Большие литературно-критические работы — в книги, частью в журналы.
Систематические статьи, периодические, в концерте политической газеты, в связи с партийной работой, в духе начатого «Новой Жизнью» — скажите, есть у Вас охота к этому или нет?
Третий сюжет философия. Я очень сознаю свою неподготовленность к этой области, мешающую мне
______________________ А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ. 13 ФЕВРАЛЯ 1908 г.____________________ 135
выступать публично. Но, как рядовой марксист, я читаю внимательно наших партийных философов, читаю внимательно эмпириомониста Богданова и эмпириокритиков Базарова, Луначарского и др. — и все мои симпатии они толкают к Плеханову! Надо же иметь физическую силу, чтобы не давать себя увлечь настроению, как делает Плеханов! Тактика его — верх пошлости и низости. В философии он отстаивает правое дело. Я — за материализм против «эмпирио-» и т. д.
Можно ли, должно ли связывать философию с направлением партийной работы? с большевизмом? Думаю, что теперь этого делать нельзя. Пусть наши партийные философы поработают еще некое время над теорией, поспорят и... договорятся. Я бы стоял пока за отделение таких философских споров, как между материалистами и «эмпирио-», от цельной партийной работы.
Буду ждать Вашего ответа, а пока надо кончать.
Ваш Ленин
Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1934 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XXVI
99 А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ
Анат. Вас — чу 13.П. 08.
Дорогой Ан. Вас!
Вчера отправил Вам писульку насчет Брингмана. Спешу ответить на Ваше письмо от 11.11.
Не совсем понимаю, чего бы Вам огорчаться моим письмом? Не из-за философии же!
Ваш проект беллетристического отдела в «Пролетарии» и поручения его А. М—чу превосходен и меня необычно радует. Я именно мечтал о том, чтобы литературно-критический отдел сделать в «Пролетарии» постоянным и поручить его А. М—чу. Но я боялся,
136__________________________ В. И. ЛЕНИН
страшно боялся прямо предлагать это, ибо я не знаю характера работы (и работосклон-ности) А. М—ча. Если человек занят серьезной большой работой, если этой работе повредит отрыванье на мелочи, на газету, на публицистику, — тогда было бы глупостью и преступлением мешать ему и отрывать его! Это я очень хорошо понимаю и чувствую.
Вам на месте виднее, дорогой Ан. Вас. Если Вы считаете, что ми не повредим работе Ал. М—ча, ежели запряжем его в регулярную партийную работу (а партийная работа от этого массу выиграет!), то постарайтесь это наладить.
«Пролетарий» №21 выходит 13 (26) февраля. Значит, время еще есть. Желательно иметь рукописи к пятнице, чтобы свободно поспеть к номеру, который выходит в среду. Если спешно, можно поспеть и тогда, когда рукопись приходит в воскресенье (для скорости пишите и посылайте прямо на мой адрес), — даже (крайность!) в понедельник.
Пишите непременно и Вы. Не пришлете ли к № 21 либо политического фельетона о русских делах (10— 16 тыс. букв)? либо статьи об уходе Ферри (8—10 тыс. букв)?138 Еще лучше не «либо — либо», а «и — и».
Жму крепко руку и прошу ответить, налаживается ли сотрудничество в «Пролетарии» А. М—ча. Если да, пусть начинает тотчас, не дожидаясь «съезда» и сговора
Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1924 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике I
100 А. М. ГОРЬКОМУ
13.П. 08.
Дорогой Ал. М—ч!
Я думаю, что кое-что из возбужденных Вами вопросов о наших разногласиях — прямо недоразумение. Уж, конечно, я не думал «гнать интеллигенцию», как делают глупенькие синдикалисты, или отрицать ее
_________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. 13 ФЕВРАЛЯ 1908 г._______________________ 137
необходимость для рабочего движения. По всем этим вопросам у нас не может быть расхождения; я в этом твердо уверен и, раз нельзя сейчас съехаться, необходимо начинать работать вместе сразу. На работе легче всего и лучше всего споемся окончательно. Ваш план писать маленькие вещи для «Пролетария» (анонс Вам послан) меня очень и очень радует. Но, разумеется, раз есть большая работа, не отрывайтесь.
Насчет Троцкого хотел Вам прошлый раз ответить, да забыл. Мы (т. е. здешняя редакция «Пролетария», Ал. Ал., я и «инок» — очень хороший коллега из беков русских) сразу решили пригласить его в «Пролетарий». Написали письмо, наметили и предложили одну тему. Подписали по общему согласию «редакция «Пролетария»», желая поставить дело на более коллегиальную почву (у меня, например, лично с Троцким большая баталия, драка была отчаянная в 1903—5 годах, когда он был меньшевиком). Троцкий обиделся что ли на эту форму, не знаю, но прислал письмо, писанное не им: «По поручению т. Троцкого» извещалась редакция «Пролетария», что он писать отказывается, занят.
Это — позерство, по-моему. И на Лондонском съезде он держался позером. Не знаю уж, пойдет ли он с беками...
Меки выпустили здесь анонс о ежемесячном «Голосе Социал-Демократа»140 за подписью Плеханова, Аксельрода, Дана, Мартова, Мартынова. Достану его и пришлю Вам. Борьба может обостриться. А Троцкий хочет стоять «выше борющихся фракций»...
Насчет материализма именно как миропонимания думаю, что не согласен с Вами по существу. Именно не о «материалистическом понимании истории» (его не отрицают наши «эмпирио-»), а о философском материализме. Чтобы англосаксы и германцы «материализму» были обязаны своим мещанством, а романцы анархизмом, — это я решительно оспариваю. Материализм, как философия, везде у них в загоне. «Neue Zeit», самый выдержанный и знающий орган, равнодушен
«Инок» — И. Ф. Дубровинский. Ред.
138__________________________ В. И. ЛЕНИН
к философии, никогда не был ярым сторонником философского материализма, а в последнее время печатал, без единой оговорки, эмпириокритиков. Чтобы из того материализма, которому учили Маркс и Энгельс, можно было вывести мертвое мещанство, это неверно, неверно! Все мещанские течения в социал-демократии воюют всего больше с философским материализмом, тянут к Канту, к неокантианству, к критической философии. Нет, та философия, которую обосновал Энгельс в «Анти-Дюринге», мещанства не допускает и на порог. Плеханов вредит этой философии, связывая тут борьбу с фракционной борьбой, но ведь теперешнего Плеханова ни один русский социал-демократ не должен смешивать со старым Плехановым.
Ал. Ал. сейчас только ушел от меня. Передам ему паки и паки насчет «съезда». Ежели настаиваете, — можно на пару дней устроить и вскоре.
Жму руку. Ленин
Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1924 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике I
101 А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ
Анат. Вас — чу:
Дорогой Ан. Вас! Что же Вы не посылаете статью о Ферри? Ждем — не дождемся. Пожалуйста, пошлите немедленно. Если, паче чаяния, она задерживается, — обязательно черкните об этом тотчас пару слов, чтобы мы знали, как нам быть с № 22.
Жму руку. Ваш Н. Ленин
Написано между 18 и 26 февраля
1908 г. Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1934 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XXVI
![]() |
Первая страница письма В. И. Ленина А. М. Горькому. — 25 февраля 1908 г.
Уменьшено
А. М. ГОРЬКОМУ. 25 ФЕВРАЛЯ 1908 г._______________________ 141
102 А. М. ГОРЬКОМУ
25. П. 08.
Дорогой А. МЛ На письмо Ваше не ответил немедленно, ибо по поводу Вашей статьи или в некоторой связи с ней вышла у нас, как это ни странно на первый взгляд, довольно тяжелая драка с Ал. Ал. в редакции142... Гм, гм... я говорил не в том месте и не по тому поводу, где Вы думали!
Дело вышло так.
Книга «Очерки философии марксизма»143 сугубо обострила давние разногласия среди беков по вопросам философии. Я не считаю себя достаточно компетентным по этим вопросам, чтобы торопиться выступать печатно. Но следил я всегда за нашими партийными прениями по философии внимательно, — начиная с борьбы Плеханов против Михайловского и К0 в конце 80-х и до 1895 года, затем борьба его же с кантианцами 1898 и след. годы (тут уже я не только следил, но частью и участвовал, как член редакции «Зари» с 1900 года), наконец, борьба его же с эмпириокритиками и К.
За сочинениями Богданова по философии я следил с его энергетической книги об «Историческом взгляде на природу», каковую книгу штудировал в бытность мою в Сибири. Для Богданова эта позиция была лишь переходом к другим философским взглядам. Лично познакомился я с ним в 1904 году, причем мы сразу презентовали друг другу: я — «Шаги»144, он — одну свою тогдашнюю философскую работу145. И я тотчас же (весной или в начале лета 1904 г.) писал ему из Женевы в Париж, что он меня своими писаниями сугубо разубеждает в правильности своих взглядов и сугубо убеждает в правильности взглядов Плеханова.
С Плехановым, когда мы работали вместе, мы не раз беседовали о Богданове. Плеханов разъяснял мне ошибочность взглядов Богданова, но считал это уклонение отнюдь не отчаянно большим. Превосходно помню, что летом 1903 года мы с Плехановым от имени редакции «Зари» беседовали с делегатом от редакции «Очерков
142__________________________ В. И. ЛЕНИН
реалистического мировоззрения» в Женеве, причем согласились сотрудничать, я — по аграрному вопросу, Плеханов по философии против Маха146. Выступление свое против Маха Плеханов ставил условием сотрудничества, — каковое условие делегат редакции «Очерков» вполне принимал. Плеханов смотрел тогда на Богданова как на союзника в борьбе с ревизионизмом, но союзника, ошибающегося постольку, поскольку он идет за Оствальдом и далее за Махом.
Летом и осенью 1904 г. мы окончательно сошлись с Богдановым, как беки, и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий философию, как нейтральную область, блок, который просуществовал все время революции и дал нам возможность совместно провести в революцию ту тактику революционной социал-демократии (= большевизма), которая, по моему глубочайшему убеждению, была единственно правильной.
Философией заниматься в горячке революции приходилось мало. В тюрьме в начале 1906 г. Богданов написал еще одну вещь, — кажется, III выпуск «Эмпириомонизма». Летом 1906 г. он мне презентовал ее и я засел внимательно за нее. Прочитав, озлился и взбесился необычайно: для меня еще яснее стало, что он идет архиневерным путем, не марксистским. Я написал ему тогда «объяснение в любви», письмецо по философии в размере трех тетрадок. Выяснял я там ему, что я, конечно, рядовой марксист в философии, но что именно его ясные, популярные, превосходно написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу и в правоте Плеханова. Сии тетрадочки показал я некоторым друзьям (Луначарскому в том числе) и подумывал было напечатать под заглавием: «Заметки рядового марксиста о философии», но не собрался. Теперь жалею о том, что тогда тотчас не напечатал. Написал на днях в Питер с просьбой
разыскать и прислать мне эти тетрадки
Теперь вышли «Очерки философии марксизма». Я прочел все статьи, кроме суворовской (ее читаю), и с каждой статьей прямо бесновался от негодования. Нет, это не марксизм! И лезут наши эмпириокритики, эмпирио-
_________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. 25 ФЕВРАЛЯ 1908 г._______________________ 143
монист и эмпириосимволист в болото. Уверять читателя, что «вера» в реальность внешнего мира есть «мистика» (Базаров), спутывать самым безобразным образом материализм и кантианство (Базаров и Богданов), проповедовать разновидность агностицизма (эмпириокритицизм) и идеализма (эмпириомонизм), — учить рабочих «религиозному атеизму» и «обожанию» высших человеческих потенций (Луначарский), — объявлять мистикой энгельсовское учение о диалектике (Берман), — черпать из вонючего источника каких-то французских «позитивистов» — агностиков или метафизиков, черт их поберет, с «символической теорией познания» (Юшкевич)! Нет, это уж чересчур. Конечно, мы, рядовые марксисты, люди в философии не начитанные, — но зачем уже так нас обижать, что подобную вещь нам преподносить как философию марксизма! Я себя дам скорее четвертовать, чем соглашусь участвовать в органе или в коллегии, подобные вещи проповедующей.
Меня опять потянуло к «Заметкам рядового марксиста о философии» и я их начал писать, а Ал. Ал—чу — в процессе моего чтения «Очерков» — я свои впечатления, конечно, излагал прямо и грубо.
При чем же тут Ваша статья? — Вы спросите. — А при том, что как раз в такое время, когда сии расхождения среди беков грозили особенно обостриться, Вы явным образом начинаете излагать взгляды одного течения в своей работе для «Пролетария». Я не знаю, конечно, как и что у Вас вышло бы в целом. Кроме того, я считаю, что художник может почерпнуть для себя много полезного во всякой философии. Наконец, я вполне и безусловно согласен с тем, что в вопросах художественного творчества Вам все книги в руки и что, извлекая этого рода воззрения и из своего художественного опыта и из философии хотя бы идеалистической, Вы можете прийти к выводам, которые рабочей партии принесут огромную пользу. Все это так. И тем не менее «Пролетарий» должен остаться абсолютно нейтрален ко всему нашему расхождению в философии, не давая читателям ни тени повода связывать беков, как направление, как тактическую линию революционного
144__________________________ В. И. ЛЕНИН
крыла русских социал-демократов, с эмпириокритицизмом или эмпириомонизмом.
Когда я, прочитав и перечитав Вашу статью, сказал А. А—чу, что я против ее помещения, тот стал темнее тучи. У нас прямо нависла атмосфера раскола. Вчера мы собрали нашу редакционную тройку в специальное заседание для обсуждения вопроса. Тут нам внезапно пришла на помощь одна глупая выходка в журнале «Neue Zeit». В № 20 неизвестный переводчик поместил там статью Богданова о Махе, причем в предисловии ляпнул, что разногласия Плеханова и Богданова имеют тенденцию среди русских с.-д. стать фракционным разногласием беков и меков! Этими словами писавший сие предисловие дурак или дура нас сплотил. Мы сразу сошлись на том, что заявление о нашей нейтральности безусловно необходимо теперь в первом же номере «Пролетария». Это донельзя соответствовало моему настроению после выхода «Очерков». Заявление составили, единогласно утвердили, завтра оно выходит в № 21 «Пролетария» и посылается Вам.
Относительно же Вашей статьи решили отложить вопрос о ней, изложив Вам в трех письмах каждого из трех редакторов «Пролетария» все положение дела и ускорив поездку мою и Богданова к Вам.
Вы, значит, имеете получить письмо и от Ал. Ал. и от третьего редактора, о коем я Вам писал раз раньше.
Мое мнение я считаю необходимым сказать Вам вполне прямо. Некую драку между беками по вопросу о философии я считаю теперь совершенно неизбежной. Но раскалываться из-за этого было бы, по-моему, глупо. Мы заключили блок для проведения в рабочей партии определенной тактики. Мы эту тактику вели и ведем до сих пор без разногласий (единственное разногласие было о бойкоте III Думы, но оно, во-1-х, никогда не обострялось между нами даже до намека на раскол; во-2-х, оно не соответствовало разногласию материалистов и махистов, ибо, например, махист Базаров был, как и я,
* См. В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд., том 16, стр. 421. Ред.
_________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. 25 ФЕВРАЛЯ 1908 г._______________________ 145
против бойкота и написал об этом большой фельетон в «Пролетарии»).
Мешать делу проведения в рабочей партии тактики революционной социал-демократии ради споров о том, материализм или махизм, было бы, по-моему, непростительной глупостью. Мы должны подраться из-за философии так, чтобы «Пролетарий» и беки, как фракция партии, не были этим задеты. И это вполне возможно.
И Вам следует, по-моему, этому помочь. А помочь Вы можете тем, что будете работать в «Пролетарии» по нейтральным (т. е. ничем с философией не связанным) вопросам литературной критики, публицистики и художественного творчества и т. д. Статью же свою, — если Вы хотите помешать расколу и помочь локализировать новую драку, — Вам бы следовало переделать: все, хоть косвенно связанное с богдановской философией, перенести в другое место. Вам, слава богу, есть где писать помимо «Пролетария». Все, несвязанное с философией Богданова, — а у Вас большая часть статьи с ней не связана — изложить в ряде статей для «Пролетария». Иное поведение с Вашей стороны, т. е. отказ переделки статьи или отказ сотрудничать в «Пролетарии», поведет, по-моему, неизбежно к обострению конфликта среди беков, к затруднению локализации новой драки, к ослаблению насущного, практически и политически необходимого дела революционных с.-д. в России.
Таково мое мнение. Я Вам сказал все, что думал, и буду теперь ждать Вашего ответа. Ехать к Вам мы хотели сегодня, но оказалось, что пришлось отложить не менее как на неделю, а может быть на две — на три.
Жму крепко руку.
Ваш Н. Ленин
Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1924 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике I
146__________________________ В. И. ЛЕНИН
103 А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ
27. П. 08.
Дорогой Анатолий Васильевич! Паки и паки напоминаю Вам о Ферри. Если не послали, это просто беда!
Затем хотелось бы нам очень заказать Вам к 3-му (23) номеру «Пролетария» (юбилейному) статейку о Парижской Коммуне149. Может быть у Вас есть новая книга Jaures и Dubreuil, — хотя вряд ли сии господа могли верно оценить Коммуну. Вот письма Маркса к Кугельману, о коих мы не раз с Вами беседовали, безусловно следует помянуть паки и процитировать в поучение оппортунистам.
Размер сей юбилейной статьи — 15 тысяч букв maximum. Срок — следующая среда (4. III). Пожалуйста, ответьте немедленно, пришлете ли.
Присылайте!
Жму руку. Ваш Ленин
Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1934 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XXVI
104 К. ГЮИСМАНСУ
1. III. 08.
Дорогой товарищ!
Мои друзья пишут мне из Брюсселя, что меня ждут там в скором времени для участия в заседании Международного социалистического бюро.
Вы меня крайне обяжете, если сообщите, правда это или нет. Можете ли Вы [сказать мне] точно (или по крайней мере [приблизительно]), когда должно состояться ближайшее заседание Бюро. Я вынужден
Рукопись документа частично разрушена. Слова, взятые в квадратные скобки, восстановлены по смыслу. Ред.
А. М. ГОРЬКОМУ. МАРТ 1908 г.
вскорости уехать на несколько недель в Италию, поэтому мне очень важно знать, есть ли надобность в моей поездке в Брюссель.
Примите, дорогой товарищ, мой братский привет.
Вл. Ульянов
Послано из Женевы в Брюссель
Впервые напечатано
на французском языке в 1962 г.
в журнале «Cahiers du Monde
Russe et Sovietique» N 4
На русском языке печатается
впервые, по фотокопии с рукописи
Перевод с французского
105 А. М. ГОРЬКОМУ
Дорогой А. М.! Давненько я Вам не писал. Поездка наша все оттягивается: сейчас главное препятствие — отсутствие вестей из Брюсселя. Мне написали оттуда друзья, что ждут туда меня на заседание Бюро (Международного социалистического). Я запросил секретаря, когда же ехать (ибо мне-де надо в Италию). Ответа все нет. А Брюсселя пропустить нельзя.
Получили ли «Пролетарий»? Какие же у Вас намерения насчет него? А у Ан. Вас? Его отказ писать о Коммуне получил с сожалением. Наш третий редактор — Иннокентий.
Черкните, есть ли какие планы у Вас и Ан. Вас. для «Пролетария».
Жму руку.
Ваш Ленин
Написано в первой половине
марта 1908 г. Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1924 г. в Ленинском сборнике I
Печатается по рукописи
См. предыдущее письмо. Ред.
148__________________________ В. И. ЛЕНИН
106 А. М. ГОРЬКОМУ
16. III. 08. Дорогой А. М.!
Досадно, что не удается поехать к Вам. Из Брюсселя пришел ответ и тут нет задержки. Но нет денег, нет времени, нельзя бросить газету.
У Вас, как я сужу по тому, что имеете козу и что это факт, настроение хорошее и умоначертание правильное и жизнь нормальная. А у нас не очень клеится. Из-за философии этой с Ал. Ал. мы вроде как в ссоре. Газету я забрасываю из-за своего философского запоя: сегодня прочту одного эмририокритика и ругаюсь площадными словами, завтра — другого и матерными. А Иннокентий ругает, и за дело, за небрежение к «Пролетарию». Недружно идет.
Ну, да иначе нельзя. Перемелется — мука будет.
Отменно было бы, если бы удалось Вам писать для «Пролетария» без ущерба для больших работ.
Жму руку и большой привет А. Вас. и Марии Федоровне.
Ваш Ленин
Послано из Женевы на о. Капри (Италия)
Впервые напечатано в 1924 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике I
107 Л. ТЫШКЕ
18. III. 08.
Дорогой товарищ!
Вчера Кон нанес мне визит и показал Вашу телеграмму ему, сугубо нервно, возбужденно жалуясь на ее невозможно резкий, «полицейский» тон, который он всего менее может-де простить Вам, как знающему оттенки немецкого языка. Я думаю, что должен передать Вам эту, характерную, беседу с Коном. Я ответил,
Л. ТЫШКЕ. 18 МАРТА 1908 г. 149
конечно, что не знаю, какова neue Wendung, но что уверен, что Вы без серьезных оснований не дали бы такой телеграммы, — что обвинять Алексинского, а кольми паче Вас, в желании entgegenarbeiten" следствию более чем смешно151.
Кон мне говорил — по секрету (не от Вас, конечно), что против Литвинова есть серьезные данные к обвинению, что он, Кон, хорошо знает Литвинова и не желал бы сжить его со света или принять меры, означающие для Литвинова что-либо очень уж тяжкое; нет, но он, Кон, считает только безусловно необходимым доказать Европе (и немецкой социал-демократии особенно), что суд Российской социал-демократической рабочей партии не фикция и что партия эта умеет снять с себя ответственность. «Неужели нельзя найти формы для этого, не сживая никого со света?» — восклицал Кон. Я конечно ответил, что, по моему мнению, вполне можно и что напрасно он беспокоится. Суд будет во что бы то ни стало, партия это сделает, — о чем тут беспокоиться? Будет скандал, говорил Кон, если Алексинский помешает суду. Вздор! говорил я. Алексин-ский не хочет и не может помешать суду и следствию. А скандал уже есть и делают его меньшевики: смотри-де статью «Пора кончать» в № 1—2 «Голоса Социал-Демократа». Кон ее не читал!! Подумайте, пока идет следствие, пока Литвинову зажат рот, пока нельзя печатать следственные акты, в газете льют помои анонимно! Каково положение Литвинова?? А ведь на деле эта газета орган Центрального заграничного бюро153, им питаемый. И это судьи??! Вот как я объяснил Кону поведение Алексинского. Во избежание всяких недоразумений и кривотолков считаю необходимым передать Вам это. Ибо как ни странно мне было обращение ко мне Кона, но факт есть факт. И я побаиваюсь, как бы он, представитель от немецкой партии в Центральном заграничном бюро, не передал моих слов неточно. Я думаю, нельзя положиться на такого докладчика о русских делах
- новый оборот дела. Ред.
- противодействовать. Ред.
150__________________________ В. И. ЛЕНИН
перед Vorstand'oM немецкой партии. Необходимо, чтобы Вы сами лично, как член высокой коллегии, поговорили с Vorstand'oM и непремен но перевели им статью из № 1—2 «Голоса Социал-Демократа». Иначе неизбежны такие обидные для меня нелепости, что ко мне может приходить Кон и «жаловаться», будто Алексинский работает против суда! Есть же мера всему...
Жму крепко руку. Ваш В. Ульянов
P. S. Непременно ответьте немедленно, разрешаете ли напечатать по-русски в «Пролетарии» посланную Вам мною статью (с оговоркой, что писана для «Przegla^d Socjaldemokratyczny» ) и когда. У нас страшный кризис в материалах для «Пролетария», и я с великим нетерпением жду Вашего ответа154.
P. P. S. После меня Кон видел Рядового и, кажется, намекнул ему, что приватно все же показал своим друзьям, мекам, протокол, который Вы запретили показывать155... Черт знает, что такое!
Послано из Женевы в Берлин Печатается впервые, по рукописи
108 А. М. ГОРЬКОМУ
Личное Ал. М—чу 24. III. 08.
Дорогой А. М.! Получил Ваше письмо насчет драки моей с махистами. Вполне понимаю и уважаю Ваши чувства и должен сказать, что от питерских друзей получаю нечто подобное, но я убежден глубочайше, что Вы ошибаетесь.
— правлением. Ред.
Имеется в виду статья «К оценке русской революции» (см. Сочинения, 5 изд., том 17, стр. 37—51). Ред.
*** — «Социал-Демократического Обозрения». Ред.
__________________________ А. М. ГОРЬКОМУ. 24 МАРТА 1908 г.________________________ 151
Вы должны понять и поймете, конечно, что раз человек партии пришел к убеждению в сугубой неправильности и вреде известной проповеди, то он обязан выступить против нее. Я бы не поднял шуму, если бы не убедился безусловно (и в этом убеждаюсь с каждым днем больше по мере ознакомления с первоисточниками мудрости Базарова, Богданова и К0), что книга их — нелепая, вредная, филистерская, поповская вся, от начала до конца, от ветвей до корня, до Маха и Авенариуса. Плеханов всецело прав против них по существу, только не умеет или не хочет или ленится сказать это конкретно, обстоятельно, просто, без излишнего запугивания публики философскими тонкостями. И я во что бы то ни стало скажу это по-своему.
Какое же тут «примирение» может быть, милый А. М.? Помилуйте, об этом смешно и заикаться. Бой абсолютно неизбежен. И партийные люди должны направить свои усилия не на то, чтобы замазывать или откладывать или увертываться, а на то, чтобы практически необходимая партийная работа не страдала. Об этом Вам надо позаботиться, и /ю русских беков помогут Вам в этом и большое спасибо скажут.
Как это сделать? «Нейтральностью»? Нет. Нейтральности в таком вопросе быть не может и не будет. Если можно говорить о ней, то разве в условном смысле: надо отделить всю эту драку от фракции. До сих пор писали «на стороне», вне фракционных изданий, пишите и дальше так. Только таким образом фракция не будет ангажирована, не будет впутана, не будет вынуждена завтра, послезавтра решать, голосовать, т. е. превращать драку в хроническую, затяжную, безысходную.
Вот почему я против пускания какой бы то ни было философии в журнал156. Я знаю, меня за это ругают: хочет рот заткнуть другим, сам еще не разинув рта! Но Вы подумайте хладнокровно.
Журнал с философией. № 1 — три статьи Базарова, Богданова, Луначарского против Плеханова. Одна моя статья, где говорится, что «Очерки философии марксизма» = бер-дяевщина и поповщина.
152__________________________ В. И. ЛЕНИН
№ 2 — трижды три статьи Богданова, Базарова, Луначарского против Плеханова и Ленина в взвинченном тоне. Одна моя статья, где с другой стороны доказывается, что «Очерки философии марксизма» = поповщина.
№ 3 — вой и руготня!
Я могу написать статей шесть или двенадцать против «Очерков философии марксизма», по статье против каждого автора и каждой стороны их воззрений. Может это так тянуться? Доколе? Не сделает это раскола неизбежным вследствие обострения и озлобления без конца? Не свяжет это фракцию решением: реши же, разберись же, закончи же «дискуссию» вотумом...
Подумайте об этом хорошенько, если боитесь раскола. Возьмутся ли практики распространять книги с таким «боем»? Не лучше ли иной путь: по-старому пишите на стороне, вне фракционных изданий. Подеритесь на стороне, фракция пока подождет. Если есть возможность ослабить неизбежное озлобление, то только так, по-моему.