Возможность и действительность




Возможность – то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием, потенциальное существование.

Невозможное – исключено, так как нет предпосылок, условий.

Действительность – реальное, наличное бытие вещей и процессов, объективная реальность во всей ее конкретности.

Возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движение от причины к следствию.

Вероятность – степень возможности наступления того или иного события; степень необходимого в возможном.

5. Альтернативы диалектики

1. Метафизика

Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

В сер. II века до н.э. Греция была завоевана римлянами. В I в. до н.э. греческий ученый Андроник из Родоса, приводивший в порядок рукописи, решил заново переписать сочинения Аристотеля. В своем издании Андроник сначала поместил группу сочинений Аристотеля, относящихся к физике, а вслед за ними группу трактатов, в которых рассматривались проблемы бытия, познания и обозначил термином «то, что идет после физики» – «метафизика». Со временем этим термином стали обозначать все философские учения о началах бытия вещей и их познание, и термины «метафизика» и «философия» стали синонимами.

Со времен Гегеля сущность метафизического метода раскрывается, с одной стороны, в понимании мира как раз и навсегда данного, неизменного, а с другой стороны, в абсолютизации какой-л. одной стороны предмета или познания, игнорирования всеобщей связи, существующей в мире. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация одного момента в составе целого, повторяемость.

Разновидности метафизики:

– догматизм – некритический, нетворческий тип мышления; положения воспринимаются как незыблемые и бесспорные;

– релятивизм – абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании;

– софистика – подмена понятий, словесные уловки.

– эклектика – соединение различных, часто противоположных взглядов, идей.

2. Синергетика

В конце 1960-х гг. Ганс Хакен ввел в научный оборот понятие «синергетика». Представители: Борис Белоусов, Андрей Жаботинский, Илья Пригожин (бельгийская школа).

Синергетика (sinergien – содействие, сотрудничество) – учение о самоорганизации материальных систем.

В открытых системах[1] за счет потока энергии и вещества из внешней среды создается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому взаимодействуют элементы и подсистемы, что ведет к их согласованному, кооперативному поведению и созданию новых, устойчивых структур и самоорганизации.

При определенных условиях и системы неорганической природы способны к самоорганизации. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы, то синергетика впервые раскрыла механизм возникновения порядка через флуктуации, то есть отклонения системы от некоего среднего состояния. Флуктуации усиливаются за счет неравновесности, расшатывают предшествующую структуру и приводят к новой.

Причины синергетики – равновесность, нестабильность, эволюция, коэволюция.

Формы – накопление флуктуаций, флуктуация, фазовые переходы, самопроизвольные переходы системы в новое состояние, нелинейность.

Свойства – вероятная случайность, гадательный случай.

Факторы – малые влияния, случай, аттракторы.

Результаты – проявление многоуровнего целого, неравного сумме частей; новая неравномерность, необратимость; несоответствующие замыслу усложнения.

3. В XX в. возник ряд неклассических концепций диалектики.

Трагическая диалектика. Раймон Арон (Франция) «Разочарование в прогрессе» – современное общество не способно использовать прогресс в интересах человечества.

Диалектическая теология. Карл Барт (Швейцария), Мауль Тиллих (нем.-амер.) В основе развития мира – божественная субстанция.

Негативная диалектика. Теодор Адорно (нем.), Ж.-П. Сартр (фр.). Абсолютизация отрицания, тотальный критицизм, неприятие позитива.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое диалектика; каково первоначальное значение понятия диалектики в древнегреческой философии?

2. Чем отличаются «диалектика идей» (Сократ) и «диалектика вещей» (Гераклит), идеалистическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) диалектика?

3. Каковы основные принципы и законы диалектики?

4. Каким образом принцип исторического развития, всеобщей взаимосвязи и единства противоположностей позволяет проникнуть в сущность вещей, явлений и процессов окружающей действительности?

5. Каково значение закона «отрицания отрицания» в развитии мышления, природной и социальной действительности?

6. Правомерно ли определение диалектики как учения о всеобщем развитии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: