Понятие и виды субъектов международного права.




Субъекты международного права.

Как отмечает проф. Г.В. Игнатенко, основное свойство субъекта международного права – "юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами"[1]. По мнение Я. Броунли, "субъектом международного права является образование, способное иметь международные права и обязанности, а также могущее защищать свои права путем заявления международных претензий"[2].

Как видно, Г.В. Игнатенко, в отличие от Я. Броунли, полагает, что субъект международного права в любом случае должен участвовать в процессе правотворчества. По нашему мнению, по наличию (отсутствия) данного критерия всех субъектов международного права следует разделять на две основные группы: участвующих в правотворчестве (государства, основные международные организации) и не имеющих такой возможности (в том числе индивиды). При этом и те, и другие должны быть способны к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных нормами международного права. Собственно говоря, это свойство является определяющим субъекта права и в общей теории права.

Г.В. Игнатенко, основываясь прежде всего на исторической стороне вопроса, в качестве первичных субъектов международного права называет государства, причисляя к вторичным (производным) всех остальных субъектов[3].

Обычно выделяются следующие виды субъектов международного права:

Государства как основные субъекты международного права.

Международные организации, прежде всего, Организация Объединенных Наций.

Государствоподобные образования (например "вольный город" Данциг, существовавший до 1939г. под особым покровительством Лиги Наций на основании Версальского мирного договора 1919г.; Западный Берлин, существовавший до 1990г. на основании Соглашения между СССР, Великобританией, США и Францией от 3 сентября 1971г.; Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви).

Народы, борющиеся за самоопределение (подробнее см. ниже).

О международной правосубъектности индивидов см. ниже.

Особенности международной правосубъектности.

Как отмечается в Декларации принципов международного права, "каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств".

Особенности международной правосубъектности (в сравнении с правосубъектностью по внутригосударственному праву):

Нет единого механизма наделения правосубъектностью (и, соответственно, ее прекращения).

Разные субъекты международного права, даже с формально-правовой точки зрения, обладают разным набором прав и обязанностей, поэтому справедливо говорить об ограниченной международной правосубъектности (например, в отношении индивидов).

Государства – основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности сложных (федеративных) государств.

Исторически государства полагаются основными субъектами международного права. Государства обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, - государственным суверенитетом[4]. Из этого, как подчеркивает проф. О.И. Тиунов, "вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem non habet imperium – равный не имеет власти над равным)"[5]. Из этого принципа вытекает, в частности, правило иммунитета государства, равное участие государств в деятельности международных организаций, равенство сторон международных договоров.

Я. Броунли, расширяя перечень ст.I Конвенции о правах и обязанностях государств, выделяет следующие международно-правовые признаки государственности[6]: наличие постоянного населения; определенная территория; существование эффективного правительства; политическая независимость; готовность соблюдать международное право; суверенность; функционирование в качестве государства.

Государства, являющиеся по своему государственному устройству федерациями, вовне, в межгосударственных отношениях, выступают как целостный субъект международного права, хотя и могут быть некоторые отступления от этого правила. Например, учредителями и членами ООН с 1945г. являлись Белорусская ССР и Украинская ССР, являвшиеся субъектами СССР.

Положение Венской конвенции о праве международных договоров об обязательности договора "для каждого участника в отношении всей его территории" (ст.29) действительно и для федеративных государств.

Что касается России, в соответствии с Конституцией РФ в федеральном ведении "находятся… внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ" (п."к" ст.71). Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ[7], субъекты РФ, в том числе республики, не обладают государственным суверенитетом, и поэтому не являются субъектами международного права.

Вместе с тем, как отмечает проф. Г.В. Игнатенко, "специфика государственного устройства не может не влиять на механизм реализации международной правосубъектности федеративного государства"[8]. Например, в соответствии со ст.4 Федерального закона "О международных договорах РФ", международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, согласовывается с компетентными органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Как подчеркивает Я. Броунли, "федеральная конституция может предоставлять членам федерации право заключать международные договоры и право вступать в самостоятельные дипломатические отношения"[9].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: