ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. Направление подготовки – 41.03.03 Востоковедение и африканистика




Информационные технологии в системе оценивания компетенций студентов (практический курс японского языка)

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Направление подготовки – 41.03.03 Востоковедение и африканистика

Профиль образовательной программы –

Языки и литературы стран Азии и Африки (японский язык)

(очная форма обучения)

 

 

Руководитель ВКР:

канд. пед. наук, доцент

Стрижак Ульяна Петровна

 

 

Заведующий кафедрой:

канд. ист. наук, доцент

Федянина Владлена Анатольевна

 

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ………………………………..6

1.1 Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов……………………………………………………………………………..6

1.2 Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования…………..………………………….…11

1.3 Технологическая карта дисциплины как инструмент управления учебной деятельностью обучающихся.......…………………………………………………14

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………..................19

2.1 Инструменты электронного учета успеваемости обучающихся……………19

2.2 Особенности оценивания знаний студентов в системе дистанционного управления курсами «MOODLE» ………………………………………………...23

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………………………...30

3.1 Определение объектов контроля для конструирования технологической карты дисциплины………………………………………………………..………...30

3.2 Разработка системы ведения электронной документации учета успеваемости по дисциплине «Практический курс первого восточного языка» ……………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….48

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...50

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….55

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, когда происходят изменения в федеральных образовательных государственных стандартах, когда акцент сдвигается на формирование компетенций будущих выпускников, меняется и подход к оцениванию результатов обучения в том числе и с помощью технологических карт. Технологические карты являются одной из базовых составляющих в системе оценивания обучающихся в высших учебных заведениях, поскольку в них прописаны конкретные условия – при каких условиях предмет может быть зачтен или не зачтен студенту, и какое минимальное / максимальное количество баллов должно быть набрано за каждое отдельно выделенное задание для получения зачета / экзамена. Все это требует от преподавателя точных математических расчетов, что в современно время проще делать с помощью информационных технологий. Особенно этот вопрос актуален для практических дисциплин, которые подразумевают работу над большим количеством аспектов. Если для средней образовательной школы давно изобретена единая система электронных журналов, то, к сожалению, в вузах данные технологии не применяются. Поэтому представляется необходимым рассмотреть возможность разработки системы ведения электронной документации по оцениванию компетенций, сформированных у студентов в процессе обучения.

В данной работе с опорой на рабочую программу и фонд оценочных средств дисциплины, будет предпринята попытка создать электронный журнал – документ, или совокупность документов в электронной форме, доступный для просмотра на мобильном устройстве или на компьютере – для «практического курса первого восточного языка», что позволит существенно сократить время преподавателя на тщательные расчеты, позволит отслеживать не только итоговую, но и текущую успеваемость как самому преподавателю, так и студентам.

Объектом данного исследования выступает процесс оценивания компетенций студентов, сформированных в процессе обучения дисциплине «Практический курс первого восточного языка».

Предметом являются информационные технологии, позволяющие осуществлять учет успеваемости обучающихся.

Исходя из объекта и предмета исследования, цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть возможности информационных технологий для оценивания компетенций студентов, формируемых в ходе дисциплины «Практический курс первого восточного языка».

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Дать общую характеристику современной системе оценивания компетенций студентов.

2. Рассмотреть инструменты электронного учета успеваемости обучающихся.

3. Исследовать возможности системы управления курсами «Moodle» для оценивания учебной деятельности студентов.

4. Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов, рабочих программ по дисциплине «Практический курс первого восточного языка», определить объекты контроля для дисциплины «Практический курс первого восточного языка» и критерии их оценивания.

5. Разработать электронный журнал учета успеваемости обучающихся по дисциплине «Практический курс первого восточного языка».

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования, а также моделирование журнала итоговой аттестации.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней будут выделены объекты контроля текущей аттестационной работы по дисциплине «Практический курс первого восточного языка», и сформулированы критерии их оценки.

Возможность использовать разработанный журнал на базе выделенных критериев на практике в вузе обусловливает практическую значимость исследования.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из __ страниц и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Список литературы представлен __ наименованиями.

.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данного исследования все поставленные цели и задачи были выполнены.

В соответствии с первой задачей была дана общая характеристика современной системы оценивания компетенций студентов. Были рассмотрены различные определения понятию «компетенция», выделено наиболее подходящие для нашей работы, на котором базировалось дальнейшее исследование. Были рассмотрены все поколения ФГОС и что из себя представляют технологические карты дисциплин в современной балльно-рейтинговой системе оценивания студентов.

Исходя из второй задачи были рассмотрены электронные ресурсы и технологии, которыми пользуются учителя и преподаватели при учете посещаемости и оценок. Мы сделали вывод, что наиболее удобной программой для таких целей до сих пор остается «Microsoft Excel», т. к. она предполагает использование разного рода формул для автоматического подсчета данных.

Выполняя третью задачу, были исследованы возможности системы управления курсами «Moodle» для оценивания учебной деятельности студентов. Было изучено, как преподаватель может давать студентам задания и проверять их, каким образом производится контроль выполнения различного рода заданий, возможности встроенного журнала успеваемости. Мы пришли к выводу, что данная система максимально подходит для организации и оценки самостоятельной работы студентов.

Исходя из четвертой задачи на основании требований ФГОС были определены объекты контроля для дисциплины «Практический курс первого восточного языка» и критерии их оценивания. Эти данные легли в основу решения пятой задачи для разработки электронного журнала учета посещаемости и успеваемости обучающихся по дисциплине «Практический курс первого восточного языка». Данный журнал представлен в электронном приложении к диплому и может быть использован на практике для автоматического расчета успеваемости каждого студента за текущий период или целый семестр.

Разработанный журнал выполняет ряд функций, положительно влияющих на процесс обучения:

1. Образовательная функция позволяет вести контроль успеваемости студентов на каждом этапе обучения, учитывать степень усвоения пройденного материала.

2. К стимулирующей функции можно отнести тот факт, что студент, видя свои результаты, понимают, что им следует подтянуть, на что заострить внимание, и осознанно начинает стремиться к лучшей оценке.

3. Воспитательная функция позволяет студентам адекватно оценивать свои результаты и правильно распределять время для подготовки и наилучшего усвоения материала, критически относиться к своим успехам.

4. Управляющая функция дает возможность преподавателю контролировать процесс обучения путем фиксирования посещаемости и успеваемости студентов.

В будущем планируется усовершенствование электронного журнала и использование его в онлайн «Google таблицах», чтобы два преподавателя, работающих вместе над одной дисциплиной, могли заполнять его одновременно, а также для того, чтобы он был доступен в любое время для самих студентов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Калькулятор для вычисления необходимых оценок [Электронный ресурс] URL: https://planetcalc.ru/6010/ (дата обращения: 30.03.2018).

2. Система управления обучением или виртуальная обучающая среда «Moodle» [Электронный ресурс] URL: https://sdo.mgpu.ru/ (дата обращения: 30.03.2018)

3. Программа “Генератор технологических карт” [Электронный ресурс] URL: https://www.teasoft.ru/nashi-programmy/sou/ (дата обращения: 30.01.2018)

4. Электронные таблицы «Microsoft Excel»

Книги

5. Антонова Н.Н. Балльно-рейтинговая система как средство мотивации студентов к учению // Наука и образование: новое время – 2-е изд. – Москва: МГПУ 2016. – 4с.

6. Гагаринская Г.П., Гарькин В.П, Компетентностный подход: пути реализации: монография. – Самара: Издательство Универс групп, 2008. – 257 с.

7. Лавренюк Н.М. Компетентность и компетенция: основные сходства и различия – Уфа: Издательство БгуРБ, 2014. – 136-137 с.

8. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой – 2-е изд. – 2011. – 12-18 с.

9. Сартакова Е.М. Формирование и развитие социально-личностных компетенций студентов экономических специальностей: монография. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2009. – 79 с.

Неопубликованные материалы:

10. Агранат Д.Л. Приказ об утверждении положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. – М. – 2017.

  1. Савинская А.В. Информационные технологии в системе обучения иностранным языкам: лекция по методике преподавания японского языка №11. – М., МПГУ. – 2015.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.03 Востоковедение и африканистика (уровень бакалавриата). – 2014. – 9 с.
  3. Положение о ведении электронного журнала в ГБОУ Школа №630. – М. – 2015.
  4. Руководство преподавателя «Moodle». РГПУ им. А.И. Герценга. – 2017.
  5. ФОС «Практический курс первого восточного языка» направление подготовки «41.03.03 Востоковедение и африканистика», профиль подготовки «Языки и литературы стран Азии и Африки (японский язык)». – Москва. – 2017.

Электронные ресурсы:

16. Байденко В.А. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – №11. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 02.02.2018).

17. Баринова О.В. Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные) // Педагогические науки. – 2014. – №19. [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/1942 (дата обращения: 27.02.2018).

18. Болонская система оценивания (баллы ECTS) [Электронный ресурс]. URL: https://euroeducation.com.ua/article/40-razlichnaya-topics/55-european-higher-education-system.html (дата обращения: 15.02.2018).

19. Болонский процесс: краткое содержание – СПБ: – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://bologna.spbu.ru/ (дата обращения: 12.02.2018).

20. Волявко Н.Н., Храмцова Н.С. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630119/ (дата обращения: 28.02.2018).

21. Кадырова З.Х. Компетентностный подход в образовательном процессе ВУЗа [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-1 (дата обращения: 03.02.2018).

22. Калашникова О.В. Общекультурная компетенция как личностная характеристика преподавателя высшей школы // Молодой ученый. – 2013. – №11. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/58/8167/ (дата обращения: 16.02.2018).

23. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании. – Т. – 2011. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatiya-kompetentsiya-i-kompetentnost-v-obrazovanii (дата обращения: 05.02.2018).

24. Критерии оценивания – Т.: [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=75&m=2467 (дата обращения: 15.02.2018)

25. Лищук И.В. Использование информационных технологий в системе контроля знаний [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-sisteme-kontrolya-znaniy (дата обращения: 13.03.2018).

26. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. – 2014 – №2 [Электронный ресурс]. URL:https://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 23.02.2018).

27. Новикова И.Ф. Технологичность образовательного процесса как показатель его качества [Электронный ресурс]. URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:vv0xNGATIooJ:elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1657/1/vestnik_44_44.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 07.02.2018).

28. Новый электронный журнал: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucheba.ru/article/2485 (дата обращения: 17.03.2018).

29. О разработке нового поколения государственных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования // Российское образование. – 2007. [Электронный ресурс]. URL:https://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107l.htm (дата обращения: 15.02.2018).

30. Перечень сравнительных характеристик СДО Moodle [Электронный ресурс] URL: https://opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (дата обращения: 22.04.2018).

31. Пономарев М.В. 10 мифов о балльно-рейтинговой системе // Московский педагогический государственный университет - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema/10-mifov/ (дата обращения: 14.02.2018).

32. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения [Электронный ресурс]. URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:bdkHmSRGXK4J:https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2014/sistema_ocenki_urovnya_sformirovannosti_kompetenciy._metodicheskie_rekomendacii.doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 10.02.2018).

33. Федеральные государственные образовательные стандарты. – 2012. [Электронный ресурс]. URL:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/336 (дата обращения: 06.02.2018).

34. Функции и объекты контроля в образовательном процессе. – 2016. URL: https://studfiles.net/preview/5183124/page:70/ (дата обращения: 16.03.2018).

35. Электронный журнал в школе: проблемы и реализация [Электронный ресурс]. URL: https://eljur.ru/elektronnyj-zhurnal-v-shkole:-problemy-i-realizaciya (дата обращения: 16.03.2018).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: