Регулирование миграционных потоков.




Тема: «Международная миграция рабочей силы»

План:

Общая характеристика, причины, виды и формы международной миграции рабочей силы.

Экономические эффекты миграции.

Регулирование миграционных потоков.

  1. Общая характеристика, причины, виды и формы международной миграции рабочей силы.

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка МРТ как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на МРТ устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной миграции рабочей силы.

Международная миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ в. и важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики.

Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в МЭО. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Итак, международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Как единый процесс, международная миграция рабочей силы представляет собой сочетание следующих видов:

· Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы;

· Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов;

· Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Степень зависимости национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей определяется показателем удельного веса иностранных рабочих в общем числе занятых, который рассчитывается по следующей формуле:

, где

d ин.раб. – удельный вес иностранных рабочих в общем объеме занятых в стране;

- общая численность иностранных рабочих в стране;

- общая численность занятых в стране.

Различают пять основных типов современной международной миграции:

1) переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

2) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

3) профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

4) нелегальные иммигранты, в число которых также включаются иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

5) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

В середине ХIХ в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-хх гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. текущего столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует доба­вить трудности послевоенной жизни в Европе.

После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миг­рации рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» — устой­чивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974—1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Кариб­ского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Если в первых двух случаях причины были главным образом по­литические, переселенческие, то в последнем случае — чисто эко­номические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX—XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Се­верной Америки. Она носила в основном переселенческий харак­тер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы мигра­ции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопро­вождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат — статистическое ведомство ЕС, — с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многое имми­гранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейский государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.

Причин международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социально­го обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

· состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относят­ся политические, национальные, религиозные, расо­вые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже мас­совый характер.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в це­лях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины мигра­ции в рамках ПРС также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицирован­ной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

Интенсивность международной миграции рабо­чей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:

  • глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
  • НТП, развитие которого сопровождается струк­турной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

· развитие ТНК, способствующее соединению ра­бочей силы с капиталом, которые либо осуществ­ляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

  • фазы экономического цикла, на которых нахо­дится экономика отдельных стран и мировая эко­номика в целом: в фазе подъема спрос на рабо­чую силу, в том числе и иностранную, возраста­ет, в фазе кризиса — падает;
  • процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миг­рацию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения ра­бочей силы из третьих стран;
  • растущее осознание людьми широких экономи­ческих возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспор­тных средств, расширение международной систе­мы информации.

В мировой практике сложилась следующая класси­фикация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

· миграция из развивающихся и бывших соци­алистических стран в промышленно развитые страны;

· миграция между промышленно развитыми странами;

· миграция между развивающимися странами;

· миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развиваю­щиеся страны;

· миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

2) по территориальному охвату:

· межконтинентальная;

· внутриконтинентальная;

3) по времени:

  • безвозвратная;
  • временная;

· сезонная;

4) по степени законности:

· легальная;

· нелегальная.

 

  1. Экономические эффекты миграции

Экономические эффекты по разному оцениваются для стран иммиграции и эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы при­носит существенные выгоды странам иммиграции.

Во-первых, вследствие притока иностранных рабо­чих, обладающих высокой мобильностью, облегчают­ся структурные (отраслевые и региональные) измене­ния в экономике страны.

Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специали­стов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.

В-третьих, иностранная квалифицированная рабо­чая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и по­вышается конкурентоспособность производителей или продукции.

В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоло­жении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению. По данным МОТ, в середине 70-х годов удельный вес мо­лодых людей в общем числе иностранных работников достигал в Бельгии — 49,8%, Швеции — 45%.

По данным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупней­ших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32-38%.

В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутрен­них товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значитель­ные суммы денег могут быть использованы как допол­нительный источник накопления принимающей страны.

В-шестых, иностранные рабочие часто служат амор­тизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.

В-седьмых, иммигранты во многих странах запол­няют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работни­ки из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезий­цы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — горнорудная про­мышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принима­ющих странах и ряд проблем и противоречий:

· обостряется ситуация на национальном рынке труда;

· вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабо­чей силы, в том числе и национальной;

· провоцируются национальные и этнические кон­фликты между коренным населением и иммиг­рантами.

Неоднозначны последствия миграционных про­цессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

· эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

· после работы за границей в страну возвращают­ся обученные, более квалифицированные рабо­чие, вносящие динамизм в экономическое разви­тие страны;

· для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источни­ком получения валюты. Например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х го­дов давала прибыль 970 млн долл., туризм —600 млн долл., а денежные переводы эмигран­тов — 3,1 млрд долл. По данным МВФ, только за период с1986 по 1999 годы ежегодные дохо­ды 37 стран по статье «переводы работающих за рубежом» превышали более 100 млн долл. для каждой из этих стран, а для 10 стран — более 1 млрд долл. В Йемене переводы эмигрантов в от­дельные годы в 30 раз превышали доходы стра­ны от экспорта;

· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы;

· страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

· страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению;

· страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов;

· отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов»;

· изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.

 

  1. Регулирование миграционных потоков.

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Есте­ственно, что любое государство, осуществляя экономи­ческую политику, не может не регламентировать про­цессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

В России с 1993 года существует Федеральная миг­рационная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регули­рование трудовой эмиграции, включает в себя соответ­ствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и мно­госторонние международные соглашения. В дополне­ние к этому ряд стран принимает специальные эмиг­рационные программы.

Миграционная политика подразделяется на эмигра­ционную и иммиграционную.

В экономической литературе выделяют три направ­ления иммиграционной политики.

1. Политика, базирующаяся на ограничении пре­бывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновле­ния трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авто­ры пишут о так называемой ротационной иммиграции. Так, в ФРГ в 1970 году прибыло 135 тыс. иностран­ных рабочих в возрасте от 16 до 21 года, а покинуть страну было вынуждено более 55 тыс. в возрасте от 21 до 35 лет.

При ограничении срока пребывания в стране чле­ны семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая проживание без оп­ределенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют се­лективный подход при регулировании иммигра­ции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, кото­рые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варь­ируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную плату выпол­нять тяжелую, вредную, грязную и неквалифици­рованную работу, — строительные, подсобные, се­зонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отрас­лей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практику­ющие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятель­ность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

1. Качественные требования к профессиональ­ной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образова­нии, и стажа работы по специальности. Напри­мер, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих. В Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограни­чен 20-40 годами.

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. Например, фирмы Швеции и Норвегии проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов.

4. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистичес­кой или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ра­нее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливае­мом соотношении численности иностранных и на­циональных кадров на предприятии.

6. Ограничение времени работы в стране: в Нор­вегии разрешение на временную работу выдает­ся на срок не более 1 года, в Зимбабве — на срок не более 5 лет. В России в соответствии с «По­ложением о привлечении и использовании инос­транной рабочей силы» от 16 декабря 1993 года разрешение выдается на срок до 1 года и еще может быть продлено на такое же время.

7. Запреты на профессии в явной форме или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень про­фессий, заниматься которыми иностранцам за­прещено.

8. Национально-географические приоритеты, отра­жающие предпочтительные регионы иммиграции. В США с 1924 года структура иммиграционных квот, установленная конгрессом, была благопри­ятной для жителей Северо-Западной Европы. Ре­форма иммиграционного законодательствав 1965году стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 года предоставил большие возможно­сти для квалифицированных специалистов из стран Европы.

9. Система санкций действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Можно выделить следующие направления эмигра­ционной политики государств:

· стимулирование трудовой миграции;

· ограничение трудовой миграции;

· создание условий для реэмиграции;

· создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя сле­дующие инструменты:

· жесткие требования к фирмам-посредникам, за­нимающимся вербовкой рабочей силы, по предо­ставлению ими финансовых и юридических га­рантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

· лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных ка­тегорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за госу­дарственный счет;

· проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (бо­лее высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); прода­жа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облага­емых налогами;

· проведение таможенной политики, предусматри­вающей таможенные льготы для возвращающих­ся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангла­деш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свы­ше 40 наименований изделий;

· разработка программы рабочих мест для реэмиг­рантов;

· выдача кредитов и предоставление льгот реэмиг­рантам на постройку и приобретение жилья;

· выдача кредитов для открытия собственного биз­неса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: