Культура и конституционно-правовое регулирование




Опорный конспект по разделу 1.

Правовые предписания, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в области культуры, стали подробно закрепляться в конституциях с середины XX в. Сегодня в основных законах значительное внимание уделяется принципам, целям, задачам, ожидаемым итогам и перспективам культурного развития общества и государств.

В текстах современных конституций о культуре есть разнообразные предписания, такие как:

основания (культурные) принятия конституции, закрепленные в преамбуле в качестве национальных базовых ценностей;

основы государственного отношения к культуре в целом, обязанности государства и местных сообществ по сохранению и развитию культуры; роль культуры в международном сотрудничестве;

учет культурных факторов при решении вопросов территориального устройства государства, его субъектов, муниципальных образований, автономий;

культурные права человека и гражданина, народа, коренных народов, национальных меньшинств;

культурные обязанности человека и гражданина, народа;

разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти в сфере культуры, компетенция высших и местных органов власти в решении культурных вопросов;

закрепление основ государственной политики в отношении искусства в целом и его отдельных видов, механизмов трансляции культуры (образование, преподавание, письменность, обычаи, средства массовой информации), разных компонентов общей культуры (физическая, техническая и т.д.), культурных коммуникаций (язык государственный и народов страны) и др.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплены следующие предписания, регулирующие общественные отношения в области культуры[1]:

- поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры (ч.2 ст.41);- каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44);

- каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44);

- в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного развития Российской Федерации (пп. «е» ст. 71);

- в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: охрана памятников истории и культуры; общие вопросы культуры, физической культуры (пп. «е», «д» ст.72);

- ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения охраны культурных ценностей (ч.2 ст.74);

- Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры (пп. «в» ч.1 ст.114).

В ранее действующие российские конституции тоже были включены предписания, регулирующие общественные отношения в области культуры.В Конституциях РСФСР 1918 г. и 1925 г. было закреплено принятие всех мер к поднятию территории в культурном отношении в качестве одного из предметов ведения органов Советской власти на местах. В Конституции РСФСР 1937 г. тема культуры зафиксирована в следующих разделах текста: основы общественного устройства, полномочия органов государственного управления РСФСР, местных органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, избирательная система. Конституция РСФСР 1978 г. регулировала культурные отношения в главах об: основах общественного строя и политики РСФСР, взаимоотношениях государства и личности, национально-государственном и административно-территориальном устройстве РСФСР, Советах народных депутатов РСФСР и порядке их избрания и высших органах государственной власти и управления РСФСР, местных органах государственной власти и управления в РСФСР, государственном плане экономического и социального развития РСФСР и государственном бюджете РСФСР. Особенностью текста Конституции РСФСР 1978 г. была глава «Социальное развитие и культура». В преамбуле Конституции резюмировалось в качестве итога предшествующих этапов государственного республиканского строительства, что «образование РСФСР обеспечило русскому народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего … культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов».

Конституционные принципы сохранения и развития культуры.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. не закреплены принципы сохранения и развития культуры. К числу конституционных принципов сохранения и развития культуры, которые в идеале могли бы быть закреплены на конституционном уровне, по мнению автора, относятся: принцип единства культурного пространства и принцип внимания к культурному разнообразию.

Принцип единства культурного пространства заключается в сохранении в глобальной системе всемирных общекультурных связей того, что основано на лучших нормах и ценностях российского культурного опыта. В Конституции Российской Федерации 1993 г. о следовании этому принципу свидетельствует предписание, что к компетенции Правительства РФ относится обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры (ст. 114).

Принцип внимания государства к культурному разнообразию заключается в учёте взаимодействие культур разных групп людей в рамках национальной культуры. Определение культурного разнообразия дано в Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 г. (ЮНЕСКО): «"Культурное разнообразие" означает многообразие форм, с помощью которых культуры групп и обществ находят свое выражение.

Обязанность государства по сохранению и развитию культуры.

Обязанность государства по сохранению и развитию культуры в соответствии с учением Б. С. Эбзеева об обязанностях государства может пониматься двояко: как проистекающая из функции социального служения государства и как обязанность государства перед личностью[2].

Обязанность государства по сохранению и развитию культуры как проистекающая из функции социального служения государства подразумевает должное поведение в отношении разных составляющих культурного пространства: искусства, науки, образования и др.

Если рассматривать обязанность государства по сохранению и развитию культуры как обязанность перед личностью, то речь идет о предоставлении государством возможностей людям, например: доступ к культурным ценностям, доступ к организациям культуры и т.д.

Государственная и муниципальная политика в области культуры. Культура в настоящее время позиционируется в соответствии с международными принципами и нормами как содержательная основа саморазвития личности, модернизации общества и государства. В 2014 г. Указом Президента Российской Федерации утверждены Основы государственной культурной политики[3]. Во введении к данному документу закреплено, что государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.Основы государственной культурной политики определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.В числе федеральных законодательных актов, регулирующих культурную политику, в частности: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1); Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 327-ФЗ "О меценатской деятельности"; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"; Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"; Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Субъекты Российской Федерации принимают законы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в области культуры, по вопросам, отнесённым к ведению субъектов Федерации и их полномочиям.

В соответствии со ст.40.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре Правительством Российской Федерации представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации. Доклад представляется не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который представляется информация о состоянии культуры, и подлежит опубликованию и общественному обсуждению. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации разрабатывается в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях ее развития.

Формальное равенство прав человека в сфере культуры, исходя из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, состоит из многих компонентов, в частности:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

обеспечение равного доступа граждан к информации в сфере культуры;

равенство прав соискателей государственных грантов в сфере культуры;

равные возможности реализации талантов для жителей из отдаленных областей страны;

никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством;

в правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций;

профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства;

иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с федеральным законодательством имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только федеральными законами.

К сожалению, нарушения формального равенства в использования культурных прав в России пока сохраняются. Культурная дискриминация может иметь разные проявления, в частности:

- право на равный доступ к культурным ценностям страдает в связи с большими ценами билетов на театрально-концертные мероприятия;

- билеты на определенные места в зрительных залах не продаются, а резервируются для особо важных персон;

- в силу преимуществ должностного положения чиновники организуют проведение личных торжеств в государственных организациях культуры;

- неразвитость передвижных форм культурного обслуживания населения.

Преодоление неравенства в сфере использования культурных прав во многом обусловлено неравнодушным отношением публичной власти к культуре. Так, в 2013 г. в Воронеже появился «Театр равных» - арт-проект, в котором участвуют молодые люди с обычными и ограниченными возможностями. Театр развивается при содействии губернатора Воронежской области А. В. Гордеева. Одним из первых идею создания театра поддержал ректор ВГУ профессор Д.А. Ендовицкий. Существуют такие театры и в других городах России: Липецке, Майкопе, Санкт-Петербурге, Томске.

Многие организации культуры применяют систему скидок на билеты для детей и студентов, пенсионеров и других категорий граждан. Появились зрительные залы, в которых есть специально приспособленные места для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, пандусы, лифты. Такая деятельность организаций культуры пока не носит повсеместный характер. Степень включенности в неё организаций культуры часто зависит от активной жизненной позиции руководства организаций и творческих работников.

 


[1] Исходя из прямого упоминания в тексте Конституции слова «культура»; приводятся извлечения из статей Конституции Российской Федерации.

[2] См.: Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2008.С. 92.

[3] Основы государственной культурной политики: утверждены указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // СПС «КонсультантПлюс».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: