БАЗОВЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ НЛП
Карта - это еще не территория.
Вы наверное слышали выражение: "Сколько людей, столько и мнений". Вот это сюда. Дело в том, что у каждого из нас свое субъективное восприятие реальности, что-то мы искажаем, что-то упускаем, что-то чрезмерно обобщаем. Поэтому ничья точка зрения не может быть единственно истинной, и поэтому всегда стоит помнить в коммуникации, что то, что говорит ваш собеседник, это лишь его восприятие, а ваше (или чье-либо еще) может оказаться совершенно другим, ну или похожим, но с отличиями. И то, что скажете вы ему, он тоже поймет по своему.
Сознание и тело, это части единой системы.
Вспомните самый кислый лимон в своей жизни, представьте свежеотрезанный его ломтик, с которого стекают капельки сока, представьте его запах... Закройте на минутку глаза и постарайтесь максимально насыщенно почувствовать его вкус, когда ваши зубы смыкаются на его сочной мякоти, выдавливая на язык неимоверную кислоту... Представьте, как вы жуете этот лимон, ломтик за ломтиком, и его кислый сок наполняет рот, и вы его глотаете... и снова...
Неужели у вас не выделилось ни капли слюны, пока вы представляли этот процесс?
Все, что происходит в нашем сознании, немедленно отражается на физиологии, и наоборот, наше физическое самочувствие влияет на нашу психику. Это естественная и прочная связь.
Весь необходимый жизненный опыт заключен в нашей нервной системе.
Сознательно мы можем не помнить многого, но наше бессознательное внимание непрерывно фиксирует каждую деталь того, что мы воспринимаем, и это остается в нашей памяти.
Человеческое восприятие, накопленный опыт и мышление представлено ВАК системами.
|
Информацию из внешнего мира мы получаем по трем основным каналам: Визуальному (зрение), Аудиальному (Слух) и Кинестетическому (ощущения, чувства, запахи, вкус). Аудиальная система имеет в себе аудиально-дигитальную, отвечающую за смысловую речь. Любой опыт имеет сенсорную обоснованность будучи описанным в этих системах.
Смысл коммуникации заключается в вызываемой реакции.
Если бы нам было безразлично, среагирует ли хоть как-нибудь человек на наши слова (наше поведение), мы, наверное, могли общаться и с мебелью. Но мы такого не делаем (в здравомыслящем большинстве). А значит, если мы вступаем в коммуникацию, мы ожидаем какую-либо реакцию, даже если не осознаем это сознательно.
Не бывает неудачи, бывает результат (обратная связь).
Неудача - это условная (для каждого своя) оценка, результат - это свершивший факт, как следствие любого нашего действия. Он не является плохим или хорошим, он является информацией (обратной связью) по поводу наших действий.
И сюда же хочется вспомнить слова Р.Бэндлера и Д.Гриндера: "Если то, что вы делаете не срабатывает - делайте что угодно другое".
Любое поведение есть выбор наилучшего из имеющегося.
В нашем опыте есть набор реакций на ту или иную ситуацию, и большую часть выборов мы делаем бессознательно. Наше бессознательное внимание выбирает наилучший из имеющихся вариантов поведения под данную ситуацию опираясь на предыдущий опыт.
Любое поведение имеет позитивные намерения и привязано к первоначальному окружению.
Когда любое поведение сформировывалось, существовал конкретный его смысл, напрямую завязанный с ситуацией (окружением) в тот момент, и данное поведение преследовало позитивные (для этого человека) намерения. Со временем окружение могло измениться, и данное поведение уже может не являться лучшим выбором, но, за отсутствием достойных альтернатив сознание по старой памяти выбирает все то же поведение под схожие ситуации.
|
Стоит помнить, что со временем поведение могло нацеплять на себя кучу вторичных выгод, делающих его не явно позитивным и поныне.
Каждый человек обладает всеми необходимыми ресурсами.
Все необходимые нам ресурсы мы можем черпать из колоссального архива информации памяти накопленного опыта (как сознательной, так и бессознательной), и если что-то мы не можем вспомнить, достаточно представить, как бы это могло бы быть - сознание воспользуется кусочками памяти и сложит мозаику "несуществующего" опыта.
Вселенная, в которой мы живем, обладает всеми ресурсами и представляет дружественную среду.
Ничего не берется из ниоткуда. Если у нас и появился запрос на какой-либо ресурс, значит мы уже получили информацию о его существовании в окружении, даже если и не помним этого сознательно. Окружающий мир настолько всеобъемлющ, что мы не можем воспринимать его весь одновременно, и поэтому мы настраиваем "фильтры" своего внимания на что-то наиболее интересующее нас. Это может быть что-то дружественное, а может - не дружественное, мы видим то, на что мы смотрим.