Уважаемые председатель и члены




государственной экзаменационной комиссии!

Вашему вниманию предлагается доклад по дипломной работе на тему «Организация и перспективы развития потребительского кредитования в Российской Федерации (на примере ПАО «Сбербанк России»)», выполненная с использованием материалов, полученных на сайте ПАО «Сбербанк России» и в Волгоградском отделении Сбербанка № 8621 (Слайд 1).

Актуальность выбранной темы обусловлена проблемами, связанными с организацией потребительского кредитования и дальнейшим его развитием в современных условиях (Слайд 2).

Целью дипломной работы стала оценка организации потребительского кредитования в банке и определение перспективы его развития в современных условиях (Слайд 3).

Задачи, решаемые в ходе написания дипломной работы:

1) исследовать теоретические основы потребительского кредитования кредитными организациями;

2) проанализировать организацию, документальное оформление и учет потребительского кредитования на примере конкретного банка;

3) дать оценку состояния рынка потребительского кредитования на современном этапе и определить перспективы его развития (Слайд 4).

Основным видом деятельности российских коммерческих банков, приносящих им доход, является кредитование юридических и физических лиц.

Денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности являются потребительским кредитом.

В зависимости от выполняемых функций потребительские кредиты делятся на три функциональные группы: классические, ипотечные, автокредиты (Слайд 5).

«Классические» потребительские кредиты имеют довольно обширную классификацию (Слайд 6).

Потребительский кредит выдается населению при соблюдении принципов воз-

вратности, срочности, обеспеченности, платности, дифференцированного подхода к кредитованию (Слайд 7). Применение на практике указанных принципов позволяет соблюсти как интересы обоих субъектов кредитной сделки, так и общегосударственные интересы.

Потребительский кредит имеет свои преимущества, стимулирующие заинтересованность клиента в получении кредита, и недостатки, которые выступают сдерживающим фактором (Слайд 8).

Важными факторами, обеспечивающими возможность получения заемщиком потребительского кредита, являются его финансовая состоятельность и обеспечение кредита. Оценка финансовой состоятельности заемщика и качество обеспечения кредита позволяют банкам максимально минимизировать кредитный риск - риск невозврата кредита и процентов за кредит.

В определении финансовой состоятельности клиента банки опираются на экспертные (рейтинговые) и бальные (скоринговые) системы оценки. каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Эффект достигается применением систем оценки финансовой состоятельности заемщика в комплексе.

В практике коммерческих банков присутствуют в основном обеспеченные потребительские кредиты. В качестве обеспечения выступают поручительства третьих лиц, а также залог недвижимости и прав на нее.

Эффективность проведения операций потребительского кредитования обеспечивается системой нормативно-правового регулирования.

Во второй главе дипломной работы проведены исследования в области организации, документального оформления и учета потребительского кредитования в ПАО «Сбербанк России», дана оценка российского рынка потребительского кредитования и определены перспективы его развития.

Приоритетными направлениями деятельности Сбербанка являются:

операции с корпоративными клиентами;

операции с розничными клиентами;

операции на финансовых рынках.

Несмотря на сложность макроэкономической ситуации и предкризисное состояние банковской системы банку удалось достичь весомых результатов своей деятельности. Основная ставка была сделана на информационно-техническое обеспечение банковских услуг. В области работы банка с розничным бизнесом таковыми явились: развитие сервисов «Автоплатеж», «Мобильный банк» и «Сбербанк Онлайн»; расширение доли Сбербанка на рынке торгового эквайринга до 54,7% и на рынке кредитных карт выросла с 29,9 до 33,4%.

2015 год для банка, несмотря на полученную им прибыль в сумме 222,9 млрд рублей, сложился не совсем удачно ( Слайд 9):

- увеличение активов банка составило 8,5% против 38,5% в 2014 году;

- увеличение объема кредитов юридическим лицам составило 8,8% против 40,6% в 2014 году;

- увеличение объема кредитов физическим лицам составило 2,4% против 29,3% в 2014 году;

- рост совокупного портфеля ценных бумаг составил 30,2% против 4,2% в 2014 году;

- доля резерва под обесценение кредитного портфеля возросла с 4,5 до 6,0%.

Увеличение показателей, обеспечивающих доход банку, обусловлено в основном за счет переоценки остатков средств на валютных счетах.

Объем и качество активов банка зависят от объема и качества его пассивов (Слайд 10):

- средства физических выросли на 29,1% против 10,7 в 2014 году;

- средства юридических лиц увеличились на 24,4% против 71,8%;

- объем средств, полученных банком от размещения выпущенных долговых обязательств, увеличился на 5,8% против 52,6% в 2014 году.

Увеличение притока денежных средств юридических лиц в сравнении с притоком средств физических лиц сложилось на фоне снижения процентных ставок по депозитам.

Тенденция к снижению получаемой банком прибыли наблюдается с 2013 года. в 2015 году снижение прибыли составило 34,2% против 19,8% в 2014 году.

Показатель чистой процентной маржи в 2015 году снизился в сравнении с 2014 годом на 1,2 п.п. как следствие общей тенденции снижения определяющих его показателей (Слайд 11).

Отправной точкой в формировании кредитных отношений между банком и заемщиками является привлекательность кредитного продукта ( Слайд 12).

Разнообразие предлагаемых ПАО «Сбербанк России» потребительских креди-

тов, прозрачность их условий, лояльность банка в требованиям к заемщикам, привлекательные процентные ставки и их дифференциация по группам заемщиков повышают заинтересованность клиентов в получении кредитов именно в Сбербанке, что обеспечивает банку увеличение объемов потребительского кредитования и, соответственно, росту его доходности и прибыльности.

Документальное оформление и отражение в учете операций потребительского кредитования в ПАО «Сбербанк России» осуществляется в рамках требований нормативных актов Банка России и локальных актов по кредитованию физических лиц Сбербанка России, что обеспечивает единообразие в оформлении кредитной документации, ее прозрачность.

Оформление кредитной документации и документов первичного учета с использованием АС Кредитование ускоряет процесс обслуживания клиентов. Ведение учета задолженности заемщиков в разрезе основного долга и просроченных платежей позволяет банку оперативно реагировать на отклонения в поступлении указанных платежей от графика и обеспечить ускорение процесса взыскания просроченных платежей.

Анализ рынка потребительского кредитования выявил следующие тенденции:

-. в 2015 году снижение объема потребительских кредитов составило 5,8% в сравнении с 2014 г. (Слайд 13);

- при этом темп его роста снизился со 137% в 2011 году до 94,2% в 2015 году;

- доля потребительских кредитов в иностранной валюте снизилась со 11,3% в 2010 году до 2,4 % в 2014 году. В 2015 году наметилась тенденция к увеличению инвалютных кредитов в потребительских кредитах до 2,7% в связи со стабилизацией рубля;

- за понижением ключевой ставки с февраля 2015 г. наметилось снижение процентных ставок по кредитам. В настоящее время процентные ставки находятся в диапазоне от 12,0% до 24,9% годовых в зависимости от вида кредита и наличия поручителей;

- доля просроченных потребительских кредитов в их общем объеме увеличилась с 4,6% в 2012 году до 10,5% в 2015 году (Слайд 14);

- расходы на формирование резерва на возможные потери по кредитам выросли за этот же период с 5,5% до 11,1%.

Негативные явления в развитии рынка потребительского кредитования в стране сложились под влиянием следующих факторов (Слайд 15):

1) наличие большого числа слабых коммерческих банков;

2) рост ставок процента во всей экономике в целом;

3) снижение платежеспособности граждан на фоне общей макроэкономической нестабильности, что привело к росту просроченной задолженности по потребительским кредитам;

4) ужесточение требований банков к своим клиентам;

5) отсутствие эффективных механизмов оценки потребностей реального сектора в увеличении сбыта;

6) неэффективное распределение заемных средств по регионам и отраслям экономики.

Для решения проблемы выхода России из кризисного состояния, повышения эффективности потребительского кредитования необходимы (Слайды 16-17):

дальнейшее совершенствование форм кредита;

выработка взвешенных подходов к реализации банковскими учреждениями кредитной политики;

формирование продуктивной кредитной системы и эффективное управление ее рисками;

создание гибких программ для различных категорий граждан;

внедрение современных технологий в банковскую сферу;

тщательная проверка новых заемщиков;

усиление взаимодействия с БКИ: более активное использование информации из кредитных бюро;

ужесточение андеррайтинга: дополнительные запросы документов и/или дополнительные проверки информации; дополнительная верификация на этапе принятия решения

ограничение количества кредитов;

сокращение лимитов;

снижение скорости кредитования (введение ограничений на выдачу последующих кредитов, если прошло недостаточно времени после даты получения последнего кредита).

Доклад окончен. Спасибо за внимание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: