Использование методики «синквейн» в развитии речи старших дошкольников




Шуртина Валентина Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР – д/с «Ивушка»

Использование методики «синквейн» в развитии речи старших дошкольников

 

Речевое развитие – один из ведущих компонентов подготовки ребёнка к школе, так как непременным условием для всестороннего развития и успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Дошкольники групп компенсирующей направленности значительно отстают от своих сверстников в овладении навыками связной речи. У них отмечаются трудности содержания развернутого высказывания и их языкового оформления. Для высказывания характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень употребляемой фразовой речи.

Проблема, с которой мы сталкиваемся на практике, заключается в том, что дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Для решения данной проблемы нами используются различные методики, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Представлю одну из них - синквейн. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Данная методика позволяет быстро и эффективно развивать не только речь, но и способствует развитию психических процессов (память, мышление, внимание), интереса к окружающему миру.

Синквейн целесообразно использовать для закрепления изученной лексической темы. Как показала практика синквейн можно составлять на индивидуальных, групповых занятиях и в подгруппах. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, в процессе которой каждый ребёнок имеет возможность выразить своё мнение, согласиться (или не согласиться) с мнением других, договориться.

В старшей группе предлагаем составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Пример синквейна:

Тема «Семья»

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (трудится, заботится, помогает, любит, надеется)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).

Составление синквейна в подготовительной к школе группе подчинено определенным правилам.

Правила составления синквейна:

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2. Вторая строка – два слова (прилагательные - это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна).

3. Третья строка обычно состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета).

4. Четвёртая строка, состоящая из нескольких слов (это словосочетание или предложение, которое отражает личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте).

5. Пятая строка (последняя) – одно – два слова (для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное отношение автора к теме, синоним).

Примеры синквейна:

1-я строка: Тема «Наша группа»

2-я строка: весёлая, дружная

3-я строка: учимся, играем, танцуем

4-я строка: наш любимый детский сад

5-я строка: мы — дружные!

 

1-я строка: Тема «Дети»

2-я строка: любимые, озорные

3-я строка: играют, радуют, умиляют

4-я строка: живут в семье

5-я строка: счастье!

Синквейн помогает быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

В чём же его актуальность и значимость?

• Синквейн является игровым приемом.

• Составить синквейн получается у всех.

• В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

• Синквейн помогает пополнить словарный запас.

• Синквейн учит краткому пересказу.

• Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

• Синквейн помогает развить речь и мышление.

• Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

• Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов: по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: