В Э К О Н О М И Ч Е С К У Ю Т Е О Р И Ю




Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙТЕОРИИ

 

1.1. ПРОСТЕЙШЕЕ ПОНИМАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЯ.

ХРЕМАТИСТИКА

Термин «ЭКОНОМИКА » впервые использовал греческий поэт Гесиод

(8 - 7 вв. до н.э.)

Экономика это соединение двух слов: «ОЙКОС » (дом, хозяйство) и «НО-МОС » (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ве- дения домашнего хозяйства.

В научный оборот этот термин был введён представителями древнегрече- ской экономической мысли Ксенофонтом (430 - 355 гг. до н.э.), написавшим труд под названием «ЭКОНОМИКОС », и Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.).

Аристотель науку о богатстве делил на: «ЭКОНОМИЮ » (совокупность потребительных стоимостей) и «ХРЕМАТИСТИКУ » (искусство делать деньги).

В настоящее время термин «ЭКОНОМИЯ » означает – сокращение затрат, бережливость при расходовании ресурсов.

Термин «ЭКОНОМИКА » в современных условиях используется в не- скольких значениях:

Во - первых, это народное хозяйство страны или его часть, включающая:

- отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.);

- хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.).

Во-вторых, это исторически определённая совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной дея- тельности, соответствующих данной ступени развития производственных сил и образующих определённую экономическую систему (рабовладельческая, фео- дальная, капиталистическая и другие экономики).

В-третьих, это научная дисциплина, занимающаяся изучением:

- деятельности людей, её законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономика);

- некоторых условий и элементов производства (экономика народо- населения, труда, управления и т.д.);

- отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономи-

ка животноводства, образования и т.д.).


В экономической литературе вы можете встретить более упрощённое оп- ределение:

ЭКОНОМИКА – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетво- рение потребностей людей и общества путём создания и использования необ- ходимых жизненных благ.

Различные стороны экономической жизни общества изучаются различ- ными конкретными экономическими науками (экономическая статистика, фи- нансы, бухучёт, экономика промышленности, сельского хозяйства, менедж- мент, маркетинг и т.д.), но все они строятся на основе науки, которую называ- ют ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ или просто ЭКОНОМИКОЙ.

Эта наука абстрагируется от отраслевой и региональной направленности, она рассматривает наиболее общие явления, процессы, категории, экономиче- ские законы и механизм их проявления, производственные отношения и их роль в обществе.

Вот поэтому она выступает базисной наукой для всей системы экономи- ческих наук.

 

1.2. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ И ЕЁ ВАЖНЕЙШИЕШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

Экономическая наука является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание учёных и всех образованных людей.

Вспомним, как А.С. Пушкин характеризовал своего героя Онегина…

 

«Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет… »

 

Большое внимание для изучения экономической науки объясняется тем, что это реализация объективной необходимости ПОЗНАНИЯ:

- мотивов поведения людей в хозяйственной деятельности;

- законов хозяйствования во все времена.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории не только не иссяк, но даже возрастает.

Это объясняется теми глобальными переменами, которые происходят во всём мире и в России в частности.

Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон, автор наиболее популярного учебника «Экономика» (т.1 стр. 6) писал:


«Для человека, который систематически не изучал экономическую тео- рию, представляет огромную трудность не только дать ответы на вопросы, по- ставленные жизнью, но и уже сама попытка обдумать их как следует. Он по- добно глухому, пытающемуся дать оценку музыкальному произведению».

Выпускники высших учебных заведений в современных условиях долж- ны уметь разобраться в широком круге экономических вопросов, оценить кон- сервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы само- стоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определённое миропонимание.

Эти задачи призваны решать ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории, который мы изучаем.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древ- него мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивили- зации.

Древнеиндийские Законы Ману (IV - III вв. до н.э.) отмечали существо- вание общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

В трудах древнекитайского мыслителя Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) указывалось на различие умственного и физического труда.

В трудах китайского философа Сюнь Цза (III в. До н.э.) высказывалась мысль о том:

- что все люди равны от рождения;

- «накопленным богатством» должны пользоваться все;

- люди из народа должны иметь право частной собственности на зем- лю.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции.

Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона, Аристотеля можно охарактеризовать, как теоретически исходные пункты современной эко- номической науки:

Например: – идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ;

– правильном обмене хозяйственных благ, как обмене экви- валентов.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Варрона (116 – 27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234 – 149 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. н.э.), Сене-ки (4 – 65 гг. н.э.), явились своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции:

- обосновывается необходимость рабства;

- Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому он осуждал рабство;

- Сенека выступал против ростовщичества.

Большой вклад в развитие экономической мысли внесло христианство:

- оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом;

- Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь»;


- в христианском учении изложены:

- принцип справедливой цены;

- социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собст- венности, богатства.

Все выше перечисленные взгляды, высказывания не представляют систе- матизированного учения об экономике.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв.

В этот период происходят:

- становление капитализма;

- зарождения мануфактуры;

- углубления общественного разделения труда;

- расширения внешних и внутренних рынков;

- интенсификация денежного обращения и т.д.

В этот период появляются школы и направления развития экономической науки, которые систематизировали экономические знания.

Первой такой школой является МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского

«мерканте» – торговец, купец).

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождест- вляли с деньгами.

Меркантилисты, для решения многих экономических вопросов предпола-


гали:


 

- запрещать вывозить благородные металлы;

- ограничивать импорт;

- поощрять хозяйственную деятельность, связанную с притоком в страну денег;

- продавать больше, а покупать меньше.

Всё это позволит обеспечить активный торговый баланс.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая ПОЛИТИКА


ПРОТЕКЦИОНИЗМА – направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путём введения:

- таможенных барьеров;

- ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капи- талов.


Особую популярность среди меркантилистов имели

1641) и Антуан де Монкретьен (1575 - 1621).


н Томас Ма


(1571 -


Монкретьен обессмертил своё имя тем, что ввёл в научный оборот тер- мин ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ.

Первая часть данного термина произошла от слова «политейя », что озна- чает государственное управление.


Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяй- ствования в рамках государства.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государ- ства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговли.

Первым проявлением русского меркантилизма можно считать взгляды: Ордин-Нащокина А.Л. (1605 - 1680)

Его взгляды:

- ратовал за централизованное государство помещиков и купцов;

- торговля это орудие развития экономики России и главный источ- ник казны и т.д.

Посошкова И.Т. (1652 - 1726)

Его взгляды:

- признавал получение прибыли внутри страны, а её величину ставил в зависимость от производительности труда и уровня зарплаты;

- процент должен устанавливаться законодательным путём в зависи- мости от прибыльности ремесла;

- источником богатства считал труд, как промышленности, так и в сельском хозяйстве;

- причиной «скудности» считал недостаточное развитие промыш- ленности, неудовлетворительное состояние торговли, слабость про- текционизма.

Ломоносова М.В. (1711 - 1765)

Его взгляды:

- всестороннее развитие общественного производства;

- разработка естественных богатств страны;

- рациональное размещение промышленности и строительство путей сообщения;

- обучение населения «ремесленным делом»;

- развитие торговли, как важнейшего фактора роста богатства стра- ны;

- государство рассматривал, как руководящую силу экономического развития.

Новым направлением в развитии экономической науки представлено ФИЗИОКРАТАМИ. Это выразители интересов крупных землевладельцев.

Термин «физиократы» образован от греческих слов «власть природы ». Главным основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694 - 1774) Его взгляды:

- источником богатства является труд в земледелии, превышение продукта произведённого над потреблением в сельском хозяйстве (это ограниченность его учения).

Следующим направлением развития экономической науки является КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Её представителями яв- ляются: Адам Смит, Давид Рикардо, Уильям Петти и др.


А.Смит (1723 - 1790). Основные идеи в его учении:

- минимальное вмешательство государства в экономику;

- рыночное саморегулирование на основе свободных цен, склады- вающихся в зависимости от спроса и предложения, свободной кон- куренции. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой»;

- показал значение разделения труда, как условия повышения его производительности;

- чётко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Д.Рикардо (1772 - 1823). Он показал:

- что единственным источником стоимости является только труд ра- бочего, который и лежит в основе доходов различных классов (зар- плата, прибыль, процент, рента);

- прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего;

- сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости ме- жду зарплатой и прибылью;

- раскрыл механизм дифференциальной ренты.

 

Русскими представителями классической экономической школы можно считать видного экономиста Н.С.Мордвинова (1754 - 1845) и известного госу- дарственного деятеля М.М.Сперанского (1772 - 1839)

Основные экономические взгляды Н.С.Мордвинова:

- создание развитой промышленности в России;

- превращение России в мощную аграрно-индустриальную страну;

- необходимость промышленного протекционизма для России;

- необходимость развития банков и кредитов для быстрого развития промышленности.

Основные экономические взгляды М.М.Сперанского:

- придать госбюджету законодательный характер;

- устранить бюджетный дефицит;

- подушные подати (денежный налог, взимаемый с крестьян) заме- нить подоходным налогом;

- создать центральный банк, выпустить кредитные деньги для ус- пешного развития всех отраслей.

Следующим направлением развития экономической науки является ПРОЛЕТАРСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ.

Наиболее выдающимися её представителями являются: немецкий мысли- тель-энциклопедист К.Маркс (1818 - 1883), его друг и соратник Ф ел.ьЭснг (1820 - 1895), русские представители М.А.Бакунин (1814 - 1876), Г ов.В.Плехан (1856 - 1918), В.И.Ленин (1870 - 1924).

Теоретическая концепция, созданная К рк.Мсоам и Ф.Энгельсом получи- ла название марксизм или теория научного социализма (коммунизма).


Основные идеи марксизма:

- сформулировано учение об общественно-экономических формаци- ях;

- раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения (противоречия), исторически переходящий характер капитализма, как формации;

- разработана теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учение о двойственном характере труда, во- площённого в товаре;

- учение о прибавочной стоимости;

-з дан анали эволюции форм собственности;

- раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда;

- дана общая характеристика капиталистической эксплуатации; В.И.Ленин. Основные заслуги В.И.Ленина в области политической эко-

номии:

- создал теорию империализма, как продолжение и развитие эконо- мической теории К.Маркса;

- создал учение о двух путях (типах) капитализма в сельском хозяй- стве;

- развил теорию необходимости существования политэкономии со- циализма;

- разработал вопросы об основных путях строительства социалисти- ческой экономики – индустриализация, кооперирование крестьян- ства и культурной революции;

- вопросы организации оплаты труда при социализме и т.д.

Во второй половине XIX в. была сформулирована ТЕОРИЯ МАРЖИНА-ЛИЗМА.

Представителями маржинализма являлись экономисты австрийской шко- лы: Карл Менгер (1840 - 1921), Фридрих Визер (1851 - 1926), Э.Бем-Баверк

(1851 - 1914), швейцарский экономист Леон Вальрас (1834 - 1910).

МАРЖИНАЛИЗМ – в переводе с английского, означает предельный. Теория маржинализма, представляющая экономику, как систему взаимо-

связанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи – использования предельных (минимальных и максимальных) крайних величин или состояний в связи с изменениями других явлений.

Например: теория предельной полезности показывает, насколько изменится удовлетворение в потреблении, при добавлении для потребления единицы такого же товара.

Главные критерии теории маржинализма:

- предельная полезность;

- предельная производительность;

- предельные издержки.


Маржинализм опирается на количественный анализ и использует эконо- мико-математические методы и модели.

Швейцарский экономист Л.Вальрас разработал модель ОБЩЕГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, в основе которой лежит анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений.

Исходя из этого положения маржинализма, его последователи рассматри- вали РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ, как систему, потенциально способную дос- тигнуть равновесия на основе спроса и предложения.

 

1.3. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА РУБЕЖЕТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Современная экономическая теория, известна под названием «ЭКОНО-

МИКС ».

Курс «экономикc» впервые начал читаться в Кембриджском университе- те А.Маршаллом в 1902 г.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории.

«ЭКОНОМИКС » – многозначительное понятие, характеризующее:

- специальную науку о принципах рыночного функционирования на микро-, мезо- и макроуровне;

- науку, носящую более прикладной характер по сравнение с маркси- стской политической экономией, имеющей более абстрактный ха- рактер;

- цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, вклю- чающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Эволюция терминов «ЭКОНОМИКА », «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНО-МИЯ », «ЭКОНОМИКС » и «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ » обусловлена исто-

рическими причинами, но по существу они являются названием одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процес- сы хозяйствования на различных уровнях взаимосвязи и взаимозависимости.

Меняются акценты, подходы, но наука остаётся той же – наукой об эко- номической жизни отдельных людей, группы и в целом общества.

Развитие любой отрасли знаний, в том числе и знаний по экономике, представляют собой последовательную смену научных направлений, в ходе ко- торых происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Сегодня можно выделить четыре важнейших направления экономической мысли:

- неоклассическое;

- кейнсианское;

- марксистское;

- институционально-социлогическое.


1. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Оно формирует субъективную теорию стоимости (в отличии от трудовой теории стоимости в классической политэкономии) и теорию равновесия.

Экономическое хозяйство рассматривается, как совокупность микроэко- номических агентов, желающих получить максимальную полезность при ми- нимальных издержках.

Исходным пунктом в этом анализе выступают:

- спрос и предложение;

- потребность и потребление.

Основными представителями этого направления являются А ар.шМалл, К.Кобб, П.Дуглас.

К неоклассическому направлению примыкают современные теории:

- монетаризма;

- либерализма.

а). МОНЕТАРИЗМ – теория стабилизации экономики, в которой главен- ствующую роль играют денежные факторы.

Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, нахо- дящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности госбюдже- та и установлению высокого кредитного банковского процента, товарную при- роду денег.

Крупнейший представитель новой монетаристской школы является лау- реат Нобелевской премии по экономике, американский учёный экономист М.Фридмен (1912).

В России с монетаристской теорией связано имя Егора Гайдара.

б). НЕОЛИБЕРАЛИЗМ – течение, согласно которому необходимо сокра- щать (или свести к минимуму) вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обес- печить её подъём и благосостояние населения.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист Л.Мизес (1881 - 1973) и А.Хайек (1899 - 1992).

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государст- венный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897 - 1977) создал тео-рию социально ориентированного рыночного хозяйства и воплотил её на прак- тике.

Основные положения этой теории:

- необходимость свободной цены и конкуренции;

- правильное сочетание спроса и предложения;

- равновесие экономики;

- государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хо- зяйстве и обеспечить социальную направленность в его развитии.


2. КЕЙНСИАНСТВО.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которо- го является Д.М.Кейнс (1883 - 1946), служит важнейшим теоретическим обос- нованием государственного регулирования развития рыночной экономики пу- тём увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

 

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять эконо- мические кризисы.

3. МАРКСИЗМ.

Третьим направлением современной экономической мысли, чрезвычайно популярным в ряде мировых стран до недавнего времени, был МАРКСИЗМ, который дополнен и несколько переработан советскими экономистами и эко- номистами стран бывшей мировой социалистической системы до 80-х годов XX в.

Основные положения этого направления изложены выше в направлении пролетарская политическая экономия.

4. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.

Четвёртым и всё более привлекающим внимание учёных в конце XX в. является ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Его представителями являются: Т.Веблен (1857 - 1929), Дж.Коммонс

(1862 - 1945), У тч.еМлил (1874 - 1948), Дж.Гэлбрейт (1908 -).

Название концепции происходит от латинского слова «институтум » – ус- тановление, устройство, учреждение.

Все его сторонники рассматривают экономику как систему, где отноше- ния между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономи- ческих и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы.

Понятие «институт» трактуется как: государство, корпорация, профсою- зы, конкуренция, монополия, налоги, устойчивый образ мышления, юридиче- ские нормы и т.д.

Исключительное место в концепции занимает проблема преобразования, трансформации современного общества.

Сторонники институционализма полагают, что ИТР ведёт к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции обще- ства от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному (неоиндустриальному) или информационному обществу.

НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ характеризуется отходом от абсолютиза- ции технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным про- блемам.

Главные идеи современного институционализма – переориентация постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. про- возглашается столетием человека.


Наши лучшие ЭКОНОМИСТЫ-ГЛОБАЛИСТЫ, которые исследуют про- цесс экономической эволюции, считают, что эволюция приведёт к образованию разных систем, которые будут представлять новую неоиндустриализацию, где наконец человек займёт подобающее ему главное, определяющее место.

 

Из выше изложенного, мы видим, экономическая наука постоянно со- вершенствуется, развивается и в настоящее время в её развитие огромный вклад вносят лауреаты Нобелевской премии.

 

/См. Герман Бурнаев. Экономика. Все Нобелевские лауреаты. Калининград. 2003 г./

 

ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

Экономия, хрематистика, экономика, экономическая наука, политическая экономия, экономикс, экономическая теория, меркантилизм, физиократы, клас- сическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, неоклассика, моне- таризм, неолиберализм, кейнсианство, институционализм, экономисты- глобалисты.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Кто впервые использовал термин «Экономика» и в чём его смысл?

2. Что представляют собой «экономия» и «хрематистика» данные Аристо- телем?

3. В чём суть значения «экономика»?

4. Почему экономическая теория является базисной наукой для всей систе- мы экономических наук?

5. Что нового в экономическую науку внесли представители древнего мира:

– Древнеиндийские «законы Ману»

– Древнекитайские мыслители: Конфуций, Сюнь Цза

– Древнегреческие мыслители: Ксенофонт, Платон

– Христианство.

6. Что нового в развитие экономической науки внесли:

– меркантилисты

– физиократы

– классическая политэкономия: А.Смит, Д.Рикардо, Н.С.Мордвинов

– пролетарская политэкономия: К.Маркс, В.И.Ленин

– маржинализм: К.Менгер, Ф.Визер, Бем-Баверк, Л.Вальрас.

7. Кто впервые в научный оборот ввёл термин «экономикс» и что изучает этот курс?

8. Что общего и отличительного в терминах: «экономика», «политическая экономия», «экономикс», «экономическая теория»?

9. Какие важнейшие направления в развитии экономической науки XX сто- летия вы можете назвать? Охарактеризуйте их.


Тема 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

2.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ

С развитием экономики как науки менялись и взгляды:

- на её предмет;

- и практическую функцию.

1. Так, МЕРКАНТИЛИСТЫ, отражавшие интересы торговцев эпохи пер- воначального накопления капитала:

- предметом научных исследований считали НАЦИОНАЛЬНОЕ БО-ГАТСТВО;

- источником богатства объявлялась ТОРГОВЛЯ;

- основная функция этого учения сводилась к АКТИВИЗАЦИИ ТО-ВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ, привлечению в страну золо- та и серебра;

- главный практический вывод из этого учения – НЕОБХОДИМОСТЬВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ГОСУ-ДАРСТВА, которое играет важнейшую роль в хозяйственной жиз- ни.

2. Школа ФИЗИОКРАТОВ: - (родоначальник Ф. Кенэ)

- предметом научных исследований считали СФЕРУ ПРОИЗВОД-СТВА (в отличие от меркантилистов – рассматривавших сферу об- щения);

- источником богатства считали только ТРУД В СЕЛЬСКОМ ХО-ЗЯЙСТВЕ;

- практическая функция данной науки сводилась к СТИМУЛИРО-ВАНИЮ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗ-ВОДТСВА;

- главный практический вывод – состоял в утверждении НЕОБХО-ДИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТ-ВА в естественный ход развития экономики.

3. Представители английской КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫПОЛИТЭКО-НОМИИ (А. Смит, Д. Рикардо);

- предмет политэкономии расширили до исследования условий произ- водства, накопления и распределения национального богатства;

- источником богатства считали А ВССЕЛИОТР МАТЕРИАЛЬНОГОПРОИЗВОДСТВА (промышленность, сельское хозяйство, строи- тельство, лесное хозяйство и др.);

- практическая функция сводилась К ОСОНБОВАНИЮ ФАКТОРОВ увеличения национального богатства путем:

- углубления общественного разделения труда;

- расширения производства;

- роста занятости и производительности труда;


- сведения к минимуму доли госрасходов в национальном доходе;

- практический выводПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЛЮБЫХ ФОРМВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА в естественный ход рыночных процессов.

4. МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ в соответствие с классовым подходом к анализу общественной жизни обосновала:

- предметом исследования являются ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТ-НОШЕНИЯ, основу которых составляют ОТНОШЕНИЯ СОБСТ-ВЕННОСТИ.

Из системы производственных отношений (производство, распреде- ление, обмен, потребление) выводились: экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата, господство административно – командной системы хозяйствования.

- производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения, взаимосвязи между людьми в процессе производства распределения, обмена и потребления жизненных благ.

К. Маркс и Ф. Энгельс писали: (т.6 с. 441) – “В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рам- ках этих общественных связей и отношений существует их отно- шение к природе, имеет место производство.”

- практическая функция марксизма сводилась к необходимости вскрыть органически присущие капитализму недостатки и проти- воречия, обосновать объективность экономической и политической борьбы пролетариата для достижения своей цели;

- практический вывод из этого учения – замена капитализма социа- лизмом, неизбежность пролетарской революции.

Развитие марксизма в ХХ в. привело к возникновению ПОЛИТЭКО-НОМИИ СОЦИАЛИЗМА – которая носила чисто теоретический характер, в результате чего произошел отрыв теории от практики.

5. Следующим направлением исследования экономической науки являет- ся МАРЖИНАЛИЗМ:

- предметом политической экономии считали поведение индивидуу- мов и социальных институтов (фирм, групп людей и т. д.), пути и средства достижения ими своих целей;

- практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно – экономической ситуации;

- главный практический вывод – обоснование экономической полити- ки фирмы.

С политикой маржинализма связано появление раздела экономики –

МИКРОЭКОНОМИКИ.


6. А. Маршалл – объединив основные положения КЛАССИЧЕСКОЙПОЛИТЭКОНОМИИ И МАРЖИНАЛИЗМА, определял предмет экономиче- ской теории или политической экономии как исследование нормальной жизне- деятельности человеческого общества: исследованию богатства и частично че- ловека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействию.

В этом исследовании выделяется роль человека в экономике.

7. Согласно КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЕ;

- предметом экономики становится ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НА-ЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ как единого целого;

- практическая функция видится в РАЗРАБОТКЕ ЭКОНОМИЧЕ-СКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА;

- главный практический вывод – необходимость СТИМУЛИРОВА-НИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА населения и частного предприни- мательства.

8. Пол Самуэльсон рассматривает экономику как науку о путях исполь- зования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтерна- тивные способы применения или достижения поставленных целей.

9. В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, экономическая теория определяется как общественная наука об отношениях между людьми по эффектному использованию ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей людей, всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Из вышеизложенного мы видим, что предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Поэтому, при изучении предмета экономической теории, с целью более четкого её осмысления целесообразно выделить:

- сферу исследования – экономическая жизнь, или сфера, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

- объект исследования – экономические явления и процессы;

- субъект исследования – человек, герйуппа люд, государство;

- предмет исследования – жизнедеятельность «ЭКОНОМИЧЕСКОГОЧЕЛОВЕКА» (А.Смит) – то есть ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ человека, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся;

- основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообу- словленность, то есть раскрыть систему экономических процессов и законов.

В этом отличие от конкретных экономических дисциплин(экономика строительства, транспорта и т.д.).


2.2. РАЗДЕЛЫ(УРОВНИ) ЭКОНОМИКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: