Этапы разработки маркетинговой стратегии
· Исследование состояния рынка
· Оценка текущего состояния
· Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании,
· Постановка целей маркетинговой стратегии
· Сегментация рынка и выбор целевых сегментов (исследование потребителей)
· Анализ стратегических альтернатив и выбор маркетинговой стратегии
· Разработка позиционирования
· Предварительная экономическая оценка стратегии и инструменты контроля
Исследование состояния рынка и внешней среды
Анализ рынка состоит из следующих элементов:
· определение границ рынка;
· оценка емкости рынка;
· определение рыночной доли компании;
· первичная оценка уровня конкуренции на рынке;
· тенденции развития рынка.
Главный инструмент анализа рынка - маркетинговые исследования (кабинетные и полевые)
Анализ внешней макроэкономической среды:
· Макроэкономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости, распределение доходов населения, изменяющиеся демографические условия и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
· Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
· Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение новых IT-технологий в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию.
|
· Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
· Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Оценка текущего состояния
Основные задачи этапа:
· анализ экономических показателей (финансовые результаты, структура и величина издержек компании, инвестиционные возможности);
· анализ производственных возможностей (технологические возможности и ограничения, потенциал производства);
· аудит системы маркетинга (оценка эффективности затрат на маркетинг, системы сбора и использования маркетинговой информации, ограничения маркетингового бюджета и коммуникаций);
· портфельный анализ для стратегических бизнес-единиц и продуктовых линеек (ABC-анализ, определение стадий жизненного цикла продуктов, матричные методы портфельного анализа: матрица БКГ, матрица МКК (MCC), матрица GE/McKinsey и т.п.);
· SWOT-анализ;
· разработка прогноза (перспективы развития фирмы при существующем положении).
Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании
|
Анализ конкурентов состоит из следующих элементов:
· выявление конкурентов компании;
· оценка их рыночной доли;
· определение целей конкурентов;
· определение стратегий конкурентов;
· оценка сильных и слабых сторон конкурентов;
· оценка спектра возможных реакций конкурентов;
· выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать.
Подробнее
Постановка целей
Предыдущие этапы разработки маркетинговой стратегии позволяют произвести оценку текущего состояния компании и рынков, на которых она присутствует. Далее должно быть сформулировано желаемое видение будущего состояния компании и ее позиций на рынке. Это видение и является целью в рамках маркетинговой сратегии.
Основные задачи этапа:
· выдвижение целей (выявление подлежащих решению задач);
· оценка целей (определение необходимости решения задач);
· установление иерархии целей.
Цели маркетинговой сратегии должны быть увязаны с миссией и целями компании в целом. Цели должны быть выстроены в структуру в виде дерева, где достижение всех нижестоящих целей в совокупности дает достижение вышестояей цели.
Подробнее о целеполагании
Сегментация рынка и выбор целевых сегментов
Основные задачи этапа:
· сегментация рынка, т. е. выделение конкурентных целевых сегментов рынков;
· выбор времени и метода выхода на целевые сегменты.
Подробнее о сегментации