими методами изменится с точностью до наоборот, если предстоит исследовать микросоциальные явления и процессы.

К сказанному добавим, что количественные и качественные методы взаимно дополняют друг друга и в ином отношении. Каждый качественный метод включает в себя определенные количественные способы сбора и обработки информации: контент-анализ, наблюдение, некоторые разновидности интервьюирования и т.п. При этом количественные методы, естественно, меняют свое предназначение, служат цели углубления понимания микросоциальных явлений общественной жизни, становятся компонентами качественных методик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: