Тема: «Скороговорки как средство развития речи»




Вокальный кружок «Улыбка»

Младшая группа Вт. – Чт. (10.02)

Тема: «Скороговорки как средство развития речи»

- Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами тема, которая называется - Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами тема, которая называется«Скороговорки как средство развития речи». Начнём урок, как обычно, с проведения музыкальной разминки.

1 упражнение

Вдох через нос. Закрепить мышцы живота. Звук «М» направить в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком.

2 упражнение

3 упражнение

4 упражнение

 

 

- Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы вас понимали.

Русские скороговорки - бесценный материал, ведь они играют огромную роль, в развитии речи. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Как отрабатывать скороговорку

1. Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее и запомните каждое слово.

2. Затем несколько раз произнесите скороговорку, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.

3. Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым.

4. Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится.

5. Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их.

6. Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, с выражением.

7. Постепенно ускоряйте темп.

- Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно.
Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

- Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.

- Работа над четкой дикцией -один из самых сложных этапов вокального и театрального мастерства.

И именно данные упражнения-скороговорки помогают в тренировке движений речеобразующего органа.

Ведь именно дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словестном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии образа.

Дз/ в песне «Поздравим папу» разобрать 2 куплет, с четко проговариваемым текстом. Выбрать из сегодняшнего занятия одну скороговорку и постепенно отрабатывать ее

- До свидания!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: