Методика обучения грамоте
Пособие для студентов III курса отделения преподавания в начальных классах
Санкт-Петербург
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Уважаемые студенты! Вы продолжаете изучение курса методики преподавания русского языка в начальных классах и приступаете к изучению следующего раздела: “Методика обучения грамоте”. Данный курс очень важен, так как от качества его усвоения зависит успех вашей скорой будущей профессиональной деятельности.
Основой методики обучения грамоте являются фонетика и графика, поэтому необходимо актуализировать знания о звуках и буквах русского языка, о фонетических явлениях в области гласных и согласных звуков, о слогоделении, об особенностях йотированных гласных букв. Знания по фонетике помогут вам в формировании одного из профессиональных умений: умения проводить слого-звуковой анализ слова с целью выделения и изучения звука. Это умение является основой овладения современным звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте. Данный метод положен в основу учебных пособий, по которым учащиеся 1 класса учатся читать и писать.
Вы изучите структуру уроков обучения грамоте (чтения и письма) на разных этапах: подготовительном (безбуквенной и буквенной ступени), основном и послеазбучном (послебукварном), научитесь проводить аналитико-синтетическую работу и упражнения, связанные с развитием связной речи на лексическом, синтаксическом уровнях и на уровне текста, овладеете приемами работы, связанной с развитием фонематического слуха у учащихся.
В процессе изучения темы «Каллиграфическое написание всех элементов букв» вы узнаете разные подходы к обучению письму, сами овладеете правильным написанием букв русского алфавита.
|
Цель: освоить лингвистические и психолого-педагогические положения, на которых базируется современная методика обучения грамоте, научиться проектировать уроки обучения грамоте (чтения и письма) по традиционной программе.
- Знать методические термины, периоды (этапы) обучения грамоте.
- Понимать отличие структуры уроков на разных этапах обучения грамоте.
- Применять теоретические знания при проектировании каждого этапа урока обучения грамоте (чтения и письма).
- Анализировать страницы учебников и прописей.
- Синтез: составлять конспект урока обучения грамоте (чтения и письма).
- Оценка: оценивать значимость изученного материала для профессиональной
деятельности (портфолио).
Первые недели будут посвящены изучению теоретических положений, связанных с уроками чтения в период обучения грамоте. Темы занятий:
Ø «Научные основы методики обучения грамоте. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте».
Ø «Уроки чтения в подготовительный период обучения грамоте (безбуквенная и буквенная ступени). Структура уроков. Слого-звуковой анализ слов».
Ø «Уроки чтения в основной период обучения грамоте. Типы и структура уроков. Слого-звуковой анализ слов».
Ø «Правила чтения гласных и согласных букв. Обучение чтению слогов и слов. Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Особенности изучения йотированных гласных букв».
После вы будете работать на занятиях самостоятельно под руководством преподавателя, выполняя практические задания, направленные на формирование профессиональных умений (анализ страниц учебников, по которым проводятся уроки обучения грамоте (чтения) в подготовительный и основной периоды; решение методических задач).
|
Проводятся консультации по изученному теоретическому материалу с целью его повторения и обобщения. Подготовка к ДКР и проектированию урока.
Диагностическая контрольная работа по изученному материалу.
Анализ урока обучения грамоте (чтения) в творческих группах.
9 неделя – Неделя самосовершенствования.
После недели самосовершенствования изучение раздела «Методика обучения грамоте» будет связано с уроками письма.
«Теоретическая основа овладения письмом. Уроки письма в подготовительный (безбуквенная и буквенная ступени), основной и послеазбучный (послебукварный) периоды обучения грамоте. Формирование графического навыка и каллиграфического почерка». С целью лучшего освоения данной темы вам необходимосамим выполнить задания в прописи, опираясь на методическое пособие «Графика 1 класс» Н.Г.Агарковой. Прописи вы вкладываете в портфолио. Ваша работа оценивается в процессезащиты портфолио.
Вы сдаете на проверку конспект урока обучения грамоте (чтения).
«Особенности речевого развития первоклассников. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте на лексическом, синтаксическом уровнях и на уровне текста». Эту тему вы изучаете самостоятельно на учебном занятии под руководством преподавателя.
Проводится консультация по изученному материалу.
Анализ видеофрагмента урока обучения письму.