Курсовая работа
На тему: Дизайн и разработка малой архитектурной формы сцена для уличных музыкантов
По дисциплине: ПМ 01.МДК. 01.02
Выполнила студентка
группы 15Д3
Грушевская А А
Проверил:
Лебедкин Л.А
Калининград
Содержание
Введение. 3
История. 4
Назначение и классификация малых архитектурных форм. 7
Орнамент. 14
Индейцы Северной Америки. 18
Художественно-проектная часть. 22
Заключение. 23
Приложение. 24
Введение
Малые архитектурные формы (МАФ) — это сооружения, предназначенные для архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры, создания комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории в целом. Малые архитектурные формы подразделяются на следующие типы (категории):
• декоративные — скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоемы, декоративные стенки, трельяжи и решетки, альпийские горки или рокарии и др.
• утилитарного характера — торговые киоски, скамейки, ограды и ограждения, указатели, знаки и др.
Малые архитектурные формы утилитарного характера, в свою очередь, подразделяются на следующие типы:
• МАФ, организующие рельеф и оформляющие отдельные участки территории — открытые лестницы, пандусы, откосы;
• устройства для размещения растений — цветочницы, трельяжи;
• искусственные водные устройства — бассейны, пруды, каскады, водопады, питьевые фонтанчики, водные карусели и др.;
• ограждающие МАФ — ограды, стенки, парапеты;
• устройства для отдыха — пляжи, оборудование площадок, павильоны, садово-парковая мебель;
• устройства для торговых и коммунальных услуг — киоски, палатки, ларьки, оборудование детских и хозяйственных площадок и др.
|
МАФ утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздействию факторов внешней среды.
История
Малые архитектурные формы являются составной частью озеленения и благоустройства городской территории. Они могут представлять собой сооружения утилитарного, декоративного или игрового, физкультурного назначения. Малые архитектурные формы можно подразделить на объекты, использующие декоративные свойства растений (трельяжи, перголы, цветочницы и т. д.), и малые архитектурные формы без применения растений (киоски, скульптура, декоративные камни и т. д.); в последнем случае зеленые насаждения могут играть роль фона, подчеркивающего архитектурно-художественные достоинства отдельных элементов или их групп. В некоторых случаях малым архитектурным формам отводится ответственная роль связующего звена между значительными искусственными сооружениями и их природным окружением, они придают индивидуальность планировочной организации территории, создают своеобразный ландшафт. Все используемые в благоустройстве участка отдельные компоненты должны отвечать единому замыслу организации пространственной среды, учитывающему природно-климатические условия, народные традиции.
Малые архитектурные формы практически постоянно находятся в поле зрения человека, воздействуя на формирование его эстетического вкуса, поэтому они должны отвечать высоким требованиям современного художественного оформления и иметь качественную отделку. Они должны быть ненавязчивыми и технически совершенными, пластичными и удобными, простыми и выразительными, красивыми по форме, цвету и фактуре материала, легкими, долговечными и экономичными, с хорошими пропорциями и соответствовать масштабу человека.
|
При размещении нескольких элементов малых архитектурных форм на одной территории им следует придавать такое архитектурное решение, которое помогло бы органично вписаться в природное окружение.
В любом парке, сквере основная роль принадлежит зеленым насаждениям, отдельным декоративным группам деревьев и кустарников, пластике рельефа, водным поверхностям, т. е. природным составляющим. Малые архитектурные формы должны находиться в состоянии, подчиненном общей композиции пейзажа, пространственно-планировочному решению территории. А в тех редких случаях, когда они принимают на себя ведущую роль, их оформление и размещение требуют особого мастерства, которое выражается прежде всего в сохранении декоративных достоинств естественных пейзажей.
Размещение малых архитектурных форм на территориях зеленых насаждений должно быть связано с функциональным зонированием, архитектурно-планировочным решением, с учетом окружающего фона. А их количество на конкретном участке зависит от его функционального назначения и предполагаемой единовременной посещаемости. Малые архитектурные формы могут быть памятниками архитектуры, садово-паркового искусства, произведениями ландшафтной архитектуры и элементами благоустройства городских озелененных территорий.
|
Малые архитектурные формы игрового и физкультурного назначения используются в микрорайонах и парках для оборудования детских и физкультурных площадок (качели, карусели, катальные горки, шведские стенки и т. д.). Для детских игровых площадок выпускаются комплекты железобетонных стенок-панелей, чаши-бассейны, песочницы, кольца для сооружения «поездов» и «тоннелей». Широко применяют в благоустройстве типовые детали навесов, беседок, цветочниц из дерева и пластмасс. Эти утилитарные малые архитектурные формы также несут эстетическую нагрузку. При размещении элементов, выпускаемых серийно, не следует повторять их в пределах видимости. Применение однотипных деталей обусловливает максимальное использование в оформлении природных компонентов — деревьев, кустарников, валунов, водоемов и т. д., что позволит внести разнообразие в стиль и характер композиций.
В последние годы в городах получили распространение специализированные территории с высоким уровнем благоустройства, предназначенные для обучения детей правилам уличного движения, купания в открытых или с подогревом воды бассейнах, игр на детских строительных площадках. Малые архитектурные формы для детских игр и упражнений должны отличаться оригинальностью решения и яркими красками. Использование естественных материалов в отделке игровых крепостей, тоннелей, лабиринтов побуждает интерес к познанию природы.
Малые архитектурные формы создают из разнообразных отделочных материалов, но наибольшее распространение получило дерево — самый доступный и легкий в обработке материал. Вносят в оформление новизну литой бетон и резина, металл и пластмассы, армоцемент и стеклопластик, другие современные материалы и их различные сочетания. Назначение, форма, конструктивное решение любого элемента должны способствовать максимальному выявлению декоративных достоинств данного строительного материала.
Следует иметь в виду, что малые архитектурные формы, которые с интересом осматривает пешеход при размещении их на улицах или по краям парковых дорог, пассажиры движущегося автомобильного транспорта могут даже не заметить.
Назначение и классификация малых архитектурных форм
Ограды и ограждения.
Ограды служат для предотвращения хаотического Движения посетителей по объектам озеленения как общего, так и ограничен- ого пользования. Ограждения предназначены для защиты цветников, партеров, откосов и водоемов от повреждения. Придание оградам лаконичной легкости, применение современных декоративных материалов и индивидуальное решение их форм в зависимости от назначения объекта создают возможности выключения этого активного элемента благоустройства в единый парковый ансамбль наравне с другими сооружениями.
По высоте ограды подразделяются:
• на высокие, которые устанавливаются по границам парков, районных адов, выставок, ботанических садов, зоопарков, стадионов и объектов ограниченного пользования и имеют высоту 3...7 м;
• средние по высоте, которые устанавливаются по границам скверов, бульваров, обособленных участков крупных парков (городок аттракционов, участок автодрома, теннисные корты и т.д.), обособленных мест в системе улиц и проспектов и имеют высоту 1... 1,5 м;
• низкие, которые предусматриваются в особо важных местах садово-паркового объекта, у цветников, партеров, водоемов и имеют высоту 0,5...0,8 м.
Ограды и ограждения предназначены для длительного срока службы и должны быть выполнены из высококачественного и долговечного материала — металла и естественного или искусственного камня. При устройстве оград необходимо осуществить разбивку трассы в соответствии с проектом вертикальной планировки и произвести разметку стоек оград, закрепляя в соответствующих местах колышки.
Затем для высоких оград устраивают фундамент из железобетонного блока на него укладывают цоколь — элемент, на который устанавливается конструкция ограды. Укладку цоколя из блоков каменных пород производят на заранее выполненный фундамент из железобетонного блока. На цоколь устанавливают металлический каркас, в который крепят решетку и орнаментальные накладки с помощью болтовых соединений.
Ограды средней высоты делают из тех же материалов, однако чаще используют дерево и металлическую сетку с уголковым каркасом.
Для низких ограждений применяют каменные и бетонные бордюры, невысокие чугунные и металлические решетки, керамические фигурные блоки, кирпичную кладку.
Ограды следует устанавливать с учетом следующих требований:
• осевые линии ограды должны быть закреплены в натуре установкой колышков или створных знаков;
• траншея под фундаменты и цоколь должна быть вырыта траншейным или одноковшовым экскаватором с запасом по ширине до 10 см по обе стороны от оси и на 10 см глубже положения низа фундамента (для устройства песчаного слоя при недренирующих грунтах);
• сборные железобетонные элементы должны устанавливаться сначала с временным креплением, а затем зажиматься струбцинами до полного прилегания к стойкам в пазах. Затем несколько секций должны выверяться в плане по горизонтали и окончательно бетонироваться все стенки. Для крепления стоек должен применяться бетон марки не ниже М200 и морозостойкостью не менее 50;
• деревянные стойки должны иметь диаметр не менее 14 см и длину 2,3 м. Закапываемую в грунт на глубину до 1 м часть стойки нужно предохранять от загнивания при помощи разогретого битума или обжечь ее в огне до образования угольной корочки. Верхняя часть стойки должна быть заострена под углом 120°.
Ограды из стальной сетки выполняют в виде секций, устанавливаемых между стойками из труб. Секции крепят к стойкам путем приваривания их к закладным частям. Деревянные стойки пропитывают олифой или естественными красителями типа «морилка», сохраняющими естественную фактуру дерева, что хорошо сочетается с металлическими стойками из труб диаметром 60 мм. Стойки окрашивают в черный цвет.
Прочные низкие ограждения выполняют из стальных водопроводных труб диаметром 38 мм и скрепляют части конструкции тройниками на резьбе. Низкие ограждающие конструкции могут выполняться из камня и дерева и одновременно использоваться как скамьи или подпорные стенки с высадкой цветов на одном уровне с их верхним краем. Окраску металлических и деревянных частей оград необходимо производить нитроэмалевыми красками мягких, черных, коричневых, желтых, серых и белых тонов.
Мостики.
Мостики (рис. 7.1) — это садово-парковые сооружения, предназначенные для соединения противоположных берегов водных устройств — ручьев, речек, оврагов. Конструктивными элементами мостиков являются:
• опоры и поддерживающее основание;
• полотно (пролет) для пешеходного движения;
• поручни из дерева.
Опоры и основание делают из камня или железобетона. Мостики устраивают открытыми и закрытыми (в виде трубопереходов).
Открытые пешеходные мостики сооружаются через водные протоки и бывают каменными арочными или висячими с верхней платформой в одном уровне с подходами к нему дорожно-тропиночной сети. При низких берегах ручьев, прудов мостики выполняются с высоко поднятыми пролетами (горбатые), под которыми возможно плавание на лодках.
Мостики делаются из железобетона, дерева или металла по специально разработанным проектам. Полотно простейших мостиков делается из брусчатого настила. Брусья кладутся с зазором в 2...3 см перпендикулярно к оси и должны иметь скошенные ребра. Продольный уклон пешеходной части полотна составляет 80 %.
Трельяжи.
Трельяжи (рис. 7.3) — это устройства, представляющее собой опору, выполненную из дерева или металла, в виде решетки, по которой устраивается вертикальное озеленение из вьющихся растений. Решетка может быть свободно стоящей или пристенной, с простым рисунком, так как с ростом и развитием растений она закрывается полностью. Трельяж служит для создания тихих уголков отдыха, ограждения хозяйственных площадок и узлов технических служб, прикрытия маловыразительных парковых участков и сантехнических узлов. Трельяж устанавливают на опорах, выполненных из металла или дерева. Опоры устанавливают в заранее выполненные фундаментные стаканы размером 400x400 мм на глубине 150...200 мм от поверхности газона или дорожки. Деревянные и металлические элементы окрашивают нитроэмалевыми или масляными красками или прозрачным нитролаком.
Пергола.
Пергола — это садово-парковое устройство, представляющее собой сооружение в виде арки, навеса, галереи. Пергола перекрывает часть площадки, где размещаются места отдыха, а также садовую прогулочную дорожку. Пергола представляет собой ажурную конструкцию из ряда поставленных друг за другом арок, решеток, рам или парных столбов, перевязанных сверху деревянной обрешеткой. Несущими опорами служат столбы из металла, дерева, бетона, кирпича и камня. В плане на чертеже перголы по форме могут быть круглой, криволинейной, ломаной, извилистой и плавной форм. Наиболее распространенными являются перголы:
• выполненные из дерева, со столбами-опорами и обрешеткой;
• с металлическим каркасом стен-опор и верхней деревянной обрешеткой.
Примерный состав деталей пергол, выпускаемых некоторыми фирмами (например, фирмой «Эрхольц»):
• арка перголы;
• перемычка;
• столб;
• шпалера (или решетка)
• металлические анкеры;
• комплект скрепляющих устройств (метизов).
Высота пергол составляет 2,3...3,5 м, ширина — 2... 1,5 м; глубина (ниши) — до 1 м.
Перголы оформляются вьющимися или опирающимися растениями.
Беседки.
Беседки — это легкие садово-парковые сооружения для отдыха посетителей. Беседки бывают разных форм. Наиболее распространенная беседка представляет собой сооружение в виде круга с четырьмя или шестью колоннами и куполообразной кровлей. В крупных парках беседки строят из бетона, кирпича, металла, дерева, камня на прочной фундаментной основе со сложной куполообразной крышей, часто покрытой кровельным железом.
Рядом фирм изготавливаются беседки с 8-угольной купольной крышей беседки овальной формы, застекленные беседки. Известны беседки типа «Классика», «Купол», «Пагода». Площади основания беседок — от 2,7 до 20 м2; высота — от 3,2 до 4,2 м.
Примерный состав комплекта таких беседок:
• фундамент — бетонный столбчатый и металлический анкер;
• пол — деревянный наборный щит;
• стены — решетчатые деревянные панели;
• потолок — деревянный щит;
• кровля — мягкая битумная черепица;
• покрытие — тонирующая пропитка, покрывная краска десяти оттенков;
• крепеж — металлические профили;
• деревянные детали — массив дерева хвойных пород.
В лесопарках беседки могут сооружаться из подручного материала: бревен, Досок, жердей, крышечной «дранки». Беседки могут быть изготовлены и собраны из камня, сборных железобетонных элементов размером 3,5х3,5 и 5x5 м. Беседку сооружают по специально разработанному проекту и рабочему чертежу с указанием объема работ, материалов, их номенклатуры и спецификации. Беседку размещают на ровном месте в соответствии с проектом вертикальной планировки.
Навесы.
Навесы — это сооружения для кратковременного отдыха посетителей садово-паркового объекта и их укрытия от солнца и дождя. Они размещаются в местах скопления посетителей или у прогулочных дорожек, в местах ожидания общественного транспорта. К ним относятся легкие навесы, зонты с использованием синтетических цветных пленок, слоистого пластика, стеклошифера и других ярко окрашенных материалов. Все сооружения должны быть оборудованы удобными скамьями, урнами и щитами с визуальной информацией. Материал исполнения и цветовое решение, внешняя форма навесов должны быть увязаны с окружающей средой. Для изготовления теневых навесов могут быть использованы разнообразные материалы: металл, дерево, камень, железобетон, пластмассовые изделия, синтетические материалы.
Орнамент
В начале семестра было дано задание изучить орнаменты народов мира и выбрать один. И преобразовать его и осовременить. Выбрали орнаменты народов Северной Америки
Из всего мирового наследия, сложившегося за многие тысячелетия, наибольший интерес представляют племена индейцев Северной и Южной Америки. Их традиции, религиозные верования, искусство давно стали объектом пристального изучения. Достижения индейской культуры стали своего рода неисчерпаемыми источниками вдохновения не только для археологов, математиков, астрономов, но и для художников.
Свое название — индейцы — племена обоих континентов получили, когда Колумб в поисках нового морского пути в Индию достиг берегов Америки и, увидев туземцев, ошибочно принял их за жителей полуострова Индостан. Вернувшись в родную Геную, Колумб подробно описал открытые им земли. На неизведанную землю хлынул поток европейских колонизаторов. Жажда золота стала причиной разорения большинства городов Центральной и Южной Америки. Многие племена индейцев были полностью уничтожены.
Европейские колонизаторы не обошли своим вниманием и Северную Америку. Английские и французские поселения постепенно, уверенно, вытеснили племена Ацтеков (касательно ацтеков автор ошибается – прим. Sam), Чероки, Семинолов, Дакота и многих других. От некогда великих культур северо- и южно-американских индейцев сохранились лишь легенды, которые продолжают существовать в устной традиции индейцев.
Однако, о влиянии индейских традиций свидетельствует большое количество употребляемых в современном языке географических, ботанических и зоологических названий, заимствованных из языка местных племен. Благодаря индейской культуре в обиход всего человечества прочно вошло употребление картофеля, табака, бобов, томатов, кукурузы, какао, а также каучука и хинина. Нельзя не восхищаться и обширными познаниями, казалось бы, первобытных племен, в области математики, астрономии, агротехнике. До сих пор многих поражает умение индейцев создавать прекрасные в своей художественной простоте предметы обихода, религиозного культа, которые неизменно сопровождаются орнаментальными мотивами. Орнамент индейских племен — это не условные образы, а конкретные, несущие символический смысл, образы, которые образуют логическую канву повествования. Безусловно, орнаментальное искусство индейцев раскрывает перед нами всю сложность мировоззрения племен, которое выражается в знаках и аллегориях.