Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника — игровой деятельностью.
С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.
1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив — общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед одноклассниками, перед учителем. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.
Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, поскольку основной, ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.
2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми он сталкивается, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи дошкольника. Но происходит постепенное включение элементов письменной книжной речи в обиход первоклассника. Такие элементы содержит речь учителя (литературная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи. Беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений. Тексты букваря и азбуки нередко содержат типичные «книжные» конструкции.
|
С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что не любое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать четко, ясно, понятно для других; приучаются к самоконтролю и наблюдениям над речью одноклассников, учатся исправлять недочеты чужой речи.
3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не занимал господствующего положения. Монолог в период обучения грамоте — это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи (монолог ученика по звуковой схеме слова).
4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.
Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень ), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста)
|
7.3 Работа над словом (лексический уровень).
Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения десятков новых слов.
Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях.
Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.
В связи с основной темой страницы букваря привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, массу окружающих ребенка вещей, растительный и животный мир. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся (отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о природе, гигиенические навыки и т.д.).
Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой страницы словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем их мире.
Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:
— путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;
— в словарных играх — с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;
|
— в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандировании слов и пр.
Новые слова вводятся в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.
Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений и их оттенков. С первых дней следует приучать детей к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов, подбору синонимов.
7.4 Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).
Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне.
1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;
2) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;
3) установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.
Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но в то же время необходимо поддерживать использование, детьми таких речевых оборотов, обеспечивая правильность их употребления. Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.
Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя.
В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы над предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.
7.5 Работа над связной речью (уровень текста).
Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?»
Возможные ответы:
«Дети заблудились в лесу».
«Дети пошли в лес за грибами и заблудились».
«Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Дети заблудились, они не знают дороги домой».
Так от предложения школьники переходят к связной речи.
Связная речь в период обучения грамоте — это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы — по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.
В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают использоваться детьми и поэтому представляют для них существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока.
Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые используются для составления рассказов. Вопросы учителя служат своеобразным планом рассказа:
— Где были дети?
— Что делала девочка?
— Что нашел мальчик? и т.д.
Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных вопросов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед глазами детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами), помогающих составлять связный рассказ:
КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО?
В этом случае читающие дети смогут им пользоваться с первых уроков.
Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1—2 предложения, дети получают последовательные рассказы.
В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонажи получают имена, определяется время года, место события, могут быть добавлены предложения о погоде, настроении персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается — так дети начинают работу над темой.
В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» ит.п.
Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.
Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора данной ситуации, идет работа над предложением, включаются детали, подробности, улучшается последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.
Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности, он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство и т.п.
Отгадывание загадок является хорошим средством развития мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается словарь, раскрываются метафоры, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упражнения в придумывании загадок.
Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановлению деформированного текста. Такая же работа может проводиться ина слух, но тогда используются короткие тексты.