Возможность – то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием, потенциальное существование.
Невозможное – исключено, так как нет предпосылок, условий.
Действительность – реальное, наличное бытие вещей и процессов, объективная реальность во всей ее конкретности.
Возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движение от причины к следствию.
Вероятность – степень возможности наступления того или иного события; степень необходимого в возможном.
5. Альтернативы диалектики
1. Метафизика
Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.
В сер. II века до н.э. Греция была завоевана римлянами. В I в. до н.э. греческий ученый Андроник из Родоса, приводивший в порядок рукописи, решил заново переписать сочинения Аристотеля. В своем издании Андроник сначала поместил группу сочинений Аристотеля, относящихся к физике, а вслед за ними группу трактатов, в которых рассматривались проблемы бытия, познания и обозначил термином «то, что идет после физики» – «метафизика». Со временем этим термином стали обозначать все философские учения о началах бытия вещей и их познание, и термины «метафизика» и «философия» стали синонимами.
Со времен Гегеля сущность метафизического метода раскрывается, с одной стороны, в понимании мира как раз и навсегда данного, неизменного, а с другой стороны, в абсолютизации какой-л. одной стороны предмета или познания, игнорирования всеобщей связи, существующей в мире. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация одного момента в составе целого, повторяемость.
Разновидности метафизики:
|
– догматизм – некритический, нетворческий тип мышления; положения воспринимаются как незыблемые и бесспорные;
– релятивизм – абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании;
– софистика – подмена понятий, словесные уловки.
– эклектика – соединение различных, часто противоположных взглядов, идей.
2. Синергетика
В конце 1960-х гг. Ганс Хакен ввел в научный оборот понятие «синергетика». Представители: Борис Белоусов, Андрей Жаботинский, Илья Пригожин (бельгийская школа).
Синергетика (sinergien – содействие, сотрудничество) – учение о самоорганизации материальных систем.
В открытых системах[1] за счет потока энергии и вещества из внешней среды создается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому взаимодействуют элементы и подсистемы, что ведет к их согласованному, кооперативному поведению и созданию новых, устойчивых структур и самоорганизации.
При определенных условиях и системы неорганической природы способны к самоорганизации. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы, то синергетика впервые раскрыла механизм возникновения порядка через флуктуации, то есть отклонения системы от некоего среднего состояния. Флуктуации усиливаются за счет неравновесности, расшатывают предшествующую структуру и приводят к новой.
Причины синергетики – равновесность, нестабильность, эволюция, коэволюция.
Формы – накопление флуктуаций, флуктуация, фазовые переходы, самопроизвольные переходы системы в новое состояние, нелинейность.
|
Свойства – вероятная случайность, гадательный случай.
Факторы – малые влияния, случай, аттракторы.
Результаты – проявление многоуровнего целого, неравного сумме частей; новая неравномерность, необратимость; несоответствующие замыслу усложнения.
3. В XX в. возник ряд неклассических концепций диалектики.
Трагическая диалектика. Раймон Арон (Франция) «Разочарование в прогрессе» – современное общество не способно использовать прогресс в интересах человечества.
Диалектическая теология. Карл Барт (Швейцария), Мауль Тиллих (нем.-амер.) В основе развития мира – божественная субстанция.
Негативная диалектика. Теодор Адорно (нем.), Ж.-П. Сартр (фр.). Абсолютизация отрицания, тотальный критицизм, неприятие позитива.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое диалектика; каково первоначальное значение понятия диалектики в древнегреческой философии?
2. Чем отличаются «диалектика идей» (Сократ) и «диалектика вещей» (Гераклит), идеалистическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) диалектика?
3. Каковы основные принципы и законы диалектики?
4. Каким образом принцип исторического развития, всеобщей взаимосвязи и единства противоположностей позволяет проникнуть в сущность вещей, явлений и процессов окружающей действительности?
5. Каково значение закона «отрицания отрицания» в развитии мышления, природной и социальной действительности?
6. Правомерно ли определение диалектики как учения о всеобщем развитии?