ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА» (МАГИСТРАТУРА)




АКСИОМЫВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ – аксиомы теории выявленных предпочтенийWARP и SARP (Weak and Strong Axiom of Revealed Preference – слабая и сильная аксиомы выявленных предпочтений (ВП)). В некоторой степени они аналогичны соответственно аксиомам непротиворечивости и транзитивности неоклассической теории потребительского выбора в условиях определённости. Однако для существования аксиом ВП необходимыми условиями являются следующие: оптимизационное поведение потребителя и строгая выпуклость предпочтений к началу координат, что означает единственность выбора потребителя. Таким образом разница в предпочтениях и выявленных предпочтениях отражает лишь метод исследования и точку зрения (потребитель и наблюдатель, соответственно).

 

АНГЛИЙСКИЙ АУКЦИОН (англ. – english auction)– аукцион, основывающийся на установлении минимальной цены в качестве начальной (базисной) для дальнейших торгов, в процессе которых запрашиваемая цена постепенно увеличивается. Итоговая цена формируется в ходе торга как последняя максимальная цена, предложенная покупателями.

 

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ (англ. – information asymmetry) – это разная осведомленность агентов рынка об условиях сделки и намерениях друг друга, которая проявляется в виде неравномерного распределения информации между участниками сделки – покупателями и продавцами, инвесторами и реципиентами инвестиций и т.д..

АУКЦИОН – механизм продажи товара/объекта/актива, когда цена определяется в процессе продажи. Теория А. – динамично развивающаяся область современной экономической теории в области определения цены за счет построения механизма уточнения информации с двумя целями: эффективность размещения товаров при созданиимаксимальной ценности от сделки, так как товар достается тому, кто готов заплатить больше всех (эффективные аукционы); оптимальность за счет максимизации ожидаемого дохода/прибыли продавца (оптимальные аукционы) при отсутствии требования от продавца особых знаний о том, сколько готовы люди заплатить, так как сама конкуренция между участниками сыграет свою роль. Развитие А. как практики ценообразования вызвано их практической важностью, а также наличием данных и возможностью формально проанализировать аукционы как игры, чьи правила совпадают с практикой. За исследование аукционов и в целом экономических механизмов было присуждено несколько Нобелевских премий. Примеры: государства и большие компании проводят закупки с аукционов; приватизационные аукционы (продажа лицензий на частоты вещания, маршруты общественного транспорта); биржа (продажа государственных облигаций).

БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД (Bayesian approach) – направление в науке об управлении, основанное на принципе максимального использования имеющейся априорной информации, ее непрерывного пересмотра и переоценки с учетом получаемых выборочных данных об исследуемом явлении или процессе. Такой пересмотр трактуется как обучение, и сам процесс управления по Байесу понимается как процесс обучения (адаптации). Подход назван по теореме Бейеса (из теории вероятностей), занимающей центральную роль в данной концепции. Эта теорема рассматривается как логическая основа пересмотра суждений в зависимости от действительно происходящих событий, то есть для обучения на базе опыта и, следовательно, постоянной корректировки стратегий управления. Байесовский подход находит применение при решении задач распределения капитальных вложений, управления запасами, организации выборочного контроля качества и т.д.

ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ – предпочтения (ВП), которые выявляются на основании изучения выбора потребителя при устойчивом его поведении в течение определённого периода времени. Этот термин используется в теории выявленных предпочтений (ТВП), как одной из теорий выбора потребителя, для определения выбора потребителя вусловиях определённости.Концепция ВПпредложена в 1938 г. американским экономистом П. Самуэлсоном и окончательно разработана в ТВП (см. теория выявленных предпочтений) в 60-х годах прошлого века. Выявленное предпочтение есть отношение между товарным набором, на который фактически предъявлен спрос при заданном бюджетном ограничении, и товарными наборами, на которые мог бы бытьпредъявлен спрос при этом бюджетном ограничении. Примером использования является механизм выявления предпочтений в процессе аукциона.

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (англ.– dutch auction) – аукцион, в ходе которого вначале объявленная самая высокая цена на продаваемый товар снижается до той, на которую согласится первый покупатель, который и становится обладателем данного товара. Это многотоварный аукцион, характерной особенностью которого является сокращение времени торгов и продажа более чем одной единицы товара.

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (англ. – seated-bid auction)– аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками, независимо друг от друга, одновременно. Товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО (англ. – рrisoner's dilemma) – стратегическая ситуация выбора оптимального решения в условиях, когда результат зависит от взаимосвязанных решений различных агентов. Ситуация демонстрирует необходимость и желание агентов (напр., продавцов) вступить в сговор для достижения наиболее эффективного для каждого из них результата вместо того, чтобы конкурировать между собой. При этом результат, эффективный для общества, не достигается. Эта модель иллюстрирует идею о том, что личный интерес может препятствовать достижению коллективной цели, которую каждый из включенных в ситуацию индивидов рассматривает как отвечающую его личным интересам. В теории игр моделируется как «игра» двух заключенных, иллюстрирующая сложность координации даже взаимовыгодных действий сторон: двое заключенных должны, не сговариваясь, выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания. Каждый игрок имеет предпочтительную (доминирующую) стратегию – наилучшую вне зависимости от ожидаемого поведения других игроков, однако осуществление каждым игроком своей предпочтительной стратегии (не сознаваться) без координации с другим приводит к возникновению ситуации, которая дает худший результат каждому.

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ – стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (напр., фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера. Ситуация, когда все игроки следуют доминирующей стратегии, называется доминирующим равновесием.

 

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ – теории, акцентирующие роль экономических механизмов автоматической корректировки в экономике.

 

КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА – игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участниками. В экономике примером кооперативной игры может служить картель.

КРИТЕРИЙ МАКСИМИНА (maximin criterionmaximin) в теории решений, теории игр – наибольший из всех минимальных элементов строк платежной матрицы. Выбор игроком строки матрицы с максиминным элементом (то есть выбор соответствующей стратегии) означает, что он решил довольствоваться гарантированным (хотя и не самым большим) выигрышем. Иначе говоря, правило максимина – правило принятия осторожных решений.

 

ЛОТЕРЕЯ – исходное понятие теории количественной полезности, разработанной Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном, где трактуется как множество наборов благ (при принятии решения о выборе между ними), каждый из которых может быть получен с заданной вероятностью. Описывается вектором L ≡ (p 1, x 1; p 2, x 2; …; ps,xs), где p 1,…, ps – вероятности получения соответственно наборов благ от 1-го до s -го; s – количество наборов. На основании нескольких аксиом, касающихся Л. (их упорядоченности по предпочтениям, монотонности, непрерывности, независимости не связанных между собой альтернатив и др.) строится функция полезности сравниваемых альтернатив: безразличные между собой лотереи доставляют одинаковые значения полезности, полезность лотереи определяется математическим ожиданием. На этой основе выработано правило рационального поведения в процессе принятия решения в условиях риска. Выбирая одну из стратегий, исходом каждой из которых является некоторая Л., принимающий решения выберет ту из них, которая обеспечивает наибольшее значение ожидаемой полезности.

МОРАЛЬНЫЙ РИСК ( moral hazard) – поведение субъекта, застрахованного от определенного риска, при котором он заботится о том, чтобы избежать этого риска, меньше, чем не застрахованный индивидуум. Моральный риск какразновидность постконтрактного оппортунизма, проявляется в том, что одна из сторон по контракту меняет своё отношение к предмету контракта (осуществляет действия или бездействие), в результате чего увеличиваются риски для другой стороны. Например, в страховании, организация/гражданин, заключившие договор страхования от огня, начинают меньше уделять внимания противопожарной безопасности, или, владелец автомобиля, заключивший договор страхования автомобиля, после вступления в силу данного договора начинает меньше заботиться об автомобиле. Наряду со страхованием понятие морального риска используется в теории контрактов, а также в финансах, менеджменте и др. разделах экономики.

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ОТБОР, отрицательная селекция ( adverse selection) – форма несостоятельности рынка, возникающая вследствие асимметричности информации в различных сферах экономики и менеджмента в результате первого типа последствий – скрытых характеристик сделки. В результате товары низкого качества вытесняют с рынка товары высокого качества (Дж. Акерлоф – рынок лимонов). Например, страхующиеся от ущерба определенного вида являются лицами, знающими, что в среднем они имеют больше шансов пострадать именно от данного ущерба, поэтому если страховая компании не в состоянии различать индивидуумов с разной степенью риска и назначает единую страховую премию, то страховаться будет выгодно только лицам с высокой степень риска. Страховая деятельность может стать не выгодной.

 

НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ или рисконейтрал (risk neutral)– индивид, нейтральный по отношению к риску, для которого равноценны варианты поведения с одинаковыми математическими ожиданиями богатства, то есть человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.

 

НЕЙТРАЛЬНОСТЬ К РИСКУ (risk neutrality) – характеристика индивида, безразличного к выбору между получением фиксированной денежной суммы и рискового дохода, ожидаемая величина которого равна данной фиксированной сумме.

 

НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА – такая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить некооперированная олигополия.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – состояние внешней и внутренней по отношению к человеку среды, обусловленное ограниченной возможностью получения фактов, трансформации их в информацию и использования ее для выработки и реализации решения.Неопределенность сред вызывает неопределённость состояния потребителя, при котором он не может адекватно оценить экономические риски, связанные с возможным выбором или приобретением.

 

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ – это вид неопределенности, допускающий приписывание каждому из возможных исходов (на основе замкнутости их множества) определенной вероятности.

 

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СТРУКТУРНАЯ – это вид неопределенности, оставляющей множество возможных исходов событий открытыми для экономических агентов, принимающих решения.


 

НЕПРИЯТИЕ РИСКА (ИЛИ УКЛОНЕНИЕ ОТ РИСКА) – поведение индивидуума, для которого характерно неприятие риска, если в состоянии неопределенности неудовольствие от потери определённой части дохода для него выше, чем удовольствие от выигрыша дополнительной (такой же по величине) части дохода. См. рискофоб.

 

НОВАЯ МИКРОЭКОНОМИКА – раздел экономикс, изучающий закономерности поведения агентов и различных групп (населения) с их позиции в особых реальных областях взаимоотношений, к которым относятся следующие: потребление в условиях неопреленности, страхование, обеспечение информацией и правительственными услугами, инвестиционная деятельность, стратегическое поведение фирм и т.п.

ОБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (от лат. "предмет") – вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление.

 

ОГРАНИЧЕННАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – целенаправленные действия экономических агентов в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений ограничено отсутствием необходимого времени, ресурсов и информации.

ОЖИДАЕМОЕ ЗНАЧЕНИЕ (expected value) – средневзвешенное значение всех возможных результатов.

 

ОЖИДАНИЯ – представления агентов (домохозяйств и фирм) о том, какие условия сложатся в будущем. В современной экономической теории считается, что ожидания (субъективные и объективные) могут в значительной степени влиять на ход экономических процессов.

 

ПАРАДОКС АЛЛЕ – термин, относящийся к теории рисков в сфере экономики и теории принятия решений, и названный по имени лауреата Нобелевской премии французского экономиста Мориса Алле (публикация 1953 г., нобелевская премия 1988 года «за вклад в теорию рынков и эффективного использования ресурсов»). Парадокс объединяет примеры нарушения рациональности поведения экономических агентов в теории ожидаемой полезности и направляет внимание на поиск оценки психологических факторов риска. Парадокс демонстрирует неприменимость теории максимизации ожидаемой полезности в реальных условиях риска и неопределённости и утверждает, что реальный агент, ведущий себя рационально, предпочитает не поведение получения максимальной ожидаемой полезности, а поведение достижения абсолютной надежности.

ПАРАДОКС ЭЛЛСБЕРГА (Д. Эллсберг,1961 г.)предполагает, что люди стремятся выбрать решение, для которого вероятность благоприятного исхода известна по сравнению с решением, когда вероятность благоприятного исхода не известна. Эллсберг при изучении выбора между лотереями показал, что люди не могут воспринять точный уровень вероятности, преувеличивают вероятность неясных исходов, не способны сделать неслучайный выбор без дополнительной информации о ситуации со стороны организаторов эксперимента. Парадокс имеет значение также для разграничения понятий риска (известная вероятность) и неопределенности (неизвестная вероятность).

ПОВЕДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ – постулат экономической теории, в соответствии с которым агент, неспособный достичь максимизации выгоды, довольствуется разумным ее значением. Например, фирма, неспособная обеспечить максимизацию прибыли вследствие ограниченной рациональности, стремится к получению разумно достаточной прибыли и к разумно-достаточному росту.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА (behavioral economics) – новое научное направление в экономике, претендующее на своего рода замену ведущих направлений экономической мысли (включая неоклассическое). Сторонники этого направления ведут анализ экономических феноменов (потребительского поведения, инвестиционных решений, распределения ресурсов во времени и т.д.), исходя из концептуальных представлений, выработанных психологической наукой, с использованием принятых в ней методов и понятий. Поэтому они отвергают теории рационального поведения человека в экономике и на основании многочисленных экспериментов показывают, что реальное поведение людей существенно отличается от поведения homo economicus и оказывается в лучшем случае ограниченно рациональным, а в худшем – просто иррациональным. Методы поведенческой экономики распространились на разные области экономических исследований и практики, например, поведенческие финансы, поведенческое оценивание, новый патернализм и т.д. и сближаются с направлением экспериментальной экономики.

ПОЛЕЗНОСТЬ ПО ДЖ. ФОН НЕЙМАНУ И О. МОРГЕНШТЕРНУ – полезность богатства, математическое ожидание которой стремится максимизировать субъект. Основное допущение, принятое авторами, состоит в том, что потребитель и в случайных ситуациях ведет себя рационально. Это означает, что, производя свой выбор, он сопоставляет не только варианты с однозначными исходами, но и такие варианты, исходы которых имеют случайную полезность. В последнем случае потребитель должен знать как все возможные исходы, так и их вероятности. Полезность по Нейману-Моргенштерну есть (субъективное) математическое ожидание полезности или просто ожидаемая полезность.

 

ПРЕДПОЧТЕНИЯ – упорядоченность наборов благ, составляющих множество допустимых вариантов потребления в соответствии с некоторым критерием.Частные агенты имеют индивидуальные предпочтения, отличающиеся друг от друга и состоящие в иерархии в связи с более высокой полезностью. То же касается и сочетаний нескольких благ по отношению с иными сочетаниями благ. Соотношение между количеством потребляемых благ и их полезностью изображается функцией полезности, а соотношение сочетаний различных благ по отношению к друг другу и их полезностью изображается кривыми безразличия. Альтернативный подход к определению выбора потребителя – подход выявленных предпочтений.

ПРИНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ означает, что его благосостояние в будущем зависит от того, какое решение он примет в данный момент и от того, каким будет мир в будущем.

 

ПРИРОДА – в теории (статистических) решений, в теории игр некая незаинтересованная сторона, поведение которой неизвестно принимающему решение, но которое, во всяком случае, не обязательно содержит элемент противодействия его намерениям. Играми с природой называются ситуации, при которых успех решения зависит не от сознательно противодействующего противника, а от объективной не враждебной действительности

 

ПРОСЕИВАНИЕ (англ. – screening) механизм, при котором неинформированная сторона предлагает множество альтернативных вариантов выбора информированной стороне сделки, а выбор, сделанный информированной стороной, обнаруживает ее скрытые характеристики.

ПРОТИВНИК РИСКА (risk aversion) – индивидуум, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определённый, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов. См. рискофил.

 

РАВНОВЕСИЕ ПО НЭШУ – набор стратегий, при котором ни у одного игрока не возникает стимула изменять правила принятия решений при заданной стратегии другого игрока. В теории игр равновесие интерпретируется набором стратегий игроков, при котором ни один игрок не может увеличить свой выигрыш при данной стратегии другого игрока. Иными словами, при данной стратегии игрока А игрок В не может улучшить свое положение, и при данной стратегии В игрок А не в состоянии улучшить свои позиции. Равновесие по Нэшу называют также некооперативным равновесием.

 

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ (rational expectations) – термин в теории рациональных ожиданий, согласно которой в своих прогнозах субъекты экономики оптимально используют всю имеющуюся у них информацию. В большинстве общественных наук действует предположение о том, что поведение людей основано на рациональном выборе или на принятии решений, которые, с учетом их предпочтений (preferences) и доступной на данный момент информации, пойдут им на пользу. Это кажется более разумным, чем предположение о том, что человек принимает решения в ущерб собственным интересам. В современной экономике и смежных науках это предположение считается спорным, поскольку вытекающие из него серьезные последствия не всегда подтверждаются реальным поведением людей.


РИСК – ситуация выбора, последствия которого носят случайный характер, то есть характеризуются не только набором возможных исходов, но и вероятностью каждого из них.

 

РИСК НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ (англ. – moral hazard) – возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения своей выгоды.

 

РИСКОФИЛ (англ. – risk-attracted) – индивидуум, склонный к риску, для которого рискованный вариант поведения предпочтительнее безрискового с тем же самым математическим ожиданием достигаемого богатства.

РИСКОФОБ (англ. – risk-averse) – индивидуум, не склонный к риску, для которого безрисковый вариант поведения предпочтительнее рискового с тем же самым математическим ожиданием достигаемого богатства.

СИГНАЛИЗИРОВАНИЕ ( англ. – signalling ) – понятие в экономической теории, обозначающее косвенные способы передачи недостающей информации в случае асимметрии информации о товарах, возможностях, людях и т.д.. В экономике популярно объяснять экономические и неэкономические явления на основе сигналов. Например, сигнализирование является способом, с помощью которого люди раскрывают информацию о себе через свои действия – информацию о том, что они богаты, компетентны, надежны и т.д. Другие примеры – реклама, тренды цен, выплата дивидендов, дипломы, сертификаты и т.д. Обычно сигнализирование – это поведение, связанное с определенными затратами, которые делают сигнал надежным. Ср. – screening (просеивание).

СИЛЬНАЯ АКСИОМА ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (SARPStrong Axiom of Revealed Preference, СА) предполагает, что потребительский выбор характеризуется транзитивностью, то есть наборы товаров выявляются в зависимости от соотношения «цена-доход» в момент наблюдения: все они различны и доступны потребителю в предыдущий момент (при этом первый набор в момент последнего наблюдения уже был недоступен). Таким образом, выполнение СА выявленных предпочтений предполагает рациональность выбора потребителя.

СКЛОННЫЙ К РИСКУ (англ. – risk preference)–индивидуум, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату. См. рискофил.

 

СКРИНИНГ ( screening ) - термин раздела экономики асимметрия информации, который означает получение недостающей информации посредством косвенных действий неосведомленной стороны, побуждающих других лиц, обладающих какой-либо частной информацией, своим поведением раскрыть эту информацию. Скрининг противоположен получению информации на основе сигналов, когда люди, обладающие частной информацией, предпринимают такие действия, которые, как они надеются, доведут эту информацию до тех, кто в противном случае не мог бы получить ее, или заставляют их поверить в утверждения, которые они не имеют возможности проверить другим образом. Во многих случаях, как, например, на рынке труда, имеет место и скрининг, и сигналинг. Другой пример - использование ценовой дискриминации второй степени, когда людям предлагаются на выбор различные контракты, а информация, характеризующая этих людей, может быть получена на основе выбранного ими контракта. На рынке труда - методика отбора потенциальных работников (партнеров), которая заключается в выявлении скрытой информации о них. Ценность полученного человеком образования рассматривается не с точки зрения приобретенной им квалификации, а в качестве показателя его способности обучаться. Ср. сигнализирование.


СКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ (скрытые характеристики) – одна из форм последствий несостоятельности рынка, возникающих вследствие асимметричности информации в различных сферах экономики и менеджмента. Возникающий неблагоприятный отбор (отрицательная селекция)приводит кситуации, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.

 

СКРЫТЫЕ ДЕЙСТВИЯ – второй тип илиодно из возможных последствий информационных проблем (асимметрии информации), когда одна из сторон соглашения не может напрямую наблюдать действия другой стороны, направленные против нее. Таким образом, неинформированная сторона соглашения несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление, связанное со скрытыми действиями, получило название моральный риск. Например, проблема “принципал-агент” предполагает неспособность собственника наблюдать за тем, насколько усердно работает наёмный менеджер. Примером скрытой информации в этом случае является ситуация, когда менеджер владеет не доступной для собственника информацией об альтернативных возможностях развития фирмы.

 

СЛАБАЯ АКСИОМА ТЕОРИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕРДПОЧТЕНИЙ (WARPWeak of Revealed Preference) аналогична аксиоме непротиворечивости и предполагает, что если потребитель в одной ситуации считает один набор не хуже другого, то, выбирая второй в иной ситуации, он автоматически вместе с ним выберет и первый при условии, что оба они доступны (обратное утверждение неверно). Таким образом, рациональность агента предполагает ненарушаемость слабой аксиомы, а, с другой стороны, если агент ведет себя рационально, то слабая аксиома выполняется и является следствием такого поведения.

ТЕОРИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (ТВП) – подход к изучению спроса и поведения потребителей, предложенный П. Самуэльсоном вместо метода кардиналистской полезности и кривых безразличия, дающий альтернативное объяснение тому факту, что кривая спроса отдельного потребителя имеет нисходящий наклон. Подход основан на том, что у агентов имеются определённые основания, например, привычки, по которым они предпочитают одни товары (наборы) другим, а наблюдение за поведением потребителя является методом выявления его выбора. Таким образом, ТВП как ординалистская теория цены, основана на принципе аналитического описания регулярно наблюдающихся соотношений, поддающихся верификации на базе эмпирических фактов и позволяет осуществить точную статистическую оценку актов купли-продажи и выстроить эмпирическую функцию индивидуального спроса. ТВП была разработана П. Сэмуэльсоном и Г. Хаутеккером в 1960-х годах.

ТЕОРИЯ ИГР (game theory) – общий аналитический подход к моделированию экономических и социальных ситуаций, при котором подробно определяются информированность, возможные действия и мотивации действующих лиц или игроков, а также последствия и результаты этих действий. Теория игр исследует ситуации с двумя или более участниками, интересы которых, по крайней мере отчасти, находятся в противоречии. Теория игр может применяться для изучения функционирования рынков, а также всех ситуаций, требующих решения путем переговоров или конфликтов (например, игр и войн).

 

ТЕОРИЯ РЫНОЧНЫХ СИГНАЛОВ Майкла Спенса (американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. «за анализ рынков с асимметричной информацией»). Согласно теории рыночных сигналов М. Спенса продавцы могут увеличить объем продаж при помощи предоставления покупателям дополнительной информации о качестве своих услуг. В качестве дополнительной информации могут выступать: фирменные знаки, гарантии, рекомендации, поручительства, квалификация и т.д.. Передача сигналов требует, чтобы экономические агенты предпринимали дорогостоящие меры для убеждения других агентов в своих деловых возможностях, в ценности или качестве продукции и т.д.. Передача сигналов не будет иметь успеха, если затраты на нее не отличаются среди отправителей сигналов, например, претендентов на рабочее место. Работодатель выделяет среди претендентов на должность тех, у кого более высокое и, соответственно, более дорогое образование. М. Спенс также указал на возможность экономического равновесия, основанного на ожиданиях, для рынка труда и образовательных услуг. В течение 1975 - 1985 г. М. Спенс с помощью теории игр изучал стратегии рыночного поведения в рамках т. н. новой теории отраслевой организации. См. сигналинг.

ТЕОРИЯ НЕОЖИДАЕМОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – теория, согласно которой вероятности входят нелинейным образом в функцию полезности. Несмотря на широту применения, теория ожидаемой полезности и теория субъективной ожидаемой полезности многократно опровергались: начиная с 1950-х годов психологи и экономисты обнаруживали все больше экспериментальных доказательств того, что человеческое поведение не всегда соответствуют многим ключевым аксиомам или прогнозам модели. Наиболее известный пример продемонстрировал французский экономист Морис Алле (парадокс Алле). С начала 1960-х годов исследователи обнаружили класс систематических нарушений гипотезы субъективной полезности. Самый известный пример предложил Д. Эллсберг в 1961 году (парадокс Эллсберга). Для объяснения этих эмпирических опровержений были разработаны, аксиоматизированы и проанализированы ряд альтернативных моделей предпочтений и убеждений, в большинстве из которых формула ожидаемой полезности была заменена альтернативной формулой, которую люди, как предполагается, максимизировали (Уорд Эдвардс, 1950 г.), Даниэль Канеман, Амос Тверски (теория перспектив, 70-е). С тех пор модели неожидаемой полезности в предпочтениях риска приспособлены для формального анализа и практического применения в экономике и иных сферах. Наиболее известной является модель “рангозависимая ожидаемая полезность” Дж. Куиджина.

ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВ – экономическая теория, описывающая поведение людей при принятии решений, связанных с рисками. Эта теория описывает то, как люди выбирают между альтернативами, вероятности различных исходов в которых известны. Каждый возможный исход имеет определенную вероятность возникновения и ценность, которую человек определяет субъективным образом. Ценности могут быть как положительными, так и отрицательными. Во втором случае ценности являются для человека потерями. Теория перспектив делает акцент на субъективизме и гласит, что люди склонны переоценивать низкие вероятности возникновения альтернатив и недооценивать высокие вероятности. Теория утверждает, что люди принимают решения на основании потенциальных выигрышей и потерь, используя определенные эвристики. При этом теория описательна: она моделирует решения, принимаемые в реальной жизни, а не оптимальные решения, следующие из известных вероятностей известных выигрышей и потерь.

ТЕОРИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЖИДАЕМОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – одно из ответвлений современной теории полезности, была предложена Леонардом Сэвиджем в 1954г. как расширение теории ожидаемой полезности (Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна). Неоспоримым преимуществом теории субъективной ожидаемой полезности является то, что разные индивиды могут делать разный выбор среди идентичных альтернатив, руководствуясь различными значениями индивидуальной функции полезности или индивидуальной функции распределения вероятности. В частности эмпирические данные, полученные М. Алле, и мыслительный эксперимент, проведенный Д. Эллсбергом (позже получившие название парадокса Алле и парадокса Эллсберга), показали, что большинство индивидов действуют вопреки положениям теории субъективной ожидаемой полезности.

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ (mechanism design theory) – быстроразвивающаяся и относительно молодая область экономики, направленная на создание механизмов взаимодействия между эгоистичными агентами. Как мультидисциплинарная область науки ТЭМ использует методы теории вероятностей, математической статистики, теории игр, теории оптимизации и теоретической информатики. Нобелевская премия по экономике за 2007 г. вручена Лео (Леониду) Гурвицу (Leo Hurwicz), Роджеру Майерсону (Roger Myerson) и Эрику Маскину (Eric Maskin) за «основополагающий вклад в теорию экономических механизмов». Основная идея конструирования механизма в ТЭМ – это «обратное проектирование» в экономике, когда в исходных данных ставятся задачи, которые необходимо решить, а затем определяются процедуры или механизмы, которые приведут к нужному решению. Дизайн механизмов позволяет определить наилучшее решение. Примером механизма, сочетающего оптимальность и эффективность, является аукцион.

 

ТРАНЗИТИВНОСТЬ – свойство предпочтений, предполагающее, что если потребитель предпочитает потребительскую корзину товаров А потребительской корзине В и также предпочитает корзину В корзине С, то он должен отдавать предпочтение корзине А перед корзиной С.

 

УКЛОНЕНИЕ ОТ РИСКА – предпочтение гарантированного дохода меньшей величины ожидаемому доходу большей величины или ситуация, когда полезность гарантированного дохода больше ожидаемой полезности дохода той же величины. См. рискофоб.

 

ЭКОНОМИКС ИНФОРМАЦИИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ – направление в экономической науке, изучающее закономерности поведения продавцов и покупателей в условиях их различной информированности друг о друге.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ – термин, обозначающий в экономической теории домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (experimental economics) – реализация экспериментального подхода к изучению экономических (социально-экономических) процессов. Как научная дисциплина Э.э. еще не вполне оформилась. Считается, что это наука, которая изучает экономические явления и процессы посредством экспериментов на реальных экономических объектах и моделях и разрабатывает методы и инструментарий таких исследований. Экспериментирование на реальных объектах и на моделях с применением математических методов и компьютерного ПО, распространяется, например, на анализ рынка, конкурентных отношений, монополистического и олигополистического поведения, аукционов,исследование экономического поведения людей, поставленных в специальные условия (изучение реакции на рекламу, на те или иные изменения цен, анализ кривых безразличия) и др. Методологической основой служит теория игр, экспериментальная психология, имитационное моделирование и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: