Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.
Схема урока письма:
1. Организационный момент. (Упражнения для пальцев).
2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение её с печатной.
3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ двигательных элементов буквы.
4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.
5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).
7. Письмо соединений (слогов).
8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.
9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.
10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока нужно 2-3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.
Уроки обучения письму, приёмы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.
|
Модуль 7«Особенности речевого развития первоклассников.
Развитие речи учащихся в период обучения грамоте на
лексическом, синтетическом уровнях и на уровне текста».
Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.
Наглядность и образность долго остаются особенностями мышления младшего школьника, но одновременно усиливается тенденция к обобщению, установлению связей. Обобщения все более основываются на выделении некоторых существенных признаков вещей и явлений.
В связи с этим уточняются и приводятся в систему представления первоклассников о предметах, первоначально в пределах того словарного материала, который предусмотрен букварем. Развитие словаря учащихся должно происходить вместе с обогащением и уточнением представлений о предметах, явлениях и их связях.
Первоклассник может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его еще слабо организована, он не придерживается при рассказе определенного плана, отсутствует логика изложения. Например, начав рассказывать о мухоморе, он говорит, что этот гриб ядовитый, хотя и красивый, но вдруг вспоминает о том, как они с бабушкой нашли подберезовики. Если учитель в это время не направит рассказ в нужное русло, то речь превратится в набор отрывочных предложений, утратит связность. Основная же задача заключается в том, чтобы научить детей рассказывать или описывать предмет по определенному плану.
Рассказ первоклассника по картинке обычно изобилует деталями, что говорит о несобранности мысли. А пересказ, напротив, очень близок к оригиналу текста, потому что опирается преимущественно на память, а не на осмысление содержания. Над пониманием прочитанного и уяснением значения непонятных слов нужно работать постоянно, учить детей видеть эти слова.
|
С учетом особенностей мышления, речи и подготовленности первоклассников (уровень развитости фонематического слуха, готовности к звуковому анализу) в последние годы несколько перестроена методика обучения грамоте. В частности, введен период опережающего звукового анализа: учащиеся выделяют очередной звук, обозначают его буквой и в то же время, определяя место изучаемого звука, анализируют все имеющиеся в слове звуки по порядку. Опережающий звуковой анализ исходит из установленных психологами закономерностей развивающего обучения, которое должно идти «впереди развития» (Л.С. Выготский). Обучение должно учитывать реальные возможности каждого ребенка, учить его тому, чего он еще делать не умеет. Только в этом случае достигается умственное развитие ребенка, совершенствование его познавательных возможностей и мышления.