Упражнения для нижней челюсти




Герасимова А. С.

Популярная логопедия: Занятия с дошкольниками /А. С. Герасимова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 224 с. — (Популярная логопедия).

При поступлении в школу очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки русского языка. Это необходимо для успешного обучения. Автор, логопед высшей категории, дает практические рекомендации по исправлению звукопроизношения у детей дошкольного возраста. С помощью специальной методики родители смогут самостоятельно проверить, правильно ли ребенок произносит звуки, выполнить логопедические упражнения и исправить имеющиеся недостатки. Книга будет полезна и в том случае, если с ребенком уже занимается логопед. Объединив усилия, вы быстрее добьетесь нужного результата.

Адресовано родителям дошкольников и логопедам.

Посвящается моим маленьким

пациентам и их родителям.

От автора

Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному. Конечно, к услугам родителей в наше время множество различных центров, групп, студий и т. д., но и сами мамы и папы могут сделать очень многое для того, чтобы ребенок был готов к обучению в школе.

Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.

Но не менее важным является наличие у ребенка правильного произношения. К сожалению, во время консультирования детей постоянно приходится слышать от родителей объяснения неправильного произношения звуков тем, что специалисты рекомендовали исправлять нарушения в возрасте пяти-шести лет, «перед школой», попозже, «когда ребенок будет готов».

Вот и может получиться, что ребенок годами лечится от речевых проблем у... психиатра или психотерапевта. Неудивительно, что результативность такого лечения не устраивает родителей, но время оказывается упущенным. Да еще бывает и так, что врач ставит на ребенке крест, то есть объявляет маленького человека умственно отсталым, бесперспективным, неспособным! К сожалению, практика показывает, что применение даже самых сильнодействующих препаратов не может нормализовать нарушенную речевую функцию — может лишь сделать более благоприятными условия для речевой терапии, проводимой логопедом. А между тем бесперспективных детей не бывает, профессиональная логопедическая коррекционная работа (речевая терапия) всегда гарантирует положительную динамику, положительный результат, об этом свидетельствует двадцатилетний опыт работы с детьми. Наиболее эффективной формой организации преодоления речевых нарушений является комплексная работа, в которой объединяются усилия и логопедов, и врачей. Грамотный логопед всегда направит ребенка на консультацию к врачу, если в этом есть необходимость, и будет работать с ребенком с учетом медицинских рекомендаций и назначений.

Например, наличие у ребенка множества стойких нарушений звукопроизношения может быть следствием снижения слуха — в таких случаях логопед направляет ребенка к оториноларингологу, возможно, потребуется аудиометрическое исследование слуха и лечение. Присутствие наряду с дефектами звукопроизношения неврологической микросимптоматики служит поводом для направления к невропатологу. Заподозрив у ребенка укорочение уздечки языка или какое-либо другое анатомо-физиологическое нарушение речевого аппарата, ребенка направляют на консультацию к челюстно-лицевому хирургу.

Однако без помощи родителей, естественных учителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Работая вместе с логопедом, выполняя все рекомендации, домашнее задание, вы существенно улучшаете результативность коррекционной работы.

Несмотря на все наши с вами старания, часть первоклассников все-таки имеет нарушения звукопроизношения, которые вовсе не помогают детям учиться. А это означает, что неправильно произносимые звуки могут быть перенесены на письмо. Ошибки, ошибки — которые так трудно искоренить. Иначе говоря, следует приложить все усилия к тому, чтобы произношение будущего школьника соответствовало норме — причем позаботиться об этом нужно еще до школы.

В нашей книге мы сделали попытку расширить ваши познания относительно речи ваших детей и помочь вам, уважаемые родители — естественные учителя ребенка, — справиться с нарушением произношения звуков у ваших детей. Насколько это удалось — судить вам. Удачи! Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается между взрослым и ребенком на самых ранних этапах. В установлении этого общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию младенца, которые быстро совершенствуются. На третьем месяце жизни у ребенка уже появляется опыт общения, он оживляется, когда видит мать, двигает руками и ногами, выражает свое удовольствие звуками типа [э], [аа], [га], [гы], [кхы]. Это означает, что он вступил в стадию гуления. Чуть позже он начнет лепетать, а к пяти месяцам будет пытаться подражать звукам, с шести — начнет воспринимать определенные звукосочетания и связывать их с определенными предметами, действиями, с семи-восьми — повторять звуки речи. В конце первого года жизни ребенок может различать слова и фразы по ритму и интонации.

При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и пробует контролировать свое произношение. Но даже при небольшом снижении слуха многие согласные звуки, окончания слов, предлоги воспринимаются им искаженно, поэтому особенно неблагоприятно для развития речи ребенка снижение слуха, возникшее в доречевом периоде или в самом начале речевого периода.

В развитии речи и звукопроизношения важны и зрительные ощущения, ведь ребенок следит за движениями языка и губ говорящего, пытается им подражать, повторять, речь же слепого от рождения ребенка развивается с задержкой. Для овладения правильным произношением необходимы также и тактильные ощущения, которые возникают у младенца в результате контакта органов артикуляционного (произносительного) аппарата — языка, нёба, губ, зубов. Важны и кинестетические ощущения, или ощущения движения, возникающие от движения органов произношения, участвующих в артикуляции. Если передача этих ощущений от периферии к мозгу встречает препятствия, прерывается, то процесс овладения речью нарушается.

Для того чтобы звуки речи произносились правильно, органы артикуляционного аппарата — язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть — должны быть достаточно подвижными, ведь именно от точности и объема произносительных движений зависит качество произношения звука речи. Существуют и неподвижные органы артикуляции — полость носа, твердое нёбо, задняя стенка глотки. Артикуляционные органы для образования различных согласных звуков могут касаться друг друга, приближаться друг к другу, образовывать щели и смычки, через которые проходит воздушная струя, необходимая для производства звуков речи. Ротовая полость меняет величину и форму благодаря подвижности артикуляторов и работе гортани. Первая и очень полезная тренировка произносительных органов — губ, языка, мягкого нёба, происходит во время кормления, когда ребенок захватывает губами и языком сосок материнской груди, засасывает молоко и глотает его. При этом активизируется кончик языка, очень важная его часть для произношения звуков, активизируется также смыкание губ и движения мягкого нёба. Кроме того, артикуляционная зона закрепляется в переднем отделе полости рта — главном месте произношения звуков речи.

В дальнейшем малыш постепенно переходит на более твердую пищу, которую нужно разжевывать, увеличивается и объем пищевого комка для проглатывания. Но самая главная тренировка артикуляционных органов, конечно, ведется при попытках издавать речевые и речеподобные звуки, а также звуковые комплексы. Ребенок как будто приноравливается к звукам, пробует их на вкус, запоминает ощущения при произнесении разных звуков.

Но для образования звуков речи одного артикуляционного аппарата недостаточно — только взаимодействие дыхательного, голосового, резонаторного и артикуляционно-резонаторного аппаратов помогает ребенку научиться звукопроизношению.

Дыхательный отдел (легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань) обеспечивает силу звучания голоса; голосовой (гортань с голосовыми связками и мышцами) отвечает за высоту и тембр голоса; артикуляционно-резонаторный отдел обеспечивает образование звуков и усиление или ослабление добавочных тонов, придающих голосу звонкость и полетность. Все эти процессы регулируются нервной системой. Голосовые и эмоциональные реакции ребенка активизируются в общении со взрослым, в игре. Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребенка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причем говорить правильно и четко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как он говорит.

Почему ребенок неправильно
произносит звуки?

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений — картавость, — когда ребенок произносит звук [р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба — языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.

Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи, вместо слова рыба ребенок говорит слово ыба.

И наконец, если у малыша недостаточно развит фонематический слух (слух на звуки), то в его речи могут наблюдаться замены; так, например, произнося вместо слова шуба слово суба, ребенок не слышит разницы между этими двумя звуками.

Иногда у ребенка присутствуют в речи и искаженное произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.

Очень часто причиной нарушения звукопроизношения становится какой-либо дефект строения артикуляционного аппарата, как активных органов, которые во время речи двигаются, так и пассивных, которые остаются неподвижными (твердое нёбо, зубы, носовая полость).

Некоторые звуки могут произноситься неправильно из-за нарушения строения губ, например, если губа или обе губы слишком толстые, если есть укорочение или западение губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание. Это касается звуков [п], [б], [в], [ф], [м] и их мягких пар.

Если есть дефект в строении челюстей, то может наблюдаться нарушение прикуса, когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней. Это может привести к нарушению произношения различных звуков: и [с], и [ц], и [т'], и других. При таком нарушении, как открытый прикус, между передними или боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Это влияет на точность артикуляционных движений. Вообще, нарушение посадки зубов, в частности слишком широкие промежутки между ними, часто приводит к нарушению произношения свистящих, шипящих звуков, звуков [р] и [л], так как в эти промежутки попадает движущийся кончик языка, и артикуляция звука искажается.

Для исправления строения челюстей и роста зубов ортодонт назначает ношение специального ортодонтического аппарата или брекета, который также (особенно в первое время) может способствовать нарушению звукопроизношения благодаря присутствию инородного тела во рту, затруднению тактильных ощущений и контроля артикуляционных движений.

Часто встречаемый дефект — укорочение уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка — главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требуется для правильного произношения таких звуков, как [ж], [ш], [р]. Иногда укорочение уздечки языка нарушает произношение звуков [т], [д], [с], [з], [ц], [ч]. Однако короткая уздечка способствует также нарушению роста нижних передних зубов, тянет их кзади, вследствие чего зубы становятся углом.

Иногда причиной нарушения произношения звуков является увеличение языка в объеме или, наоборот, слишком маленький его размер, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию.

Поскольку для произношения очень важен объем ротовой полости — резонатора, в котором происходит образование большинства звуков, то для правильного произношения важно, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, а также активно и полноценно двигал нижней челюстью. Если рот слишком маленький, а нижняя челюсть малоподвижна, то звуки ослабляются, звучат нечетко.

На произношение звуков [н], [м] и их мягких пар влияет и состояние носовой полости, которая так же, как и ротовая полость, является резонатором. При нарушении строения носа, различных заболеваниях, вызывающих затруднение носового дыхания, нарушение проходимости носовых ходов, может быть нарушено произношение звуков, образующихся на носовой воздушной струе, они могут заменяться ротовыми.

Вообще, если артикуляционные органы недостаточно подвижны, это приводит к различным нарушениям звукопроизношения.

Нарушение произношения звуков может быть вызвано также и снижением слуха. Далее небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными, особенно это касается свистящих, шипящих звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков. Поэтому во всех случаях нарушения звукопроизношения нужно обязательно проверить слух ребенка, обратиться к врачу-сурдологу, сделать аудиометрическое исследование слуха, пройти лечение. Иначе работа по исправлению звукопроизношения может оказаться недостаточно эффективной.

При затруднении в распознавании и различении звуков, которые различаются тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие), причиной является недостаточное развитие фонематического слуха. Но наличие в речи ребенка замен и смешений представляет опасность еще и тем, что в дальнейшем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению ошибок.

К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто.

Порой ребенок перенимает манеру неправильного произношения от своих младших братьев и сестер или от кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, нечетко, да еще и с дефектами произношения — чего же ждать от маленького человека, который вам подражает во всем? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребенок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.

Опасным для правильного произношения может являться и билингвизм — использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладением звукопроизношением и создает почву для возникновения нарушений, смешений, ошибок. Родителям необходимо знать, на что нужно обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалисту по исправлению недостатков звукопроизношения.

· Убедитесь, нет ли дефектов в строении артикуляционного аппарата ребенка — губ, языка, челюстей, зубов, мягкого и твердого нёба, — мешающих нормальному произношению или затрудняющих его.

Понаблюдайте за ребенком — не держит ли он полуоткрытым рот, смыкает ли губы. Если вы замечаете, что малышу удобнее дышать ртом, у него, возможно, затруднено носовое дыхание — это бывает при насморке, когда нос заложен. Однако, если ребенок постоянно дышит ртом, это негативно сказывается на многих функциях организма, в том числе и на качестве звукопроизношения. Невозможность дышать носом часто говорит о наличии аденоидита различной степени — тогда следует немедленно обратиться к врачу-оториноларингологу для назначения курса лечения, в том числе и хирургического, если к тому имеются показания. Наличие аденоидных разрастаний отрицательно сказывается на слуховой функции малыша, кроме того, ребенок часто болеет, поэтому вмешательство врача необходимо.

Рот может оставаться постоянно открытым и по другим причинам, в том числе и неврологическим, поэтому посоветуйтесь с невропатологом. Обратите внимание, не текут ли у ребенка слюни из полуоткрытого рта, не забывает ли он глотать, смыкает ли губы. Какие губы у вашего ребенка: не короткие ли они, не слишком ли массивные, достаточно ли подвижные? Проверьте, может ли ребенок подуть, посвистеть, почмокать губами.

· Многих родителей беспокоит состояние прикуса ребенка.

Посмотрите, не расположены ли передние верхние зубы далеко перед нижними — это нарушение прикуса. Бывает и так, что нижние передние зубы, наоборот, выдаются вперед, а верхние оказываются позади — это тоже нарушение. Когда ребенок смыкает челюсти, между зубами не должно оставаться свободных промежутков — ни впереди, ни по бокам. Обратите внимание, нет ли перекосов между челюстями, когда они сомкнуты.

При нарушенном прикусе часто наблюдаются дефекты звукопроизношения.

Вообще, при наличии любых отклонений в строении зубов — слишком редко или часто растущие зубы, зубы вне челюстной дуги, лишние зубы, косо расположенные зубы, если зуб долго не растет и т. д., обязательно обратитесь к стоматологу, к ортодонту — многие нарушения зубочелюстной системы поддаются специальному лечению, в том числе и аппаратному, и могут быть исправлены.

· В строении нёба тоже могут быть различные нарушения — например, твердое нёбо слишком высокое, узкое или, наоборот, плоское, низкое, — а это меняет и объем ротового резонатора (звуки образуются в ротовой полости), и возможности движения органов артикуляции в их взаимодействии. Попросите ребенка раскрыть рот пошире и произнести звук [а] — обратите внимание, активно ли при этом поднимается мягкое нёбо, как ведет себя маленький язычок. Иногда движения мягкого нёба недостаточны, оно не достает до задней стенки глотки, между ними остается узкая щель, и туда при речи проходит часть воздуха. Если малыш гнусавит — вместо [п] у него получается [м], вместо [т][н], а другие звуки произносятся недостаточно четко, ослабляются, обратитесь к логопеду. Гнусавость исправить достаточно сложно. Здесь уже требуется помощь и врачей, и педагогов. Очень часто причиной нарушения произношения многих звуков является так называемая короткая уздечка языка. Посмотрите, свободно ли ребенок поднимает язык к твердому нёбу при открытом рте, не появляется ли при этом на языке бороздки, как бы разделяющей кончик на две половинки, не видно ли натяжения слизистой ткани под языком. Если у вас возникли опасения, немедленно обратитесь за помощью к челюстно-лицевому хирургу. Возможно, требуется пластика уздечки, которую нужно проводить только с наложением швов. В противном случае появляется рубец, который еще больше затрудняет движения языка, и тогда требуется новая операция.

Итак, чтобы помочь ребенку исправить неправильно произносимые звуки, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: малыш произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или ребенок может произнести звук изолированно, но в речи им пользуется не всегда. Наиболее распространенные нарушения произношения у детей старшего дошкольного возраста следующие:

• недостаточно четкое произношение шипящих звуков;

• неправильное произношение сонорных звуков;

• оглушение звонких звуков;

• смягчение твердых звуков;

• смешение звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Чтобы подметить недостаток такого рода, надо сопоставлять свое произношение с произношением ребенка.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихи, пересказывает сказку. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, подобранные фразы. Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

Примерный набор картинок может быть таким:

 
 

 

 
 

 

 
 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

Если ребенок не может назвать предмет, изображенный на картинке, произнесите слово сами, а ему предложите повторить.

Если ребенок, называя предмет на картинке, правильно произносит звук, а в спонтанной речи ошибается в произнесении звука, попросите его сказать несколько фраз, потешек, чистоговорок, в которых повторяется данный звук. Примерный набор фраз может быть таким:

[А] Астра, азбука, айва Начинаются на «а». И кончаются на «а» Астра, азбука, айва.  
[Б] Бублик, батон и буханку Пекарь испек спозаранку. [Б'] Белочка бегом бежала В лапках ягодку держала.
[В] Валин валенок провалился в прогалинок. [В'] Вере и Вене веники дали, Вера и Веня двор подметали.
[Г] Гоша губу поцарапал, Громко Гошенька заплакал. [Г'] Гена и Гера несли флаги, А Геля везла в телеге бумаги.
[Д] Возле дома дуб стоит. А на дубе дрозд сидит. [Д'] На диване одеяло, Чтобы Диночка поспала.
[Е] Мы ели-ели ежевику у ели, Мы еле-еле ее доели. [Ё] Ель на ёжика похожа — Ёж в иголках, ёлка — тоже.
[Ж] Жуку жаловался жук: Ты лежишь, а я жужжу.  
[З] Заяц упрекал козу: Всю изгрызла ты лозу.  
[И] Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели.  
[К] Кот-коток, кот-коток, Точит острый коготок. [К'] Кеша положил букет В подарочный пакет.
[Л] Упала булавка На пол под лавку. [Л'] У Лены маленькая лейка — Полей-ка лютики маленько.
[М] Мама вымыла малину, Угостила дочь Марину. [М'] Подарили Мише мячик. Мячик прыгает и скачет.
[Н] Встала Нонна утром рано, Налила воды Степану. [Н'] Нина бантик завязала И к Марине побежала.
[О] Ослик был сегодня зол — Он узнал, что он осел.  
[П] У папы на пол упала шляпа. [П'] Петя, Петя, петушок, Причеши свой гребешок.
[Р] Со стола рыбешку кот Каждый раз у нас крадет. [Р'] Посмотрите на Иринку — Ест Иринка мандаринку.
[С] Съел Слава сало, Да сала было мало. [С'] Села Олеся, С печи ноги свеся. Сиди, сиди, Олеся.
[Т] Таракан сидит за печкой, У него в стакане гречка. [Т' В темных потемках Митя и Тёмка.
[У] Ужу на ужин жук нужен.  
[Ф] Феня, флоксы поливай, Пыль с плафона вытирай. [Ф'] Выпил Фима Воды из графина.
[X] Во дворе у нас петух Ловил пауков и мух.  
[Ц] Цапле дома не сидится — Пошла цапля за водицей.  
[Ч] Заварила чайка чаю — Пригласила к чаю чаек.  
[Ш] Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.  
[Щ] Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.  
[Э] Элла, Эммочка и Вера Ели вкусные эклеры.  
[Ю] Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез.  
[Я] Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.  

Иногда ребенок по отдельности произносит изолированные звуки правильно, но в речи заменяет их другими. В этом случае можно предложить ребенку повторить за взрослым предложения, в которых встречаются разные группы звуков. Предложения могут быть такими:

• Света и Наташа собирали в лесу ежевику.

• В зоопарке живут разные звери: зайцы, жирафы, слоны, тигры, лисы, волки.

• Учительница читает детям сказку про волка и козлят.

• Алла долго кормила рыбок в аквариуме специальным кормом.

• Соня ловила бабочек сачком и сажала в баночку.

• В цветнике на станции цвели красивые цветы: флоксы, циннии, цикламены, гладиолусы.

• Кот сидел около мышиной норы и терпеливо поджидал мышку.

• Дедушке на удочку попались щука, ерш, лещ и сом.

• Щенок спал на сене и во сне тихонько пищал.

• Мы сложили в железный бак щепки, веточки, бумажки, разные ненужные вещи и сожгли.

После того, как вы установили, какие звуки ваш ребенок произносит неправильно, проверьте, как ребенок воспринимает звуки на слух, как он их различает. Это называется проверкой фонематического слуха.

Чаще всего дети путают звуки, сходные по звучанию или по способу произношения. Это прежде всего относится к группам свистящих и шипящих звуков [с-ш], [з-ж], [с'-щ], [ц-ч], соноров [л-р], твердых и мягких [б'-б], [з'-з] и т. д.), звонких и глухих [д-т], [в-ф] и т. д.), но в последние годы мы сталкиваемся с тем, что много малышей путают звуки [к-т], [г-д], [с-х].

Для начала попросите ребенка повторить за вами пары слогов: за-жа, зу-жу, зы-жи и т. п. Затем переходите к более сложному виду задания — увеличивайте количество слогов: за-жа-за, жо-жо-зо и т. п. При этом ребенок не должен видеть ваш рот, движения губ и языка. Чтобы повторить за вами слоги, он будет ориентироваться только на слух.

 
 


Следующее задание состоит в том, что ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых):

 

 
 

 

 
 

В качестве заключительных заданий ребенку можно предложить следующие:

· Я буду называть звуки. Услышав звук [ш], подними руку:

[н], [л], [ш], [к], [с], [ф], [ш], [щ], [ш], [с]

· Я буду называть слоги. Услышав слог со звуком [л], подними руку:

ва, до, лу, ра, лы, ло, се, ла, ши

· Я буду называть слова. Услышав слово со звуком [к], подними руку:

том, дом, кот, рыба, палка, март, горка, стол, звук, сом

· Повтори за мной:

день — пень — тень

бак — рак — лак

ком — том — дом — сом

зубы — шубы — губы

полка — порка — горка — норка

 
 


· Я буду называть слово. Укажи на соответствующую картинку:

Для того чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, необходимо научить ребенка воспринимать звуки. Только полноценное восприятие звуков, умение различать их позволит не допускать ошибок при произношении.

Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. Фонематический слух — слух на звуки речи — связан со слуховой функцией, а следовательно, надо начинать с развития слухового внимания и слуховой памяти. Итак, предлагаем вам следующие задания. Прежде всего обратите внимание на то, узнает ли ребенок неречевые звуки. Тренировать умение узнавать и различать неречевые звуки не так уж трудно — ведь мир вокруг нас полон звуков, — надо только научиться их слышать. Предложите ребенку послушать звуки окружающего мира. Затем задайте ему вопросы:

Что звенит? (Звонок)

Что грохочет? (Гром)

Что гудит? (Сирена)

Что свистит? (Ветер)

Что скрипит? (Дверь)

Что шуршит? (Листья)

Кто лает? (Собака)

Кто пищит? (Мышонок)

Кто стрекочет? (Кузнечик)

Кто каркает? (Ворона)

Кто шепчет? (Мальчик)

Кто кричит? (Девочка)

Звуки, которые он слышит дома, в квартире — шум воды в трубах, бульканье воды в чайнике, скрип двери, шум шагов и т. д. — отличаются от других шумов, внешних, которые совершенно другие. Визг тормозов, звуки сирен, шум падающего дождя, скрип качелей с детской площадки... Умеет ли ваш ребенок их дифференцировать? Не путает ли их? Обращает ли вообще на них внимание? Если нет, привлеките его внимание к ним, увлеките угадыванием, что звучит, кто производит шум. Задания на различение звуков легко превращаются в любимые игры детей.

Для различения неречевых звуков можно предложить следующие игры:

· Посадите ребенка на стул, а сами встаньте сзади него так, чтобы он не видел предмет, находящийся у вас в руках (допустим, это будет колокольчик или какой-нибудь игрушечный музыкальный инструмент). Ребенок должен отгадать, что за предмет звучит.

· Приготовьте несколько звучащих игрушек. В ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка — хлопать в ладоши, при звуках бубна топать и т. д. Эта игра очень полезна, так как, помимо слухового внимания, она развивает наблюдательность, внимательность, моторику, координирует движения.

· Приготовьте двух мишек — большого и маленького. Объясните ребенку, что большой мишка свистит громко, он сильный, а маленький — тихо, потому что сил у маленького меньше. А теперь свистите то громко, то тихо, а ребенок пусть отгадывает, который из мишек издает звуки.

· Продемонстрируйте ребенку различные звуки: стук чайной ложечкой по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторите, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть ваших действий). Попросите ребенка определить, по какому предмету вы ударяете.

· Продемонстрируйте ребенку различные звуки: перекатывание металлического шарика в емкостях, сделанных из железа, пластмассы, фарфора, стекла, дерева. Затем те же звуки повторите, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть ваших действий). Попросите ребенка определить, какие звуки он слышит.

· Поставьте перед ребенком несколько различных предметов: погремушку, коробочку со скрепками, банку с горохом, гречкой, манкой. Погремите этими предметами. Далее попросите его отвернуться и вновь погремите предметами. Малыш должен определить, какой предмет издает звук.

· Предложите ребенку сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три раза. На листке бумаги нарисуйте две параллельные линии — короткую и длинную. Ведя пальцем по короткой линии, произнесите гласный звук [а], затем, ведя пальцем по длинной линии, произнесите звук [а] более длительно. Предложите ребенку нарисовать пары линий и произнести соответственно их длине гласные звуки [о], [у], [и], [э], [ы].

· Вырежьте из цветной бумаги три дорожки разной длины. Три машинки должны проехать по дорожкам, издавая длительные и короткие звуки. Звуки имитирует ребенок.

· Встаньте с ребенком в разных углах комнаты, подальше друг от друга. Попросите его представить, что вы потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. Затем постепенно сближайтесь, аукаясь все тише.

· Попросите ребенка имитировать сильный ветер: у-у-у, затем тихий ветер: у-у-у.

· Попросите ребенка воспроизвести голос плачущего младенца (уа). Объясните, что малыш находится то близко от него, то далеко. Ребенок должен отобразить это голосом (тише-громче).

· Предложите ребенку имитировать сигнал поезда, который находится далеко, а затем — близко от него.

· Покажите ребенку картинку с изображением цыпленка и попросите продемонстрировать, как он пищит, когда гуляет с другими цыплятами, а как пищит, когда видит кота, собаку, т. е. когда напуган; какие звуки издает при виде мамы-курицы.

· Попросите ребенка имитировать голоса различных животных: мыши, волка, медведя (ребенку нужно говорить то высоко, то низко).

· Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница»:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Пусть ребенок скажет, какие звуки издают в жизни свинки, кошечки, уточки, курочки.

· Предложите ребенку повторить слова персонажей их голосами:

По лесу медведь идет

И кричит: «Где мед? Где мед?»

Белый зайка говорит:

«Лапка у меня болит».

Громко серый волк завыл:

«Я вчера голодный был!»

Мышка мышке рассказала:

«Я на кухне сыр искала».

· Поставьте перед ребенком три машинки — маленькую, среднюю и большую, и предложите ему изобразить голосом рокот мотора. Спросите, у какой машинки рокот громче, у какой тише?

· Покажите ребенку несколько картинок с изображением зверей и птиц (волк, корова, заяц, курица, коза, осел, утка, кошка, лягушка, петух и т. д.). Предложите ему имитировать их голоса. Затем вы сами имитируете голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и называет обладателя голоса.

 


Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу

Для упражнений, которые мы вам рекомендуем, обзаведитесь лото. Оно вам пригодится. Наши упражнения представляют собой образцы.

 
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: