Тема и изобразительные средства




Причины

1) гнет Испанской Империи (40 % своих доходов Испания получала за счет эксплуатации Нидерландов)

2) религиозная: повсеместные инквизиции + преследования еретиков (протестантов)

Итоги

1) Появление нового государства - Голландия (стала самым развитым гос-м в экономическом отношении).

2) Промышленность (мануфактурное производство преобладает).

3) Судостроение (ведущая отрасль). Самый большой флот в Европе.

4) Пищевая промышленность (сыр, мясо, молочные продукты, сахар) – на ЭКСПОРТ

5) Торговля (со Скандинавией, Германией, Польшей, Литвой, русским гос-м, Англией, странами Ю.Европы).

6) АНТВЕРПЕН – центр мировой торговли. Первая товарная биржа.

7) АМСТЕРДАМ – финансовый центр мира. 1609 – открытие Амстердамского банка. Прообраз современных банков.

8) С/Х – ж/ство, огородничество, цветоводство (тюльпаны).

Таким образом, к 17 веку Голландия – на первом месте в Европе по уровню экономического развития. К.Маркс: «Голландия – самая образцовая капиталистическая страна 17 века ».

Англия буржуазная революция (1640-1660)

Причины

Противостояние между сторонниками короля (католики) и парламента (оплот протестантизма)

Итоги

2-я пол 17 века Англия опередила Голландию по темпам экономического развития и вышла на первое место.

1) Суконная промышленность («овцы съели людей», Томас Мор). Торговля.

2) Колонизация африканских и ост-индских владений (английских земель теперь мало).

3) Мощный флот

Таким образом, буржуа становятся активной общественной силой, в руках которой сосредоточилась большая честь финансов. Буржуа пока не имеют доступа к политической власти, но заметно влияют на общественную жизнь страны.

30-ЛЕТНЯЯ ВОЙНА в Германии (1618-1648)

Причины

1) Религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии.

2) Борьба против гегемонии Габсбургов в Европе.

Итоги

Ослабление влияния религиозного фактора (ко 2 пол. 17 века) на жизнь гос-в Европы. Теперь внешняя политика основывается на других факторах: экономических, династических, геополитических.

Ключевые понятия и явления эпохи

Становление НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

Понятие « НАЦИЯ »

Понятие « ЕВРОПА »→ европоцентристский мирэкспансия европейской цивилизации в другие районы мира

Понятие « ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ » (возможно только в гражданском обществе, которое осознает как свою связь с гос-м, так и относительную независимость от него)

ПУБЛИЦИСТИКА (публичные обсуждения вопросов общественной жизни) → появление периодической печати

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ (критические обсуждения художественных произведений)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПИСАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА, появляется СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (в З.Е. появляются первые профессиональные писатели)

ВЕК НАУКИ происходит Научная Революция. Секуляризация научного знания (светскость науки, окончательное ее отделение от церкви). Основной научный метод – ЭКСПЕРИМЕНТ. Лидерство физико-математических наук.

Научные открытия

астрономия (Галилей, гелиоцентрическая система (1564-1642)

физика (Ньютон, его закон всемирного тяготения)

физиология (Гарвей – открыл систему кровообращения)

математике (Декарт - создатель современной алгебраической символики и аналитической геометрии).

Лидерство ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

→научно-фантастические произведения (Сирано де Бержерак, его романы, в которых он раскрывает свою концепцию Вселенной и человека; высмеивает систему Птолемея; отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса; влияние идеологии либертинажа).

→новые способы художественного воплощения человека и его внутреннего мира (Корнель - симметрия сюжета, характеров, конфликта).

ВЕК ПРОТИВОРЕЧИЙ успехи Н.Р. сочетаются со скептицизмом (с 1 стороны, сомнение как инструмент познания, опирающийся не на авторитет и веру, а на разум; с 2 стороны – сомнение во всесилие научных знаний, в их абсолютной достоверности).

МИРООЩУЩЕНИЕ и МЕНТАЛИТЕТ эпохи противоречивый

1) одновременное сосуществование рассудочного (классицизм) и мистического (барокко).

2) религиозный фактор еще играет значительную роль в обществе (влияние янсенизма на Расина; преследования со стороны церкви ученых, философов и писателей). Но постепенно происходит постепенный СДВИГ «от религиозного сознания к светскому »

ЧЕЛОВЕК и БОГ как категории тоже воспринимаются противоречиво в 17 веке.

Изобретение ТЕЛЕСКОПА (1509 →Леонардо простейшие чертежи линзового телескопа; 1608 →Липперсгей построил телескоп) повлекло за собой ряд противоречивых последствий:

1) Вместо уютного небосвода, где по представлению религиозного человека, восседает Бог, пришла холодная и пустая бездна.

2) В этом покинутом Богом мире человек почувствовал себя одиноким и заброшенным и превратился в песчинку, затерянную во Вселенной.

3) Теперь опорой в случайностях жизни может быть только разум →Блез Паскаль «Человек – мыслящий тростник ».

С 1 стороны – слабость человека, подобного тростнику. С 2 стороны – величие человека, способного осмыслить и осознать свою слабость.

«Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас ». Б.Паскаль

***«Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

«Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает... Человек чувствует себя ничтожным, ибо понимает, что он ничтожен: этим он и велик». Б.Паскаль


БАРОККО

Термин

●странный, причудливый, безвкусный (итал)

●жемчужина неправильной формы, дословно «жемчужина с пороком» (португ)

Философская основа

●антиномия мир↔человек; действительность↔внутренний мир человека

●пессимистическое ощущение жизни (трагизм и дисгармония бытия)

Мотивы

●изменчивости, непостоянства, иллюзорности жизни

●мотив «жизнь есть сон » (Кальдерон) человек постоянно сомневается, находится ли он в состоянии сна или видит все наяву

Конфликт

●между лицом и маской

●быть и казаться

Тема и изобразительные средства

●тема иллюзии, кажимости

●мир как театр (театральность барокко)→декоративность и пышность изобразительных средств, их вычурность (метафоры, гиперболы, аллегории) *** искусство гипербол

● с другой стороны, барокко обладает «рассудочной экстравагантностью », сочетая в себе и эмоциональное, и рациональное (Аверинцев)

Художественные принципы

●«волновать и удивлять»

●дидактизм есть, но не такой прямолинейный, как в классицизме

●барочные лабиринты (композиция+конфликт), отказ от классицистической линейности

Барочные жанры

●трагикомедия (А.Арди)

●комический роман (Ш.Сорель «Комическая история Франсиона», Скаррон «Комический роман»)

●пасторальный роман (О.де Юрфе «Астрея»)

●поэзия либертенов (Т.де Вио, Сент-Аман)

Барочные течения

Испания (культизм и консептизм)

Франция (прециозная литература)

Англия (метафизическая школа)

КЛАССИЦИЗМ

Термин

в 19 веке в эпоху романтизма

Художественные принципы

●культ античности. Но, с 1 стороны - подражание, с 2 стороны – объект соревнования.

●барочные конфликты и противоречия пытается преодолеть путем отбора и классификации сюжетов, образов, тем, мотивов.

●влияние декартовских принципов (разделение трудностей→иерархия жанров).

●принцип правдоподобия (благопристойность, назидательность ситуаций и образов→«поучать, развлекая»).

●правило 3 единств

●линейная, логическая композиция

● «экономия средств выразительности » (отказ от метафор, гипербол, аллегорий)

иерархия жанров (высокие и низкие; трагические и комические).

НО! Теория и практика классицизма не вполне совпадали (К. пробовали свои силы и в низких жанрах – сатире, комедии, романе)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: