Парцелляция в газетно-публицистических текстах




парцелляция художественный публицистический экспрессивность

Функции парцелляции, характерные для текстов художественной прозы, характерны и для текстов газетной публицистики:

1) в газетно-публицистических текстах чаще парцелляция используется как средство перераспределения информативной нагрузки частей предложения, не связываясь непосредственно с каким - либо эмоциональным значением. Например: Но лидеры ГКЧП сами без Горбачева как силовики были обречены. И Гайдар вышел из КПСС. («МК» в Чебоксарах, 26.01- 2.02.2010г., №5(665);

2) в авторском публицистическом тексте парцелляция может не связываться с подчеркиванием конкретной эмоции, а быть средством придания тому или иному отрезку текста качества нерасчлененной эмоциональности, возбужденности публицистического повествователя, Например: Но и Плющенко сейчас уже жаждет победы - битвы. Чтоб дрожь по коже. У всех. («Московский комсомолец. РРЕ», 27.01- 3.02.2010г.);

) для газетно-публицистических жанров (особенно в фельетонах, юморесках) характерны синтаксические конструкции, в которых парцелляция связана с созданием иронического подтекста, Например: Начались петиции: не хотим сдавать экзамены невежде. И тогда Дурдыев решил срочно выучить химию вновь. За день - другой. В темпе. (Известия, 1973, 11 октября).

Эти функции типизированы и показывают возможности парцелляции как принцип реализации предложения, который принадлежит системе языка.

Благодаря парцелляции, создается дополнительная возможность значительного и в то же время «легкого», негромоздкого распространения членов предложения или отдельных предложений, парцелляция используется иногда и как способ организации и уточнения синтаксических связей слов.

 

Парцелляция в рекламе

 

Текст рекламы в последнее время стал рассматриваться как особая форма коммуникации, как составная часть большого органического единства общества и системы предпринимательства.

Печатные рекламные объявления имеют свои синтаксические особенности, которые обусловлены различными экстралингвистическими факторами, связанными с психологией воздействия рекламы.

В рекламе прослеживается тенденция приблизить изложение к устно - разговорной речи, Это относится как лексике, так и к синтаксическому строю текста. Реклама не терпит многословия и усложненно-аморфных синтаксических оборотов, так как по своей природе она динамична.

В рекламном тексте используются, с одной стороны, книжные синтаксические конструкции, с другой - разговорные, которые применяются для создания эмоционально - экспрессивной окраски, образности, доходчивости и действенности рекламного текста.

Известно, что эмоциональность и экспрессивность находят свое выражение в определенных линейно - синтагматических речевых последовательностях. Особенно ярко данные категории проявляются в парцеллированных конструкциях. Парцеллированные конструкции занимают соответствующее место в немецком языке, представляя одну из тенденций развития синтаксиса современного немецкого языка. В данном случае мы имеем дело с неполными предложениям в большинстве случаев в текст дополнительную экспрессивную окраску.

Парцелляция рассматривалась в трудах Е.В.Гулыги (на материале сложноподчиненного предложения), Э.Г.Ризель (в стилистическом аспекте) и определяется прежде всего как " стилистический прием, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания, которые образуют новое сверхфразовое единство - парцеллированную конструкцию"; "явление речевого синтаксиса, связанное с оформлением информации воздействующей направленности".

Интересно, что в ранних работах, посвященных этой теме, парцелляция рассматривается как стилистически негативный процесс. Ее считают "проявлением языка астматиков" (Astmadeutsch), высказываются опасения, что парцелляция может быть "сумасбродным модным увлечением (Modetorheit) или даже угрозой немецкому предложению!". Что касается данного исследования, то мы под парцелляцией понимаем "такой прием экспрессивного синтаксиса письменного литературного языка, сущность которого состоит в расчленении синтаксически связанного текста на интонационно обособленные отрезки, отделяемые знаком точки".

Конкретное функционирование парцеллированных конструкций рассматривалось некоторыми лингвистами (в художественной литературе, публицистике, в научном стиле) на материале различных языков.

В стиле рекламы парцеллированные сказуемые встречаются часто. Такая "частотность" объясняется отчасти спецификой стиля рекламы, отчасти свойствами глагола. Так Н.И. Тропина, в своей книге "Глагол как средство речевого воздействия", определяет одной из главных функций глагола в публицистической речи - функцию воздействия.Причем в публицистическом стиле функция воздействия выражается гораздо острее, чем в других стилях, так как в нем воздействие выступает основной функцией языка и носит определенно агитационный характер. Особенно четко это становится заметно, когда реклама, вместо выполнения своей обычной функции маркетинга, становится формой идеологии. А идеологией, как утверждает А.Новиков в статье "Метафизика рекламы: восстание вещей", ее делают два обстоятельства:

Тотальность, вездесущность, когда уже впору говорить об "экзистенциональном терроризме".

Ужасающая императивность. А если еще говорят: "Голосуй! Или проиграешь!"- то это уже идеология.

Не стоит забывать и главный принцип рекламы: предложение порождает спрос. В западном маркетинге есть такое понятие "функция воспроизводства" (рекламирование не самих товаров и услуг, а желания их купить, воспользоваться ими). Для этого как нельзя лучше подходит парцелляция сказуемого: Будь в курсе, получи выгоду! Узнай лучшее спецпредложение первым! (Атриум, производство окон); Сникерсни! Не тормози!

 


Iii. Заключение

 

Из всей нашей проделанной работы мы можем сделать вывод о том, что в современном русском языке часто употребляются парцеллированные конструкции. Этот факт свидетельствует о действующей в нашем языке тенденции к расчлененной подаче высказывания.

В основе парцелляции лежит подражание естественному развертыванию разговорной речи, когда речь формируется по мере течения мысли, а не является заранее обдуманной и вмещенной в готовые, законченные формулы. Парцеллированные конструкции детализируют сообщение и в то же время делают его более обозримым, в результате чего усиливается его действенность и возрастает его информативность. Особое воздействующее значение имеет при этом достигаемый парцелляцией эффект непринужденности - благодаря непринужденности в разговорной речи, свойственной ей синтаксической и ритмической организацией.

Для явления парцелляции как развивающегося в современном литературном языке процесса примечательно принятие этих разговорных по своему происхождению синтаксических построений литературным письменным языком, их использование в авторской речи писателей, публицистов, ученых.

Мы считаем, что в школе необходимо не только объяснять выразительность парцеллированных конструкций для дополнения, конкретизации, основной мысли высказывания, но и учить школьников умелому и уместному их использованию.

 


Iv. Литература

 

1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Л., 1963

. Ильенко С.Г. Лингвистические основы развития знаний по синтаксису.// Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. Л.1984, с.15

. Ванников Ю.В. Синтаксические особенности русской речи (явление парцелляции). М.:1969, с.5

. «Парцелляция и коммуникативно-экспресивные и синтаксические функции». // Морфология и синтаксис СРЯ. - М., Наука 1968, с.279

. Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспресивные и синтаксические функции. // Морфология и синтаксис СРЛЯ - М, 1968, с. 285-286

. Багдасарова А.Р. Явление парцелляции в освещении современной лингвистики // Молодой научный работник. Ереванский госуниверситет, 1977, №1 (25)

. Сковордников А.П. О функциях парцелляции в СРЛЯ. РЯШ, 1980, №5

. Сковордников А.П. О соотношении понятий «парцелляция » и «присоединение».// ВЯ, №1, 1978.

. Валгина Н.С. Синтаксис СРЯ//М., ВШ, 1991.

. Покусаенко В.Г. К вопросу о парцелляции сложных БСП. Вопросы синтаксиса СРЛЯ, 1973, №4

. https://ru.wiktionary.org/wiki/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: