О сроках жизни праотцев (Бытие 5)




Из книги Умберто Кассуто «От Адама до Ноя»

 

Предание о десяти главах первых поколений имеется у многих народов Древнего Востока: вавилонян, египтян, персов, индийцев и других. Самой близкой параллелью к библейскому преданию является вавилонское, о десяти допотопных царях. Именно это предание, несомненно известное в среде, в которой жили предки народа Израильского, мы должны подвергнуть особому изучению.

До 1923 г. это вавилонское предание было известно нам только по греческому рассказу Бероса; но даже позднего свидетельства Бероса было достаточно для того, чтобы оповестить нас о любопытных параллелях между библейской информацией и тем вавилонским преданием, которое он приводит. В обоих случаях мы находим, что самые первые поколения разделяются на две группы – допотопные и жившие после потопа; что допотопный период охватывает группу из десяти видных личностей; что важным персонажам, жившим до и после Потопа приписывается поразительное долголетие (вавилонские числа намного превосходят указанные в Торе, каждому монарху до Потопа в среднем отводятся десятки тысяч лет); что после Потопа продолжительность жизни постепенно уменьшается, пока не достигает нормального нынешнего срока. В то время, когда мы знали только свидетельство Бероса, к этому можно было добавить несколько параллелей среди имён собственных. Некоторые имена, встречающиеся в греческом тексте Бероса, были сочтены аккадскими и объяснены с помощью этимологии на основе этого языка; в результате этих толкований были найдены параллели между значением этих имён и нескольких имён, встречающихся в нашем разделе. Открытия, сделанные в последние годы, о которых я скажу позже, доказали, что эти имена имеют не аккадское, а шумерское происхождение, а следовательно показано, что этимологические реконструкции – а с ними и параллели между именами – были ошибочными (Адаму, второе имя в списке ассирийских царей, опубликованном Пёбелем, не относится к предмету нашего разговора). Тем не менее, указанных нами выше аналогий (а они подтверждены новыми открытиями) достаточно для того, чтобы показать наличие здесь сходства, которое нельзя считать случайным.

В то время, когда нам было доступно только свидетельства Бероса, Оперт попытался (GGN, 1877, pp. 205-209, 214-220, а также в The Jewish Encyclopaedia, s.v. ‘Chronology’) осветить с его помощью хронологию нашего раздела. Вычислениями он определил, что существует определённое соотношение между продолжительностью времени от Сотворения до Потопа по нашему тексту, а именно 1656 годами, и периодом, охваченным царствованиями допотопных царей согласно Беросу – в общей сложности 432 000 годами. Эти два числа без остатка делятся на 72 и соотносятся одно с другим в пропорции 23 на 6000. 23 солнечных года, каждый из которых состоит из 365 ¼ дней, содержат 8400 дней или 1200 недель. Таким образом, 1200 недель в библейской хронологии соответствуют 6000 годам по вавилонскому счёту. Общее библейское число эквивалентно 72 периодам по 23 года, то есть, 72 × 1200 недель; в то время как вавилонское число – это сумма 72 периодов по 6000 лет; или, если разделить года на пятилетние периоды, это то же самое, что 72 × 1200 пятилеток. Другими словами, в вавилонском источнике 86 400 пятилеток, а в Библии 86 400 недель.

Но эта гипотеза также неудовлетворительна. На первый взгляд, действительно, параллель между 86 400 пятилеток вавилонской хронологии и 86 400 недель по библейским данным кажется любопытной и привлекательной. Но в конце концов нам придётся осознать, что Оперт пришёл к этому параллелизму только посредством сложных расчётов (то, что я привёл выше, является самой простой их частью); не следует забывать и о том, что эти числа легко подвержены многим манипуляциям, если не стараться избегать введения в вычисления воображаемых факторов. Раньше я склонялся к тому мнению, что можно убрать число 86 400 из сложных вычислений, о которых шла речь, считать его просто числом, типичным для шестидесятеричной системы, бывшей в ходу у шумеров (60 × 60 × 24, что составляет количество секунд в одном дне), и предположить на этом основании, что на древнем Востоке была общее предание относительно 86 000 единиц времени, истекших до Потопа, и эти единицы у вавилонян были пятилетками, а Тора, напротив, считала их неделями. Но после дальнейшего исследования я убедился, что даже эта сдержанная гипотеза неприемлема по следующим причинам.

а) В нашей главе не содержится ни малейшего намёка на недельный цикл, и трудно себе представить, что Тора, приняв новую хронологическую систему, отличающуюся от прежней, вавилонской, не постаралась бы как-то привлечь внимание своих читателей к принципу, стоящему за избранным в ней методом датировки.

б) С другой сторонв в нашей главе бросается в глаза, как я покажу позже, единица из пяти лет, предположительное основание вавилонской хронологии, и можно добавить, что именно в качестве принципа, стоящего за собственой хронологии Торы, а не как чужеродная система, которой Писание противостоит.

Помимо этого, надо учесть недавно обнаруженные вавилонские документы и их хронологические данные, которые отличаются от данных Бероса.

Эти архивы были опубликованы в 1923 г. английским ассириологом Лэнгдоном, и происходят из коллекции Уэлда-Бланделла. Они состоят из двух документов на шумерском языке, относящихся к концу 3-го и началу 2-го тысячелетий до н.э. Один, обозначенный как W.B. 62, очень краток и содержит список из 10 царей, правивших до Потопа, с продолжительностью каждого царствования. Лэнгдон впервые напечатал его в JRAS, 1923, pp. 251-259. Другой, помеченный как W.B. 444, был впервые опубликован Лэнгдоном во втором томе The Weld-Blundell Collection, Oxford 1923, pp. 1-27 и pls. I-IV. Он включает в себя длинный список царей, простирающийся почти до конца династии Исина, который начинается с имён допотопных царей – в общей сложности восьми, в соответствии с той традицией, которую отражает эта надпись – и числа лет, который правил соответственно каждый из них (pp. 8-9 и pl. I). К своему указанному выше сочинению я приложил библиографию из статей, касающихся публикаций Лэнгдона; поэтому делать это здесь нет необходимости. Упомяну только то, что в 1939 г. Якобсен издал, основываясь на этих и иных документах, фундаментальный и всеобъемлющий труд о шумерском списке царей (указан выше, стр. 188), где доказал среди прочего: а) что длинный шумерский список царей первоначально не включал в себя монархов, царствовавших до Потопа, а начинался с первой династии после Потопа; б) что свиток с допотопными царями изначально происходил из другого источника, а именно, из мифологического эпоса, принадлежащего городу Эриду; в) что он был перенесён из этого эпоса и помещён в начале нескольких редакций длинного списка, таких как W.B. 444, а возможно, и других списков; или же он был воспроизведён в виде независимого обобщения, такого как на табличке W.B. 62. Якобсену удалось также идентифицировать фрагмент первоначальной версии этого эпоса на табличке К. 11 624 из Британского музея, где содержится только несколько неполных строк.

Как я указал ранее, все параллели, которые можно было установить на основе сказанного Беросом, кроме тех, что основываются на иллюзорных этимологиях имён собственных, подтверждены этими древними текстами. Допотопных царей, согласно W.B. 444 было только 8, но по W.B. 62 их было, как и говорит Берос, 10. Вопрос этот был среди вавилонских учёных, по-видимому, спорным; но, как бы то ни было, нас интересует тот факт, что предание, стоящее за одним из двух этих древних архивов, как и более позднее свидетельство Бероса, называет число 10, то же, что и число отцов-основателей нашего мира, перечисленных в нашей главе.

Теперь мы должны исследовать хронологические данные из всех вавилонских источников и посмотреть, могут ли они помочь нам решить проблему хронологии нашей главы. Для убедительности решение должно удовлетворять всем следующим требованиям:

а) оно не должно зависеть от сложных вычислений, а должно быть довольно простым;

б) оно должно быть основано на системе счисления, которая обычно употребляется в Торе, а следовательно, известной её читателям;

в) вся требующаяся информация должна иметься в самом тексте;

г) оно должно объяснять не только временной интервал между Сотворением и Потопом, но и другой вопрос, которым учёные, занимавшиеся нашей проблемой, почти полностью пренебрегали, хотя он играет важную роль в нашей главе, а именно, сроки жизни десяти праотцев;

д) оно должно быть способным прояснить и вавилонскую хронологию.

Мы попытаемся посмотреть, можно ли найти такое решение, которое удовлетворяло бы всем этим условиям.

И в двух древних шумерских документах, и у Бероса хронология основана на шумерской шестидесятеричной системе. Согласно такому методу счёта, 60 лет составляют единицу времени под названием шуш; 10 шушей, то есть, 600 лет, составляют один нер; 60 шушей, то есть 3600 лет, составляют один шар; 60 шаров, то есть, 216 000 лет, составляют один великий шар [шушшар].

Хронологические данные в трёх этих имеющихся у нас источниках не одинаковы, но после их изучения мы обнаружим, что, несмотря на различия, во всех трёх из них есть общие элементы. В W.B. 444 после отдельных чисел, относящихся к царствованию каждого царя по отдельности, ясно сказано (кол. I, строка 38), что общая продолжительность монархического периода до Потопа была равна великому шару плюс семь шаров (т.е. 241 200 лет). В W.B. 62 общий итог прямо не подведён, но если сложить годы царствований всех царей (с небольшой поправкой, верно предложенной Дорме в RB, XXXIII [1924], p. 549), получится 120 шаров плюс 7 шаров (т.е. 457 200). По словам Бероса, сумма всех отдельных царствований в точности равна 120 шаров (т.е. 432 000 лет). Таким образом, во всех трёх документах мы находим круглое число шаров – или 60, или 120 (дважды по 60) – с добавлением в двух случаях священного числа 7.

Эти два элемента, шестидесятеричная система и число 7, распространены и в израильском способе счёта. Я уже указывал выше (Введение к разделу 3, §13), что в библейской литературе, а также в талмудических трудах и мидрашах, очень часто встречается много круглых чисел, основанных на шестидесятеричной системе; например, 120, 3000, 6000, 1200, 60 000, 600 000 (или 60 мириад) и так далее. Все они обозначают большое число или чрезвычайно большое число.

Что касается числа 7, я показал ранее (Введение к разделу 1, §5; Введение к разделу 2, §10; Введение к разделу 3, §12), что оно преобладает в каждом из трёх предыдущих разделов. Это столь же верно и по отношению ко всей остальной Книге Бытие (см. мои заметки, написанные 18 лет назад в GSAI, New Series, I [1925-1926], pp. 224-228; впоследстви в La Questione della Genesi, p. 332, и в The Documentary Hypothesis, 1942, English translation, p. 96. Гордис в своей работе в JBL, LXII [1943], pp. 17-26, не обратил внимания на то, что я уже говорил до него). Добавление 7 к круглым числам шестидесятеричной системы, которое мы наблюдали в двух вышеупомянутых шумерских документах, практиковалось и у израильтян. Например, 120 означает большое количество; когда добавляется 7, это значит ещё большее количество. Так, годы жизни Сары не только достигали круглого числа 120, но и превосходили его на 7 (Быт. 32:1). Количество провинций в Персидском царстве, указанное в Книге Даниила как равное 120 (Дан. 6:2), в Книге Есфирь составляет 127 (Быт. 1:1; 8:9; 9:30).

И ещё один момент. При подробном изучении хронологии всей Книги Бытие становится ясным, что все перечисленные там количества лет (за несколькими исключениями, доказывающими правило, поскольку они обусловлены особыми обстоятельствами) можно сгруппировать по двум категориям: а) кратные 5, то есть, числа, без остатка делимые на 5, с последней цифрой 5 или 0; б) кратные 5 с добавлением 7. Пятилетка же является частью шестидесятеричной системы, так как равна 60 месяцам.

Отсюда явно следует, что хронология Книги Бытие в целом тоже основана на двойном принципе шестидесятеричной системы и добавления 7. Возьмём, например, хронологические данные, относящиеся к праотцам народа Израильского.

Авраам: когда он ушёл из Харрана, ему было 75 лет; когда родился Исаак – 100 лет; умер он в 175 лет. Сара: когда родился Исаак, ей было 90 лет; умерла она в 127 (как объяснялось, 120 + 7) лет. Исаак: когда он женился на Ревеке, ему было 40; когда родились Иаков и Исав – 60; умер он в 180 лет. Иаков: когда он отправился в Египет, ему было 130 лет; умер он в 147 (140 + 7) лет. Иосиф: продали его в 17 (10 + 7) лет; когда он предстал перед фараоном, ему было 30; умер он в 110 лет.

Использование этой системы можно найти не только в Книге Бытие, но и в других книгах Библии; но здесь мы не можем вдаваться в подробности.

Давайте теперь изучим возрасты в нашей главе. Чтобы облегчить это исследование, я помещу их в специальную таблицу (в квадратных скобках я укажу числа, вычисленные по другим частям Книги Бытие: 7:11; 9:28-29).

 

 

  Возраст при рождении первого сына Оставшихся лет жизни Всего
Адам      
Сиф      
Енос      
Каинан      
Малелеил      
Иаред      
Енох      
Мафусал      
Ламех      
Ной   [450] [950]

 

Мы сразу видим, что все числа в этой таблице тоже принадлежат к одной из двух упомянутых ранее категорий: оно или в точности кратны 5, или кратны 5 с добавлением 7 (одно число, годы жизни Мафусала, было дополнено семёрками дважды: один раз – когда у него родился старший сын, другой раз 7 прибавлено к оставшимся годам его жизни). А поскольку таких добавлений 5 (один раз для Сифа, один для Иареда, два для Мафусала, один для Ламеха), отсюда следует, что сумма в последней колонке тоже кратна 5.

Следует также отметить, что числа 5 и 7 в тексте подчёркиваются особо, таким способом, который рассчитан на привлечение внимания читателя. Составные числа в нашей главе выстроены почти всегда в возрастающем порядке, то есть, единицы предшествуют десяткам, а десятки предшествуют сотням (о возрастающем и убывающем порядке составных чисел см. La Questione della Genesi, pp. 166-171, The Documentary Hypothesis, English translation, pp. 51-53). Следовательно, единицы 5 и 7 упоминаются первыми везде, где они встречаются, и поэтому бросаются в глаза. При перечислении лет Ламеха – 7 и 70 лет и 700 лет (ст. 31) – выделение числа 7 ещё более явно.

Мы уже видели, что общее число лет, истекших от сотворения первого человека до конца Потопа, то есть, до начала эры нового человечества, составляло, в соответствии с тем, что сказано здесь (и позднее в Быт. 8:13), 1657. Это число само по себе ничего не выражает; но в нашей главе, в продолжительности жизни Еноха (ст. 23 «пять и шестьдесят лет, и триста лет») имеется явная аллюзия на количество дней в солнечном году – 365, стоит посмотреть, нет ли значения в количестве дней в 1657 годах. Возможно, число 365 в ст. 23 предназначено в Писании для того, чтобы дать нам ключ к пониманию нашей темы, как бы говоря: пожалуйста, не забывайте, что в каждом году по 365 дней. По сути, если рассчитать количество дней, мы снова найдём знакомое употребление шестидесятеричной системы с добавлением семи.

Из тех круглых чисел, о которых идёт речь и которые составлены в соответствии с шестидесятеричной системой, одно – 600 000 (60 мириад) – является высоким числом, указывающим на чрезвычайно большое количество. А 600 000 дней составляют 1643 солнечных лет по 365 дней. Если добавить 7 плюс 7, как это было сделано с возрастом Мафусала, мы получим ровно 1657. Значит, здесь мы имеем схему, похожую на ту, что находим в вавилонской хронологии: число, основанное на шестидесятеричном принципе с добавлением 7 дважды.

Тот факт, что итог из 600 000 дней не упомянут явно, не является правомерным возражением. Такое умолчание характерно для Торы. 70 народов, перечисленных в главе 10, несомненно, является числом специально подогнанным (достаточно будет вспомнить аллюзию в Втор. 32:8), но оно всё же не названо в тексте явно. Сходным образом и количество волов, принесённых в жертву на праздник кущей, явно было умышленно подогнано к 70, тем не менее, придти к этому числу можно только методом вычисления.

Наш метод толкования предлагает также удовлетворительное объяснение совокупности лет, прожитых 10 отцами-основателями мира. Если сложить годы их жизни до конца Потопа – то есть, до 601-ого года жизни Ноя – итог составит 8226 лет. А 3 миллиона дней (это тоже одно из круглых чисел – половина от 600 мириад) эквивалентны 8219 лет, методом же добавления, как обычно, 7 лет, мы получаем ровно 8226.

Точно так же все отдельные числа в нашей главе, без исключения, укладываются в эту систему, что мы подробно покажем в продолжении нашего комментария по каждому стиху.

Невозможно себе представить, чтобы всё это было случайным. Эти числа, несомненно, имеют особое значение. В чём оно? С какой целью Тора даёт нам все эти числа. На этом этапе мы подходим к центральной точке обсуждаемой проблемы, а именно, к вопросу о намерении автора Торы в нашей главе.

С этой целью мы должны обратить особое внимание на расхождения между вавилонским и библейским преданиями.

Вавилонское предание по сути носило, как мы видели, характер мифологическо-эпический. Оно рассказывало о древних царях, представителях монархии, которая «сошла с небес» (W.B. 444, кол. I, строки 1, 41), о царях, которые отчасти были божествами или полубогами, или же людьми, ставшими божествами; и связывало свою память с различными мифологическими легендами, которые всё ещё отражены в повествовании Бероса. Этим царям приписывалось преувеличенное долголетие, каждому в среднем десятки тысяч лет. Тора противопоставляет себя всему этому. Писание не сочло правильным полностью упразднять все существующие по этому поводу предания или обходить их молчанием, поскольку они могли иметь ценность для его дидактической цели. Однако оно стремилось очистить, облагородить и гармонизировать их со своим собственным духом. Как обычно, это неодобрение чужеродного предания не нашло выражения в полемике или споре. Тора тихо преподносит нам свои взгляды, упраздняя противоположное мнение спокойным изложением своих собственных представлений. Действительно – говорит нам Библия – до Потопа жило 10 поколений видных личностей, но они были простыми смертными, а не богами или полубогами, и даже не людьми, преобразившимися в божества, и с ними не было совсем никаких мифологических ассоциаций. Они рождались, у них были сыновья и дочери, и в конечном итоге они умирали; вот и всё. Даже о Енохе, относительно которого среди израильтян, несомненно, ходили чудесные рассказы (мы коснёмся этой темы позже), Тора не сообщает нам никаких подробностей. Говоря о нём, она только слегка изменяет формулировки, будто бы намекая на придаваемое ему особое значение в ряду древнейших праотцев; но Библия больше скрывает, чем открывает, чтобы не оправдывать своим авторитетом сказочных историй, распространённых в массах. Кроме того, об этих людях никогда не говорится, как о царях, они просто главы семейств. Здесь нет указания на царство, спустившееся с небес, сказано только об Адаме (Человеке) и детях Адама, созданных из земли. В глазах Торы не важны ни монархия, ни могущество, ведь Бог благоволит не к силе человеческой. Эти личности выделяются только из-за того, что они были отцами человечества; их родословие объясняет, как поколение за поколением тёк сотворённый Богом в мире поток жизни, и учит нас, что все сыны человеческие – на самом деле дети Человека (Адама), отпрыски первого человека от его жены Евы, потомки одной пары, и что между ними нет различия. Мы не должны считать, что некоторые из них принадлежат к семени божественного царского рода, которому весь остальной род человеческий должен служить; нам надо осознать, что все они – потомство одного отца и одной матери и родственники друг другу.

Вот что старается привить Тора в противовес вавилонскому преданию. Относительно хронологии, Писание отказывается от фантастических чисел, приписывающих каждому царю неестественное для людей долголетие и делающих их почти богоподобными. Тора действительно принимает и подтверждает тезис, что эти поколения, поскольку они ещё были близки ко времени их сотворения, превосходили по срокам жизни поколения нынешние, но это было в человеческой, а не божественной мере. Никто из них не достиг возраста в 1000 лет, день Всемогущего (Псалом 89:5). Верно то, что их эпоха был долгой, длившейся в целом 60 мириад с добавлением дважды семи лет и что совокупность дней их жизни достигала ещё намного большего числа – половины от 600 мириад плюс 7 лет; но это были дни, а не годы, и никак не более долгие периоды, как единицы вавилонян, измерявших правление своих царей шарами, то есть, единицами по 3600 лет. Хотя возрасты в нашем разделе могут казаться высокими по сравнению с нормальными сроками жизни людей, всё же, если иметь в виду представления, господствовавшие в той среде, в которой писалась Тора, и впечатление, которое чтение нашего раздела должно было производить на её древних читателей, они покажутся, напротив, низкими и скромными. Писание стремилось уменьшить преувеличенные предания, распространённые на древнем Востоке, и в то же время сохранить гармонию чисел, которая указывала на гармонию, царившую в мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: