Христианам нельзя держать дома собак
Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего пророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». На употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить на алтарь.
С религиозной точки зрения собака считается нечистым животным. Для христиан главным авторитетом является Библия. В Библии нечистота собаки приравнена к нечистоте блудницы. Во Второзаконии (23:18) читаем: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим».
Библия говорит не только о бродячих собаках, но и о старых псах, когда-то взятых для охраны, но по старости уже просто дремлющих в тени: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» (Ис. 56, 10).
Слово «пес» стало нарицательным. Оно означало похотливого, необузданного и развращенного грешника: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Флп. 3, 2), - предупреждает апостол Павел.
Об отрицательном отношении к псам (кроме их служебных функций) Господа нашего хорошо видно из Его евангельских слов:
Мф.7,6: "Не давайте святыни псам...", Мф.15,26: "Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам".
И святой апостол Петр добавляет: 2Петр.2,22: "Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину...".
Протоиерей Виктор Гузенко говорит об этом: "В книге Коралай Парсонза «Животные. Звери и птицы, упоминаемые в Библии» читаем: «Собака у древних евреев вовсе не была таким другом человека, как у нас. Да, бывало, их держали в качестве сторожевых псов, использовали для охраны стад от волков и шакалов. Щенкам разрешали входить в дом и подкармливали их остатками пищи (Мк. 7,27). Но в целом отношение к псам было отрицательное. По иудейскому закону, они считались нечистыми. Сравнить кого-либо с «мертвым псом» считалось тяжелейшим оскорблением, и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, нельзя было приносить в дом Господа (Втор. 23,18). Соломон и апостол Петр сравнивают грешников с псами (Притч. 26,11; 2 Пет. 2,22)...
|
В Библии слова «собака», «псы» и их производные встречаются не менее 25 раз. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание (Пс. 21,17; 58,7; Лк. 16,21; Мф. 15,27 и др.). В двух случаях — во Второзаконии (23,18) («не вноси цены пса в дом Господа») и в Евангелии от Матфея (7,6) («не давайте святыни псам») — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного... Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм в качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки..."
То, что собака нечистое животное, которое нельзя держать в христианском жилище, видно и из то, что храм освящают, если она туда случайно забежала. Как рассказал корреспонденту "Утра" священник Димитрий Каплун, настоятель прихода св. Иннокентия Московского в Биробиджане:
"Существует два типа освящения храма - малое и великое. Обряд малого освящения свершается, если в храм забежит собака или кто-то коснется престола. Тогда церковь окропляется святой водой и священник читает молитву на обновление храма."
|
Священник Анатолий Гармаев на вопрос "Каковым должно быть христианское отношение к животным?" ответил:
— Очень доброе, в том числе и к собакам, хотя по церковному уставу собака не должна жить внутри человеческого жилища. Если собака во дворе, то она сторожит дом. Но никак не позволительно собаку держать в квартире. Церковному человеку в квартиру, где находятся иконы, лампадка, крест, допускать собаку нельзя. Мы знаем, что появление собаки оскверняет церковь, и поэтому в случае, если забежала собака, церковь приходится переосвящать.
ЧИН НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЕГДА ПЕС ВСКОЧИТ
Из истории чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви мы знаем, что в нашей древнерусской богослужебной практике было несколько последований малого освящения храмов. Число таких последований по древнерусским Требникам превосходит перечисленное количество чинов «малого» освящения храмов современного Требника. Эти чинопоследования следующие: «Устав о поколебавшейся святой трапезе», «Чин на отверзение церкви от еретик осквернившейся», чины и молитвы на отверзение храма «в нем же аще человек умрет нуждною смертию» или «животну нечисту ключится умрети или родити» и, наконец, «ЧИН НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЕГДА ПЕС ВСКОЧИТ». Отмеченные чины и молитвы имеются в составе Требников XVI и XVII веков.
Чин на освящение храма, если туда забежала собака ("егда пес вскочит"), не утратил своей актуальности и в наши дни. В 2006 году Издательский Совет Русской Православной Церкви выпустил книгу "Освящение храма. Сборник". Содержание этой книги составляют чин освящения храма и различные чинопоследования, так или иначе связанные с освящением храма и богослужебной утвари. Большинство из них печатается по современным русским изданиям Большого и Дополнительного Требников и Чиновника архиерейского священнослужения; небольшие чины омовения святой трапезы и на очищение храма «егда пес вскочит» — по древнерусским старопечатным книгам (с приведением орфографии текстов в соответствие принятым ныне нормам), чины на основание и на освящение новосозданного монастыря — по Требнику свт. Петра (Могилы).
|
Не одобряется содержание собак в жилых помещениях вместе с людьми. Собаки по воздействию на них духов злобы почитаются нечистыми животными. Вот почему запрещено вкушение их мяса людьми, введение их в храмы Божии и святые места и т.п. Если пес случайно забредет в храм, то по канонам Церкви храм должно переосвящать.
Наше жилище есть наш домашний храм. Оно должно обязательно быть освящено иереем или благочестивым мирянином (при отсутствии иерея) по надлежащему церковному чину, ежегодно освящаться Богоявленской водой в день святого Богоявления, еженедельно освящаться воскресным каждением благоухающего церковного ладана и ежедневно освящаться нашими покаянными молитвами и делами благочестия. Таким образом присутствие пса в нашем домашнем храме является неуместным и недопустимым. Псы должны находиться в псарнях или на улице в будках, сараях и других обустроенных для животных помещениях.
Так собак можно держать дома? Одни говорят одно, другие другое... Например, во время проповеди перед чином «отчитки» в Троице-Сергиевой Лавре игумен Герман настоятельно рекомендует пристроить собак на должность сторожевых и ни в коем случае не допускать их в жилище, где находятся святые иконы. Место им в конуре. Кошек, да можно. А собак нельзя.
Ну а лично у меня был такой случай: я выгнала из комнаты собаку, прочитала правило, стоя на одном месте. Так собака на то место в туалет сходила потом... Не буду мудрствовать, но что-то мне подсказывает, что место их действительно в конуре
В средневековых соборных документах Русской Церкви, как отмечает о. Дмитрий Моисеев, есть постановление, запрещающее вводить собак в храм.
Есть и канонические правила, касающиеся животных. 88 канон Шестого Вселенского Собора (VII) прямо говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм, кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни для человека.
Из проповедей схиархимандрита Иоанникия (деревня Чихачёво Ивановской области):
"Почему Богу неугодны мы? Потому что нет любви ни семейной, ни родственной, ни любви между людьми. Собак позаводили (в квартирах) – на них стали похожи нравом. Кусаемся да лаем. Если кошку в алтарь можно пускать, так собака если зайдет в дом случайно – его надо освящать.
"И все меняется человек в худшую сторону, в худшую, и в худшую... А сейчас даже крокодилов позаводили, да змей в квартирах. Вот какие мы. Если бы сказали в те времена, что такое будет, никто бы не поверил. Детей поубивали (абортами), собак позаводили. Вот и на них похожие стали - кусаемся, да грыземся, да лаемся...
Тогда человека предает Господь неискусному уму, и человек начинает творити неподобное. Уж каких одежек-то не понашьют этим животным... Кто не познал Меня на земле, сказано, тот познает Меня в огне (говорит Господь).
Еще один пример христианского отношения к собаке (по книге "Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове). Вспоминающие старца Гурия говорят, что, с одной стороны, он запрещал держать собак в доме, но, с другой стороны, относился к ним с жалостью и милосердием. Вот некоторые свидетельства.
Александр Быков: Вспомнили, как однажды, когда дела в фирме шли очень плохо, мы просили о. Гурия освятить наш дом, что он и сделал, надев епитрахиль. Когда обходил дом, увидел черную собаку, которая у нас жила, рассердился, замахал крестом и закричал, что это бес, гоните беса из дома. С тех пор собака у нас в доме не жила. В тот же день к нам пришла налоговая полиция с проверкой. Увидев о. Гурия, они удивились и спросили: «Что тут у вас?» На это им было отвечено: «Беса изгоняем». О. Гурий окропил святой водой этих служителей закона, и с 1996 г. они у нас больше не бывали".
Раба Божия Тамара: "В монастырь я приехала в воскресный день из-за отсутствия службы в нашем храме (батюшка был в отпуске), я тогда была прихожанкой храма Илии Пророка. Исповедав свои грехи, я стала по своему неразумию просить у батюшки, которому исповедовалась (потом я узнала, что это и был игумен Гурий), благословения на то, чтобы моему мужу убить больную собаку в деревне у родственницы. Собака долго болела (гнил зад). Соседи очень роптали и просили ее убить. Батюшка Гурий не благословил, сказав, что это создание Божие.
«Блажен иже и скоты милует» (Притч.12,10), - говорит нам Священное Писание. И собака - творение Божие, к которой надо относиться с добром. Не надо лишь пускать ее в наше жилище. Бог смотрит: кого мы выберем - верную, преданную, обожающую нас собаку (которую, однако же, нельзя держать в доме) или Духа Святого? Казалось бы, человек всегда должен выбирать Святого Духа. Но, к сожалению, некоторые выбирают собаку.
Старец архимандрит Таврион (Батозский): «Придёт время, когда священство не будет жить по Евангелию, а вы живите по Евангелию: архиереи позаводят собак в покоях, и храмы будут осквернены еретиками».
Протоиерей Артемий Владимиров: "Держать собак в собственной квартире не слишком вяжется с устоями православной семьи". (Из его книги "С высоты птичьего полета")
Из жизнеописания старца схиигумена Алексия Пензенского: "Однажды к батюшке приехал священник с двумя сыновьями. Старец провидел, что у них в квартире живет собачка, и сказал ему, чтобы собаку больше не держал в жилище. И нужно освятить жилище после нее. Он несколько раз повторил, что собак держать в жилище нельзя, а только около дома".
Протодиакон Андрей Кураев: " Вы что-нибудь слышали о Маконском Соборе 586 года? Удивительное правило он принял: «Епископ да не держит возле своего дома больших собак». Я помню, когда это узнал, подхожу к (тогда еще) митрополиту Кириллу (Гундяеву) и говорю: «Владыка, я нашел правило, по которому Вас нужно лишать сана». Он не понял: «Как это?» Я поясняю ему: «Вот, Маконский Собор». А Владыка держит в квартире двух собак".