Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования




Содержание

 

 

1 Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования 3

2 Директивное планирование: содержание и процедуры 5

3 Прогнозирование инвестиционных процессов 8

Задача 15

Список использованных источников 17

 

Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования

 

Социально-экономическое прогнозирование является одним из важ­нейших направлений общественного разлития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-эконо­мических явлении и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, аль­тернативности, целенаправленности [8, с.21-22].

Принцип системности прогнозирования предполагает исследование ко­личественных и качественных закономерностей в экономических систе­мах, построение такой логической цепочки исследования, согласно кото­рой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

Под системностью методов и моделей социально-экономического про­гнозирования следует понимать их совокупность, позволяющую разрабо­тать согласованный и непротиворечивый прогноз по каждому направле­нию. Однако в условиях переходной экономики построить целостную си­стему моделей социально-экономического прогнозирования очень слож­но, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достиг­нуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных.

Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономи­ческих прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научно­го инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и за­рубежного опыта формирования прогнозов. Прогнозирование должно стро­иться на широком использовании методик и моделей как условия науч­ного формирования прогнозов отдельных блоков комплексной системы, их обоснованности, действенности и своевременности.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям харак­теризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенден­ций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теорети­ческого аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходи­мость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возмож­ной области их расхождения, т. е. оценку вероятности реализации выяв­ленной тенденции.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможнос­тью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звень­ев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных со­отношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тен­денций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т. е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих пу­тей развития хозяйства.

Принцип целенаправленности предопределяет активный характер про­гнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к пред­видению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.


2 Директивное планирование: содержание и процесс ы

 

Директивное планирование представляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

Тем не менее опыт России в области государственного планирования можно считать уникальным. и ныне не потерявшим своего значения. Планирование базиро­валось на принципах директивности, сочетания пропорциональ­ности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. Они сыграли свою положительную роль в соответствующих им условиях. При пере­ходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, от­ражая специфику иных экономических условий, а принцип директивности плана приобрел наибольшую актуальность.

Реформаторы ликвидировали общегосударственную плано­вую систему в основном из-за присущей ей директивности пла­нов. В 1996г. было объявлено о решении всех задач перехода от плановой к рыночной экономике и всякое движение в сторону государственного регулирования стало преподносится как воз­врат к старому. В результате в обществе все более углубляется противоречие между планомерностью на предприятиях и анар­хией в масштабе страны.

Даже с философских позиций неразумно отбрасывать прежнюю систему государственного планирования: новое не появляется на пустом месте, а созревает в недрах старого и не отрицает его полностью, базируется на нем, долго сохраняя родимые пятна. Кроме того, сужение масштабов государст­венного сектора не приводит автоматически в действие регу­ляторы рынка. Допущение рыночных начал не является сви­детельством их превосходства над плановыми рычагами, а есть средство нейтрализации их недостатков с помощью эко­номической демократии. И планирование вовсе не исчерпы­вается заданиями, директивности которых так опасаются. Главное в планировании - это определение целей и путей их достижения, обеспечение сбалансированности, отраслевой и территориальной взаимоувязки. Глубочайшее заблуждение состоит в том, что альтернативой плану является рынок, а не хаос.

Между тем МВФ рекомендовал Ликвидацию плановых орга­нов и дерегулирование экономики с целью содействия возник­новению рынков. Однако рынки так не возникают, их надо формировать, а для этого создавать крупную торговлю, про­мышленные банки, которые устанавливают связи между произ­водителями и покупателями. В прежней экономической системе эти связи поддерживали плановые органы, благодаря чему функционировал рынок на базе государственной собственности на средства производства. Реформы реальных предпосылок для рынка не создали. Наоборот, под давлением внешней конкурен­ции рухнул даже унаследованный от СССР рынок, а трансфор­мация плановой экономики в рыночную обернулась гигантским уничтожением хозяйственных ценностей вместо ожидаемого прироста. При этом масштабы реального разрушения затушевы­ваются кредитами. Характерно, что никакие рынки для нового производства не появились и в других странах, вставших на путь либеральных реформ после смены социалистической ориентации.

Еще раз подтвердился вывод английских классиков о том, что преследование собственной выгоды, коль скоро оно не вве­дено в определенное русло соответствующими институтами, га­рантирует только одно, а именно: хаос. Поэтому не может быть дилеммы «план или рынок»: план используется в пределах необ­ходимого, а рынок — возможного. России нужно и то и другое, чтобы в едином механизме соединить положительные элементы и плановой и рыночной систем регулирования.

С иных позиций теперь следует подходить и к понятию ди­рективности планов. Директивность должна жестко поддержи­ваться на всех направлениях развития, связанных с бюджетным финансированием. Статус директивности поэтому сохраняет ос­новной финансовый план - государственный бюджет. В усло­виях полной самостоятельности экономических агентов не воз­никает директивных отношений между государством и товаро­производителями. Однако план каждого хозяйствующего субъекта является полностью директивным решением, принятым собственником или уполномоченным им органом (лицом), в части целей, направлений, действий, сроков, ресурсов, исполне­ния. Таким образом, принцип директивности действует в пол­ной мере, так как альтернативой ему может быть только необя­зательность, отсутствие производственной дисциплины, анархия. Но директивы не обязательно поступают из центрального пла­нового органа.

 


3 Функции макропланирования в рыночных условиях

 

Макроэкономическое планирование - научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является теория планирования. Теория планирования - часть экономической науки, исходящая из ос­новополагающих выводов диалектического и исторического материализ­ма, общей экономической теории (политической экономии), использую­щая теоретические и методологические результаты общей теории управ­ления, отраслевых экономических наук, социально-экономической ста­тистики, кибернетики, математического моделирования социально-эко­номических процессов. Теория планирования определяет содержание об­щегосударственного планирования как систему принятия решений о пред­стоящем социально-экономическом развитии, средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производи­тельных сил по территории страны, ее внешнеэкономических связях. В планировании можно выделить три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государ­ства и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т. е. объект планирования.

Методологическая сторона планирования отражает совокупность прин­ципов и методов планирования, т. е. инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы.

Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, т. е. субъект планирования.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

- определение общественных потребностей;

- выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обоснование наиболее рациональных направлений использования ре­сурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

- обеспечение сбалансированности развития между отдельными сфера­ми народного хозяйства (материальное производство и непроизводствен­ная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;

- повышение эффективности использования всех видов ресурсов для до­стижения максимально возможных социальных результатов экономичес­кой деятельности.

В период перехода экономики к рыночным отношениям развиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяются состав и содержание плановых документов. По форме прояв­ления и содержанию планирование может быть директивным, индика­тивным, стратегическим.

Директивное планирование было уже подробно рассмотрено в предыдущем пункте.

Индикативное планирование - это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на дан­ном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную пер­спективу и определяет основные направления социально-экономическо­го развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, веду­щую роль в реализации которых должно взять на себя государство. По­средством стратегического планирования определяются пути, по кото­рым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить со­циальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточ­ного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общего­сударственного развития.

Таким образом, в переходный период суть макроэкономического пла­нирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показа­телей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего раз­вития и выработке действенных средств и возможностей, для их реального достижения. Применительно к рыночно экономике, на это указывал К.Ландауэр в книге «Теория национального экономического планирования», плановые учреждения должны анализировать, как предполагаемые изменения в производственном процессе повлияют на доходы разных групп населения и какова будет реакций потребителей на изменение в снабжении и доходах [9, с. 438].

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рациональ­ного и эффективного использования ресурсов для достижения поставлен­ных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах (планах).

Капитал, особенно крупный, не менее заинтересован в со­трудничестве с государством на плановых началах, так как госу­дарство обеспечивает развитие производственной и социальной инфраструктуры, ограничивает негативные стороны рынка, по­могает в продвижении продукции на мировой рынок. Сейчас около 70 ведущих компаний производят почти 50% промышлен­ной продукции, а на 200 предприятий и корпораций приходится более 60% промышленной продукции [6, с.38]. Это создает предпосылки для согласования намерений государства и лидеров экономики по перспективам развития и по тактике реформ в рамках обще­национального плана.

По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как прави­ло, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической дея­тельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.

Одним из примеров текущих макроэкономических планов является государственный бюджет, утверждаемый ежегодно Государственной Думой и представляющий собой план расходов и доходов государства в предстоящем году. Прогноз и план- не одно и то же, что особенно очевидно на примере планирования государственного бюджета. Прогноз констатирует вероятность события, явления. Прогнозирование позволяет выявить состояние среды, вероятность достижения целей в условиях неопределенности. Прогноз в больше степени имеет информационный характер. План отражает сугубо определенные, детерминированные условия. Планирование имеет функциональны характер; ему предшествует обоснование целей, выделяемых ресурсов, точных норм. План имеет не познавательное и рекомендательное значение, а обязательное, директивное.

Вне зависимости от уровня и направления воздействия процесс уп­равления любой системой может быть разделен на отдельные этапы, представленные и характеризуемые определенным видом управленчес­кой деятельности. Условная последовательность осуществления управ­ленческих действий отражена на рис. 3.1.

 

Рисунок 3.1 - Последовательность этапов процесса управления [1, с.234]

 

Данные этапы можно выделить в деятельности органов государст­венной власти по составлению и рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению, а также контролю за исполнением, как и в любом другом процессе управления.

Планирование и прогнозирование выступают необходимыми компо­нентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которых дей­ствия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменение в экономике и общественной жизни. В случае, когда плани­рование и прогнозирование являются неотъемлемыми этапами процесса составления бюджета, реализация политики государства становится более эффективной, появляется возможность рассматривать и оценивать альтер­нативные варианты достижения экономических и социальных целей.

Федеральным законом РФ от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ «О госу­дарственном прогнозировании и программах социально-экономическо­го развития Российской Федерации» (в ред. от 09.07.1999 № 159-ФЗ) определены временные рамки процессов планирования и прогнозирования. Выделяются три вида прогнозирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Дол­госрочные прогнозы разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработ­ке концепций социально-экономического развития, прогнозов и про­грамм на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив. Краткосрочные прогно­зы составляются на финансовый год.

В соответствии с упомянутым законом можно определить и времен­ные рамки процесса планирования доходов бюджета. Под краткосроч­ным планированием доходов бюджетов всех уровней понимается оцен­ка бюджетных поступлений в расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется факти­ческое исполнение доходов текущего периода, что отражается в опе­ративном планировании доходов. Для контроля за ходом поступления доходов в бюджет разрабатываются квартальные, месячные, десяти и пятидневные планы, которые не изменяют показателей ранее со­ставленного прогноза доходов бюджета, утвержденного в качестве за­кона, а конкретизируют их. Таким образом, качество оперативного и краткосрочного планирования доходов в значительной степени пре­допределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.

Последовательность этапов планирования доходов бюджета пред­ставляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных планов без тщательной проработки стратегии развития экономической системы в целом может привести к разрыву между бюджетными заданиями и ве­личиной реально поступивших бюджетных доходов. В результате воз­никает необходимость в перспективном планировании, основанном на результатах анализа отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих обязательств.

Перспективное планирование предполагает проведение предвари­тельной оценки поступления доходов при условии следования выбран­ной концепции развития экономики на средне- и долгосрочную перс­пективу. Разработка прогнозов на среднесрочную перспективу вклю­чает в себя расчет объемов бюджетных поступлений территории, Исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики ре­гиона, состояние его экономического потенциала, эффективность ис­пользования территориальной собственности, потребность регионов в дополнительных ресурсах. В связи с неустойчивостью экономических процессов в России долгосрочное планирование доходов бюджета (на срок до десяти лет) не получило достаточно полного развития и явля­ется, как правило, частью процесса составления социально-экономичес­кого прогноза на долгосрочную перспективу, разрабатываемого в ос­новном на федеральном уровне Министерством экономического разви­тия и торговли РФ.

 

 


Задача

На основе данных межотраслевого баланса составить прогноз объема валовой продукции по каждой отрасли при условии, что объем конечного спроса по первой отрасли в прогнозном периоде увеличится на 10 %, по второй – на 6 %, по третьей – на 4 %.

 

Межотраслевой баланс за отчетный период

  1-я отрасль 2-я отрасль 3-я отрасль Yi Xi
1-я отрасль 32,4   13,6    
2-я отрасль          
3-я отрасль 12,6   9,4    
Zj          
Xj          

где Xi, Xj – объем валовой продукции по отрасли; Zj – объем добавленной стоимости; Yi – объем конечного спроса.

Матрица коэффициентов полных материальных затрат

В =

 

 

Решение:

Рассчитаем объем конечного спроса в каждой отрасли в прогнозном периоде:

Y1´ = 45*1.1 = 49,5

Y2´ = 20*1,06 = 21,2

Y3´ = 18*1,04 = 18,72

Прогноз объема валовой продукции по каждой отрасли получим, умножив матрицу коэффициентов полных материальных затрат на прогнозный конечный спрос (Yi´) по правилу умножения матриц:

Xi´= Yi´*B

 

 

Таким образом, объем валовой продукции по первой отрасли составит 112,17 ед., по второй - 55,73 ед., по третьей - 49,68 ед.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: