Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [12; C. 293].
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.
Особенностью современного российского государства является и то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества.
Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях:
а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);
б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе;
в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второго путей развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института [9; C. 250].
|
Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) – это именно так [12; С. 239].
Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.
А ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения
Методы социальной работы
Социальная работа как совокупность научных знаний включает следующие основные разделы: фундаментальный, теоретико-методологический, изучающий методологию, принципы, закономерности, категориальный аппарат; социально-практический, управленческий, прикладной, ориентированный на теоретические и эмпирические знания в решении практических задач. Технология социальной работы опирается на теоретические положения социальной работы, соответствующий методологический аппарат (категории, законы, принципы, приемы исследования, методы и т.д.).
В социальной работе метод выполняет двоякую роль, являясь: способом познания и применения научных знаний, касающихся разнообразных аспектов социальной практики и жизнедеятельности человека; конкретным действием, благоприятствующим качественному изменению объекта или субъекта процесса.
|
В приобретении новых знаний большое значение имеют методы научного исследования, помогающие определить направление научного познания и выяснить истинное положение вещей. Значение использования конкретного метода обусловлено следующими факторами: цель, характер задач, рассматриваемых в ходе исследования; состояние знаний по интересующей проблеме, опыт и квалификация исследователя; наличие необходимой источниковедческой, материально-технической базы, на основании которой проводится исследование. Классификация методов социальной работы Классификация методов – необходимый компонент организации социальной работы, базирующейся на научных подходах. Классификация методов социальной работы – актуальная, сложная, однако недостаточно разработанная проблема теоретического и эмпирического характера. В основу классификации социальных методов положены следующие признаки: сфера применения, степень общности, содержание деятельности, ее характер и т.д. Классификация методов социальной работы, основанная на степени общности, включает: сеобщий (философский) метод. Характеризуется единством методологической и мировоззренческой позиций субъекта в разных сферах деятельности. Всеобщий метод материалистической диалектики является одним из основных методов социального познания. Согласно этому методу процесс нахождения и осмысления фактов, явлений, событий основан на процессах отражения в сознании исследователя объективной диалектики социальной действительности. Любое событие или явление рассматривается в состоянии своего формирования и дальнейшего развития, что исключает односторонность и предвзятость взглядов, субъективность в толковании фактов. Диалектика расширяет возможности социального прогнозирования и предвидения, так как способствует обнаружению истинных причин, закономерностей происходящих событий, обозначить тенденции дальнейших процессов. Общенаучные методы. Используются во многих сферах человеческой деятельности и включают целый ряд разнообразных методов. Частные специальные научные методы. Это конкретные специфические способы познания и трансформации отдельных сфер материального мира, характерные определенной системе знаний (корреляционный анализ, метод социометрии и др.)..
|