На эффективный результат можно надеяться только в случае объединённых усилий, целенаправленных действий с трёх сторон: семьи, учителя, библиотеки.
Крупнейшие детские библиотеки накопили богатый опыт распространения информации о книгах, формирования читательского интереса к конкретному автору или произведению. В современных условиях для этого наряду с традиционными способами используются и новейшие достижения педагогики, педагогической психологии, применяются новые информационные технологии. Так, «главная» детская библиотека России (РГДБ) в течение ряда лет поддерживает и развивает интернет-сайт «Библиогид». Судя по отзывам пользователей (в том числе, родителей, школьных библиотекарей, профессиональных критиков) сайту удаётся не только решать задачу обеспечения информацией в области детской литературы, но и способствовать развитию информационных потребностей и формирования информационно-библиографической культуры юных читателей. Наряду с этой работой продолжается составление и издание (правда, очень небольшими тиражами) тематических библиографических пособий, включающих списки литературы, аудио-, видео- и мультимедиа-материалов. Но в 1998-2000 годах РГДБ с помощью издательства «Либерея» удалось осуществить издание уникального трёхтомного биобиблиографического словаря "Писатели нашего детства". Он отражает рекомендуемый круг чтения для детей и подростков 5-15 лет. Словарь включает оригинальные очерки творчества трехсот отечественных и зарубежных авторов, списки лучших изданий их произведений, литературы о писателях, сведения об иллюстраторах, экранизациях, переводах и др. Прекрасным помощником в организации совместного чтения с детьми может быть энциклопедия для родителей И.Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти». В ней показано, что «пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом».
|
Крупнейшие библиографы детской литературы участвуют в библиографическом оснащении учебных и справочных изданий, адресованных юным читателям. Вообще проблема библиографической информации, адресованной школьникам, и прежде всего библиографического оснащения учебных изданий, представляется очень серьезной. Технические возможности распространения информации о литературе, например, в помощь освоению школьных дисциплин, сейчас достаточно широки. Но издатели, редакторы массовых газет и журналов часто не принимают к публикации рецензии, рекомендательные обзоры литературы, даже аннотированные тематические списки книг бесплатно, приравнивая информацию к рекламе.
Как способ опосредованной рекомендации книг для юных читателей используется библиографическая продукция по детской литературе для учителей, воспитателей, родителей. Это обзоры, аннотации, рецензии и т.п. для специалистов и родителей в журналах «Детская литература», «Книжный бизнес», «Школьная библиотека», «Панорама читающей России», газете «Книжное обозрение, на веб-сайте РГДБ (www.rgdb.ru). Например, на страницах журнала «Детская литература» продолжается публикация биобиблиографических очерков о писателях-лауреатах международной премии им. Х.К. Андерсена.
|
Нельзя не сказать об уникальной базе данных, которая ведется в РГДБ с 1991 года в карточном, а с 1996 года - в электронном виде. Это картотека «Детская книга России». Всего в ней сейчас (на 01.01.2004 г.) 24460 записей. Диапазон поиска составляет 22 параметра. Среди них:: международный регистрационный номер, возрастной адрес, тема, серия, переводчик, художник-иллюстратор, «новый» автор (первое издание книги в России после 1917 года), юный автор (ребенок) и др. На основе картотеки выполняется большое количество справок, особенно для студентов МГУКИ, библиотечного техникума, педагогических средних и высших учебных заведений, издательств.
Мы привели лишь отдельные примеры работы библиотек, но, как правило, каждая библиотека развивает свои подходы и свои собственные программы по поддержке детского чтения.
Библиотеки всех типов, работающие для детей и руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, педагогов, специалистов в области издания и распространения книги и других, всегда могут быть грамотными и эффективными помощниками, союзниками и партнерами для всех тех, кто озабочен проблемами детского чтения. И наша главная задача сегодня – отнестись к этим проблемам серьезно и решать их сообща, объединяя наши усилия.
Список литературы
Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы. – 2004. - № 2. – С. 38.
Писатели нашего детства. 100 имён: Биографический словарь: в 3 ч. / РГДБ – М: Либерея, 1998-2000.
Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 С.: ил.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103.