Законодательная база Швеции




Основы инклюзивного образования в Швеции.

Швеция — страна, активно развивающая разные формы инклюзивного образования. 80 % детей с ограниченными возможностями здоровья

посещают обычные школы, для них разработаны специальные

образовательные маршруты. Почти все дети с особыми образовательными потребностями посещают обычные детские сады. Однако для детей, которые не имеют возможности посещать обычную школу из-за полной утраты либо сильного снижения зрения и слуха, дефекта органов речи или задержки в умственном развитии, существуют специальные школы.

Швеция считается одной из стран, в которых продвижение идеи интеграции проходит успешно.

Начало курса на интеграцию относится к 1969 году, когда в Швеции появился соответствующий правительственный документ. В 1970-е гг. в Швеции вводят понятие «нормализация». Основополагающим принципом нормализации является положение о праве людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, работы, а также условий жизни, приближенных к нормальным.

Основные положения концепции нормализации следующие:

1) ребенок с ограниченными возможностями имеет одинаковые для всех детей потребности, главная из которых – потребность в любви и обстановке, стимулирующей его развитие;

2) ребенок с особенностями развития есть, в первую очередь, ребенок, и он должен вести жизнь, в максимальной степени приближенную к нормальной;

3) лучшим местом для ребенка является родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особенностями развития воспитывались в семьях;

4) учиться могут все дети, и каждому ребенку, какими бы тяжелыми ни были нарушения его развития, должна быть предоставлена возможность получить образование.

В 1982 принимаются законодательные акты, закрепившие права детей и подростков с различными нарушениями на получение бесплатного образования. Кроме того, незначительная их часть, преимущественно с невыраженными нарушениями (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата), получила возможность обучаться в общеобразовательных школах.

В 1995 году введен новый образовательный стандарт, по-иному определяющий роль учителей, воспитателей и директоров. По нему учителя могут сами определить методы преподавания, которые позволят достичь поставленные цели обучения. Общую ответственность за организацию учебного процесса несет директор школы. В рамках выполнения этой общей задачи директор также несет особую ответственность за реализацию специальных педагогических и социальных мероприятий, направленных на оказание необходимой помощи и поддержки тем учащимся, которые в ней нуждаются. Исторически деятельность учителей в Швеции строго регламентировалась инструкциями и указаниями сверху. С появлением же нового стандарта педагоги становятся более независимыми в своей деятельности, но к ним одновременно предъявляются и более высокие требования в плане ожидаемых результатов их работы.

На дальнейшее развитие процесса интеграции оказал большое влияние экономический фактор. Шведские учителя были традиционно в привилегированном положении. В Швеции законодательно закреплено право детей с ОВЗ обучаться в массовой школе. При этом государство осуществляет социальную и финансовую поддержку таких школ. В университетах во всех программах подготовки учителей есть обязательные курсы по специальному образованию (15 кредитов). Основы инклюзивного мышления формируются на всех предметах, всеми преподавателями.

На муниципальном уровне существует практика зачисления детей с ОВЗ в обычный класс, при этом, несколько часов в неделю они занимаются со специальным педагогом в отдельной группе. Основной своей задачей педагоги считают подготовку ребенка к тому, чтобы он мог полностью обучаться только в обычном классе. При наличии каких-либо проблем у ребенка с ОВЗ в школе, собирается комиссия (педагогический совет), которая расследует ситуацию и принимает меры (вплоть до направления на лечение в больницу). В классах и группах, где обучаются дети с ОВЗ, работают 2 педагога.

Законодательная база Швеции

Право на образование Всеобщее право на личностное развитие и участие в учебно-воспитательном процессе. Право на посещение дошкольного (нулевого) класса. Образование обязательное для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Право на инклюзивное образование Поставлена цель обеспечить доступ к равному для всех образованию. Реализация принципа интеграции в школьную жизнь всех учащихся, независимо от их потенциала. Обязанностью школы является создание среды и условий для успешного обучения; к учащимся с особыми образовательными потребностями должны предъявляться такие же требования, как и к учащимся без таковых. Образовательные учреждения обычного типа, не способные обеспечить соответствующую поддержку нуждающимся в ней учащимся, должны предоставить обоснование альтернативных вариантов организации для них учебного процесса.
Помещение ребенка в образовательное учреждение Родители могут выбрать для своего ребенка школу из числа соответствующих его образовательным потребностям. Муниципальные школы обслуживают конкретный район и набирают учащихся из числа проживающих в данном районе.
Основания для оказания специальной поддержки   В случае возникновения у учащегося трудностей в обучении и наличия оснований для оказания ему специальной поддержки, такой учащийся вправе претендовать на помощь специалиста. По результатам консультаций с учащимися, родителями и специальными педагогами преподавателем в данном случае разрабатывается соответствующий «план действий». Школы должны создать такие условия, которые бы соответствовали потребностям всех учащихся. Организация школьной и психологической консультаций является обязанностью соответствующих органов всех муниципалитетов и губерний.
  Иные характеристики Национальный учебный план предусматривает задачи, цели и ценностные ориентиры, но не дает указаний по их практической реализации. Учебно-воспитательный процесс организуется в строгом соответствии с данными директивам, но обязательно учитывает индивидуальные образовательные потребности детей. Образование бесплатное. Обучение слабослышащих учащихся организовано в соответствующих школах и подчеркивает важность реализации права личности на использование своего языка и практики привычных культурных норм.  

Таблица 1. Законодательная база Швеции в области инклюзивного образования.

Источники: Всесторонний обзор отрасли – Швеция, 2013; Система права: Швеция, 2013

 

Шведская система обязательного образования включает в себя начальную, неполную среднюю школу, саамские школы, специализированные и школы для детей с нарушением интеллекта.

Муниципальные школы обслуживают конкретный район и должны набирать учащихся из числа проживающих в данном районе. При этом обязанность школ принимать учащихся с ОВЗ или особыми потребностями не прописана нигде.

«Шведская» концепция инклюзивного образования».

 

1. Инклюзия как процесс, направленный на обучение лиц с ОВЗ и иных лиц в категории «имеющие особые образовательные потребности» 2. Инклюзия как процесс, направленный на все группы лиц, подвергаемых эксклюзии 3. Инклюзия как механизм создания школы для всех 4. Инклюзия как «образование для всех».
Наличие специализированных школ (например, для лиц с нарушением слуха, лиц с нарушением умственного развития). Инклюзия рассматривается как элемент механизма защиты прав человека. Сильный акцент на праве использования родного языка (например, при обучении мигрантов или детей саамов). Четкое представление о механизме создания школы для всех как школе для учащихся и персонала. Швеция – страна, подписавшая Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Швеция – страна, ратифицировавшая Конвенцию о правах инвалидов.


Таблица 1. «Шведская» концепция инклюзии согласно типологии определений Эйнскоу и др. (2006).

 

 

Должное внимание в «шведской» концепции инклюзии, в контексте типологии Эйнскоу и др. (2006), уделяется и инклюзии как процессу, направленному на обучение лиц с ОВЗ и иных лиц в категории «имеющие особые потребности в образовании», и инклюзии как термину, применяемому в отношении всех групп лиц, подвергаемых эксклюзии. Также концепция рассматривает инклюзию как механизм развития школы для всех.

Неотъемлемой частью системы вспомогательного образования являются специализированные школы. Городские школы проводят политику создания такой среды, которая бы способствовала максимально успешной работе учащихся и персонала, что, в свою очередь, полностью соответствует таким принципам инклюзивного образования, как «участие» и «раскрытие потенциала». Дети имеют право получать образование в школе по месту жительства. Хотя прямое указание на то, что это распространяется и на детей с ОВЗ или особыми потребностями, отсутствует. Особое внимание уделяется политике раннего вмешательства. Кроме того, в целях оптимального раскрытия учащимися своего потенциала предусмотрено обучение детей навыкам общения на языке преподавания.

Большинство детей с особыми нуждами в этой стране интегрированы вобычныеклассы, в которых они получают необходимую поддержку (помощь в классеот специального педагога или ассистента и пользование специальнымивспомогательными средствами). Дети с выраженными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, с сочетанными нарушениями получают образование вспециальных школах, которые дифференцированы по типам нарушений,

могутобучаться там до достижения ими 21-23 лет. Специальные школы в

настоящее времяявляются и Центрами ресурсов по поддержке детей, интегрированных в классыобщеобразовательных школ. Специальные школы для умственно отсталых детейинтегрированы в общеобразовательную школу путем размещения классов в ее здании.

Сложную проблему в Швеции представляет специальное обучение детей с

ранним детским аутизмом. Эти дети обучаются в малых группах в обычной школе. Накаждых 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент. Интегрированное обучение в массовых школах Швеции пока еще неудовлетворяет всех заинтересованных лиц. Оппоненты указывают, что процессинтеграции протекает слишком поспешно, что интеграция имеет много отрицательныхмоментов, напоминают о том, что интеграция – это не цель, а инструмент для реабилитации и нормализации детей со специальными нуждами. Необходимы научные исследования о влиянии интеграции на систему образования в целом.

Школы для детей с нарушениями слуха несут в себе элемент механизма защиты прав человека, права на овладение языковыми навыками и умениями, а также права на использование родного языка. Язык, кроме того, рассматривается, как необходимое средство для участия в жизни общества, а изучение родного языка – как важнейший аспект инклюзивного образования.

В специализированных школах города Лулео обучаются дети с нарушением слуха, зрения, имеющие сложные дефекты и серьезное отставание в речевом развитии. Дети с особыми потребностями обучаются в таких школах на равных условиях с остальными (Министерство образовании и науки, 2004). Данный факт предполагает «уравненность» специализированных школ с массовыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: