Шуртина Валентина Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР – д/с «Ивушка»
Использование методики «синквейн» в развитии речи старших дошкольников
Речевое развитие – один из ведущих компонентов подготовки ребёнка к школе, так как непременным условием для всестороннего развития и успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Дошкольники групп компенсирующей направленности значительно отстают от своих сверстников в овладении навыками связной речи. У них отмечаются трудности содержания развернутого высказывания и их языкового оформления. Для высказывания характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень употребляемой фразовой речи.
Проблема, с которой мы сталкиваемся на практике, заключается в том, что дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Для решения данной проблемы нами используются различные методики, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Представлю одну из них - синквейн. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Данная методика позволяет быстро и эффективно развивать не только речь, но и способствует развитию психических процессов (память, мышление, внимание), интереса к окружающему миру.
Синквейн целесообразно использовать для закрепления изученной лексической темы. Как показала практика синквейн можно составлять на индивидуальных, групповых занятиях и в подгруппах. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, в процессе которой каждый ребёнок имеет возможность выразить своё мнение, согласиться (или не согласиться) с мнением других, договориться.
|
В старшей группе предлагаем составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Пример синквейна:
Тема «Семья»
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
Что она делает? (трудится, заботится, помогает, любит, надеется)
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Мой дом! Любимая. Родная).
Составление синквейна в подготовительной к школе группе подчинено определенным правилам.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова (прилагательные - это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна).
3. Третья строка обычно состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета).
|
4. Четвёртая строка, состоящая из нескольких слов (это словосочетание или предложение, которое отражает личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте).
5. Пятая строка (последняя) – одно – два слова (для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное отношение автора к теме, синоним).
Примеры синквейна:
1-я строка: Тема «Наша группа»
2-я строка: весёлая, дружная
3-я строка: учимся, играем, танцуем
4-я строка: наш любимый детский сад
5-я строка: мы — дружные!
1-я строка: Тема «Дети»
2-я строка: любимые, озорные
3-я строка: играют, радуют, умиляют
4-я строка: живут в семье
5-я строка: счастье!
Синквейн помогает быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
В чём же его актуальность и значимость?
• Синквейн является игровым приемом.
• Составить синквейн получается у всех.
• В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
|
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
• Синквейн помогает пополнить словарный запас.
• Синквейн учит краткому пересказу.
• Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
• Синквейн помогает развить речь и мышление.
• Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
• Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов: по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.