Тема 2. «СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ»
Вопрос 1. «Базовая и функциональные стратегии»
Каждая фирма, работающая в условиях рынка, стремится обеспечить себе долговременный сбыт продукции, как залог постоянной нормы прибыли. Для этого фирма разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную:
1 – коньюктуре рынка;
2 – конкуренции на рынке;
3 – собственным ресурсным возможностям фирмы.
Такая программа отражает стратегию фирмы, под которой понимается обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей, при имеющихся возможностях. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана, фирма переходит к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, строит свою организационную структуру управления, определяет необходимый размер инвестиций, устанавливает размер фонда оплаты труда работников и т.д.
Стратегия – обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях.
Стратегия развития предприятия в качестве своих составляющих включает:
1 – базовую стратегию;
2 – функциональные стратегии.
Базовая - это модель поведения предприятия в той или иной конкретной рыночной ситуации. Например, стратегия выбора рынка;
стратегия поведения на выбранном рынке.
Функциональные – стратегии, конкретизирующие выбранную базовую стратегию в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия, т.е. это комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия. Они имеют подчиненное значение и являются ресурсными программами, обеспечивающими реализацию базовых стратегий в практику.
|
Формирование базовой стратегии – это основа для всех последующих решений в области стратегического планирования, в т.ч. для выбора инновационной стратегии, которая является функциональной стратегией. Любые стратегические меры, предпринимаемые фирмой, носят инновационный характер, так как они в той или иной степени основаны на нововведениях в области экономики, производства и (или) сбыта.
Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: производственного и технологического потенциала фирмы, выбора рыночной позиции и динамики ее изменения, вида производимой продукции, внешних факторов и т.д.
Для формирования инновационной стратегии фирмы необходимо учитывать детерминанты развития.
Детерминанты – это факторы, определяющие направления развития фирмы, возможности и интенсивность обновления продукции и производственного аппарата.
Объективно существуют общие и специфические, в частности, инновационные детерминанты.
Общие детерминанты: конкуренция, потребители, поставщики, технологии, конкурентный потенциал фирмы, государственное регулирование, факторы макросреды.
Так как инновационные стратегии определяются общими стратегиями фирмы, то обозначенные стратегии должны учитываться и при формировании портфеля инновационных стратегий. Но с учетом особенностей последних, следует выделить специфические инновационные детерминанты, в частности:
- научно-технический и кадровый потенциал;
- состояние опытно-экспериментальной базы;
|
- состояние нематериальных активов и наличие заделов в виде результатов уже выполненных НИОКР;
- структура выпускаемой продукции с учетом долей рынка, стадий жизненного цикла продукта;
- наличие угроз технологического и функционального замещения.
Вопрос 2. «Ведущие производственные стратегии: виолентная, патиентная, коммутантная, эксплерентная
На уровне функциональной деятельности предприятия существует несколько подходов к классификации инновационных стратегий.
Наиболее простым является разделение инновационных стратегий на стратегии лидера и последователя.
Стратегия рыночного лидера – подразумевает внедрение принципиально новых (радикальных) инноваций, включающих создание новых видов продукции, технологий, методов управления и т.п.
Стратегии последователя – придерживаются фирмы, внедряющие улучшающие инновации (улучшающие инновации – не затрагивают основную технологическую схему или незначительно изменяют некоторые элементы технологического процесса с целью улучшения качества предмета).
Понимая по инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, выделяют две группы стратегий: активные (технологические) и пассивные (маркетинговые).
Подход, основанный на идентификации стратегического конкурентного поведения на рынке, был предложен Л.Г.Раменским.
В соответствии с этим подходом производится классификация компании и соответствующих конкурентных стратегий по специфике их производственной деятельности на четыре вида:
- виолентная (силовая) стратегия;
- патиентная (нишевая) стратегия;
- коммутантная (соединяющая) стратегия;
- эксплерентная (пионерская) стратегия.
Свое развитие данный подход получил в работах швейцарского эксперта Х.Фризевинкеля, который предложил обозначения типов инновационных фирм, ассоциируя их с животным миром, в частности: «слоны», «лисы», «мыши», «львы».