1. Субъект и объект познания.
2. Чувственная и рациональная ступени познания.
3. Научное познание, его особенности.
4. Проблема истины.
Задания для самостоятельной работы
Подготовьте сообщения на темы:
1. Активная роль субъекта в процессе познания.
2. Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности.
3. Общенаучные и частононаучные методы познания.
4. Проблема вероятности и достоверности гипотетических знаний.
Рекомендуемая литература
1. Князева Е., Курдюмов С. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии – 1994 – № 2. – С. 110–122.
2. Хинтика Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. – 1996. – № 9.
3. Ильин В. Н. Основная проблема теории познания // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 123–134.
4. Синергетическая парадигма. Когнетивно-коммуникативные стратегии современного научного познания / РАН, Ин-т философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.
5. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании / Рос. акад. наук; Ин-т философии. – Изд. 3-е, доп. – М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009.
6. Новиков А. С. Научные открытия: типы, структура, генезис. – М.: URSS: ЛКИ, 2007.
7. Рациональность и ценностно-духовные начала в науке и образовании. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.
Тестовые задания
1. Сомнение в достоверности наших знаний о мире высказывает
1) гностицизм
2) агностицизм
3) скептицизм
4) эмпиризм
2. Понятие «вещь в себе» мог сформулировать…
1) рационалист
2) деист
3) агностик
4) скептик
3. Фраза «В разуме нет ничего, что прежде не существовало бы в наших ощущениях» характеризует
1) эмпиризм
2) рационализм
3) прагматизм
4) скептицизм
|
4. К чувственным формам познания относятся
1) суждение и восприятие
2) восприятие и представление
3) понятие и ощущение
4) умозаключение и суждение
5. Формы истины – …
1) заблуждение и правда
2) эмпирическая и рациональная
3) относительная и абсолютная
4) этическая и эстетическая
6. В качестве основного критерия истины диалектический материализм утверждает
1) ощущения
2) очевидность мыслимого
3) практику
4) принцип пользы
7. Истинное знание, в отличие от ложного,…
1) добывается в ходе познавательной деятельности
2) имеет широкие возможности для распространения
3) соответствует самому предмету познания
4) изложено научным языком
8. Логически связывая суждения, человек приходит к …
1) понятию
2) представлению
3) умозаключению
4) определению
9. Агностики отрицают возможность
1) воспитания нравственности
2) существования Бога
3) прогресса
4) обретения истинного знания
10. На ощущении основано ____________ познание.
1) чувственное
2) логическое
3) интуитивное
4) образное
11. Наше знание соответствует самому миру, – утверждали представители …
1) агностицизма
2) скептицизма
3) гностицизма
4) фаллибилизма
12. Направление, отрицающее врожденное знание и признающее, что все знание из опыта, –
1) феноменология
2) эмпиризм
3) сенсуализм
4) рационализм
13. Отражение предмета в целом с помощью органов чувств при непосредственном взаимодействии осуществляется в форме
1) ощущения
2) восприятия
3) представления
4) понятия
14. Мыслительную и практическую активность субъекта познания признает _____________материализм.
|
1) метафизический
2) диалектический
3) созерцательный
4) антропологический
15. Знание, ориентированное на мир повседневного опыта и практическую пользу, является...
1) философским
2) художественным
3) обыденным
4) религиозным
16. Понятие «язык» определяется как …
1) средство общения
2) средство выражения мыслей
3) знаковая система
4) средство познания
17. Формами теоретического познания не являются:
1) проблема
2) научный факт
3) гипотеза
4) эмпирический закон
5) теория
18. Универсальные методы научного познания
1) наблюдение, эксперимент
2) анализ, синтез
3) формализация, математизация
4) систематизация, абстрагирование
19. Метод, требующий от субъекта мобилизации таланта, поиск нового,…
1) логический
2) эвристический
3) прогностический
4) нарратологический
20. Аксиомы, лежащие в основании теорий, являются соглашениями ученых – считал
1) А. Пуанкаре
2) Ч. Пирс
3) Г. Гадамер
4) И. Лакатос
21. Спор «физиков» и «лириков» заключается в расхождении взглядов по поводу…
1) первичности духа и материи
2) предмета познания
3) смысла жизни
4) методов познания
22. Научное знание характеризуется:
1) однозначностью суждений;
2) субъективностью оценок;
3) образностью представления результатов;
4) обоснованностью результатов
23. Система взаимосвязанных утверждений, законов науки называется
1) моделью
2) теорией
3) гипотезой
4) закономерностью
24. Первоначальным источником наших знаний является
1) сознание
2) органы чувств
3) бессознательное
|
4) интуиция
25. Действие человека, основное содержание которого является отражение реальности в его сознании, а результат получения нового знания в окружающем мире
1) истина
2) сознание
3) познание
4) мышление
26. Объективность, наличие специфического языка, особых форм и методов характеризует ____________ познание
1) научное
2) чувственное
3) социальное
4) абстрактно-логическое
27. Образец знаний, который принимается за эталон при решении всех исследовательских задач – это
1) концепция
2) парадигма
3) закон
4) идеал
28. Функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов необходимо для __________ познания
1) научное
2) чувственное
3) социальное
4) рациональное
29. Наука – это:
1) вид духовной деятельности;
2) социальный институт;
3) развивающая система знаний о законах мира;
4) все перечисленное выше.
30. «Есть четыре вида идолов, которые осуждают умы людей. Для того чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолам рода второй – идолами пещеры, третий – идолами площади и четвертый – идолами театра ». Это изречение принадлежит _________ и относится разделу философии _____________:
1) Ф. Бэкона А) онтология
2) Р. Декарта Б) гносеология
3) Б. Спинозы В) аксиология
4) Г. Лейбница Г) учение о субстанциях
Модуль 5