Давайте задумаемся, куда уходит то тепло, которое выделяется при сгорании рабочей смеси? Правильно, греет голову прежде всего, и донышко поршня во вторых. В принципе греется еще и цилиндр. Потом, на такте выпуска газы вылетают в трубу и уносят с собой (или в себе) оставшееся тепло.
Какой части цилиндра газы успевают отдать свое тепло? Явно не той, которая возле картера. Дело в том, что длина цилиндра у нас где-то 132 миллиметра, а поршень уходит от края цилиндра к картеру всего на 68. Соответственно сгоревшие газы отдают свое тепло этим 68-ми миллиметрам цилиндра, но не далее.
Это означает, что цилиндр и греется, и расширяется гораздо больше только на этом участке. А ближе к картеру цилиндр и холоднее и уже.
К чему же тогда должен быть приработан поршень? Нормально двигаться ближе к ВМТ, а в сторону картера затирать, или наоборот — нормально работать ближе к картеру, а в ВМТ ходить с зазорами. Скорее детали притрутся ко второму варианту.
Понятно, что это все немного утрировано. Юбка поршня никогда не попадет в ВМТ, а донышко и кольца никогда не опустятся до НМТ. Понятно, что ближе к картеру цилиндр тоже греется из-за трения поршня, и ему еще передается и тепло от поршня, но то же самое происходит и ближе к ВМТ.
Но! Каждый раз, при демонтаже цилиндров меня смущало то, что стенки оных как-то слишком неодинаково потерты по длине. Ближе к картеру всегда глубокие риски-царапины. Это в какой-то мере вписывается во все вышеизложенное.
Поддавшись такой логике, мы тоже в этот раз решили посрезать с цилиндров ребра, которые находятся дальше 68миллиметров от края цилиндра, то есть решили удалить два ребра, которые ближе к картеру. Идея далеко не нова, так многие уже делали, но вот о результатах не было слышно.
Эта доработка была осуществлена изза еще одного факта: на поездивших поршнях молибдэновая краска обычно задерживалась над и под поршнем, но на юбке она обдиралась всегда.
Это говорит о том, что юбка поршня работает впритирку. Причем по всему своему диаметру. По бокам юбки краска снимается тоже полностью.
Примерив цилиндры на мотор, мы поняли, что сглупили по части эстетики, но пути назад уже нет. Зато проверим сразу на двух моторах что и как будет с выработкой цилиндра после такой переделки. Скорее всего эти два мотора будут эксплуатироваться по разному, в силу разных темпераментов их владельцев. Будут результаты — расскажем.
В плане эстетичности надо было конечно не срезать ребра полностью, а оставить миллиметра три самого маленького, и миллиметров пять-шесть второго от картера ребра.
О чем еще хочется упомянуть, в разговоре о цилиндрах, так это о хонинговке.
С хонинговщиками беда. Очень часто приходишь, обьясняешь что тебе нужно, а когда приходишь забирать — обьясняешь еще раз, и потом приходишь забирать еще раз. Мне с первого раза по знакомству вообще сделали «тугэнько». Это значит, как всем. То есть как жигулям. Мне трудно понять Как могут вообще ездить те жигули, если я поршни сквозь цилиндры с большим трудом смог пробить насквозь деревянной ручкой молотка. Пришлось перехининговывать кустарно. Были прихваты. Много. Клина ни одного не было, поскольку у меня вошло уже в привычку красить поршни молибденовой краской. О ней позже. Ну да ладно, вернемся все же к зазорам…
Вообще-то понятно почему хонинговщик делет жигуляторам «тугэнько». Это становится понятно, если взять поршни в руки и посмотреть на их конусность. У жигулятора пару оборотов коленвала — и юбка поршня притерлась. E нас же, она является полным кольцом, и в случае ее хорошего нагрева, она может подклинить так, что и оторвется вовсе. Я такуююбку однажды из поддона доставал на одном сельском экземпляре. На нем 125км/ч без всяких переделок проехали 15 минут.
Если вас хватит на то, чтобы медленно и терпеливо обкатывать мотор, есть смысл делать зазоры для наших порней в 6-8 соток. Если вы в своей выдержке не уверены, то 10-12 соток. Но это все при условии, что у вас хорошие поршни. Мне рассказывали, что не одни год завод гнал поршни с нарушенной геометрией. Визуально это можно определить по величине холодильников возле отверстия для пальца. Если эти проточки одинаковы и симметричны — поршни с нормальной геометрией. Если нет — тогда будут клинить. Видимо исходя из этого, в народе за последние пару лет сформировалось мнение, что зазоры должны быть до полутора десяток, а то и 17-18 соток.
Я безусловно понимаю, что по мнению многих, задача поршня заключается исключительно в том, чтобы удерживать кольца, но все же… Совесть таки надо иметь даже по отношению к цилиндрам и поршням.
О покрытии поршней молибденовой краской, тобиш твердым смазочным покрытием, см. далее по сайту, в разделе о прошнях.