Тео-бриф лекции.
Вообще мультимедиа появилось достаточно давно, по сути, с появлением письменности. Само по себе слово «медиа», если абстрагироваться от слишком научных объяснений, означает «способ коммуникации», то есть процесс передачи информации. Отсюда следует величайшее заблуждение отечественных специализированных переводчиков, трактующих это слово как СМИ. На самом деле к медиа относятся книги, кино, музыка и т.д.
Исторически выделяют пять способов коммуникации, каждому из них свойствен свой исторический период возникновения и активного использования (Breton, Proulx, 2002):
Жест (появился раньше всех в эпоху первых родовых общин и первых совместных поселений человека) кодирует информацию конкретную и относящуюся к данному моменту.
Речь (появилась позднее для активных коммуникаций внутри родовых сообществ) кодирует информацию, в том числе абстрактную (переживания, воспоминания и т.д.).
Изображение (появилось с первыми наскальными рисунками) представляло собой попытку зафиксировать для последующих поколений информацию. Это первый материальный носитель информации.
Музыка (появляется почти одновременно с речью) в свое время кодировала информацию, то есть ритуальные танцы, гимны и т.д. представляли собой способ коммуникации. Сегодня музыка в значительной степени утратила способ коммуникации и используется в первую очередь как способ получения эстетического наслаждения, а не информации.
Письменность (появляется, по сути, с образованием первых централизованных государств Древнего мира) дала начало культуре, так как позволяет сохранять информацию для потомков и накапливать ее.
С появлением речи медиа стали мультимедийными, потому что в чистом виде речь существует лишь в форме аудиозаписей, а в быту всегда сопровождается иными формами коммуникации
|
– изобразительной (человек использует гримасы, способы визуального пояснения), основанной на жестах и т.д. (человек подкрепляет свои слова жестами). Музыка изначально представляет собой мультимедийный способ коммуникации, так как является сочетанием речи и пластики (жеста). Самый сложный способ – это письменность, так как именно он наиболее абстрактен. Письменный
текст всегда абстрагирован от автора (он не присутствует в момент прочтения) и от аудитории (он всегда направлен к виртуальной, непостижимой автором непосредственно публике). Именно поэтому
письменный текст для его коммуникации прибегает к отдельной
форме коммуникации – носителю. Им может быть бумажный носитель, электронный носитель (электронный текст) и т.д. Об этом как раз и пишет известнейший канадский автор, предвосхитивший «новые медиа», – Маршалл Маклюэн:
«Личностные и социальные последствия любого средства коммуникации… вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением или новой технологией в наши дела… «Содержанием» любого средства коммуникации всегда является другое средство коммуникации.»
Содержанием письма является речь, точно так же, как письменное слово служит содержанием печати, а печать – содержанием телеграфа» (Маклюэн, 2007, с. 9-10).
Средства массовой информации всегда исторически отдавали предпочтение какому-то одному основному средству коммуникации: газета – письменности (реже – изображению); радио – устной речи, а телевидение – изображению. Именно поэтому с появлением каждого нового типа СМИ старые СМИ не умирали (вопреки прогнозам многих ученых, предрекавших, например, смерть газеты в связи с появлением радио).
|
Однако всерьез говорить о мультимедиа начали только в последние 20 лет в связи с прогрессом именно компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как
способа трансляции. Дело в том, что именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя, например,
компакт-диска, разные, ранее необъединимые средства коммуникации – визуальную, текстовую и звуковую (речевую).
Сегодня Вы через Интернет, электронную почту, через телевизионную кабельную сеть или просто на компакт-диске можете с одинаковой легкостью получать доступ к текстовой, визуальной и звуковой информации. И это уже не просто способ передачи информации. Это среда, в которой видео становится продолжением текста, а звук иллюстрируется картинками.
Говоря о мультимедиатизации СМИ, правильно будет вспомнить еще один термин – «конвергенция». Чаще всего, употребляя этот термин, приводят цитату известного американского ученого – профессора Массачусетского технологического университета Итьеля де Сола Пула:
«Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» (Pool, 1987, p. 19).
Что на практике означает это самое «стирание границ»? На каком уровне эти границы исчезают? Очевидно, что границы могут исчезать как на этапе производства медиасообщений, так и на этапе их приема. Норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул наиболее полно выразили этот термин конвергенции, выделив как минимум шесть ее интерпретаций.
|
Каждая из этих интерпретаций рассматривает особый аспект медиаконвергенции.
Итак:
Конвергенция сетей предполагает превращение аналогового сигнала в цифровой, делая, таким образом, абсолютно безразличным то, какие данные и какой вид коммуникационного сообщения транслировать. Примером здесь может выступать
появление современных цифровых кабельных телевизионных сетей, которые позволяют транслировать не только телевизионную картинку, но и, например, компьютерные данные, предоставляя доступ в Интернет, а также к телефонной цифровой связи.
Конвергенция терминалов предполагает объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации. Понятно, что конвергенция терминалов становится возможной благодаря конвергенции сетей, то есть тому, что цифровой контент может представлять собой любой вид коммуникации.
Компьютер, безусловно, стал таким конвергентным терминалом. Однако к ним относятся и современные наладонные миникомпьютеры, и ноутбуки, и многофункциональные телевизионные приставки, позволяющие не только смотреть кабельные каналы по телевизору, но и получать доступ к Интернету, листая электронные газеты на экране телевизора.
Конвергенция услуг предполагает, что на базе цифровых сетей и терминалов появляются совместные услуги, совершенно различные по своей сути, но предоставляемые одним и тем же «электронным» способом. Сюда относятся службы коротких сообщений в мобильной телефонии, чаты, блоги и иные виды услуг, а также услуги доступа к электронной почте через телевизор посредством пульта к телевизионной приставке.
Конвергенция рынков вытекает напрямую из конвергенции терминалов, сетей и услуг и приводит к тому, что телекоммуникационные компании сегодня активно играют на медиарынке (открывая собственные телеканалы, например), свидетельство чему мы постоянно находим в новых и новых сделках, в ходе которых компании телекоммуникационного рынка сливаются с компаниями медиарынка (например, слияние концерна «Time Warner» и интернет-провайдера AOL).
Конвергенция жанров и форм предполагает, что в результате сочленения различных медиаплатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе интернет-порталов) жанры, ранее свойственные какой-либо одной медиаплатформе, проникают
ассимилируются с другими (например, возникло понятие «интернет-колонка»).
Конвергенция регулирования напрямую вытекает из конвергенции рынков, так как в результате возникновения совместных рынков, власти вводят регулирующие процедуры, общие для всех этих больших рынков. Именно поэтому в нашей стране, кстати, мы наблюдали в последние 5 лет процесс постепенного сочленения разных министерств (массовых коммуникаций и связи) в одно большое министерство. Схожие процессы наблюдались в Евросоюзе, который предложил регулировать отныне не каждый конкретный вид коммуникации отдельно, а горизонтально (Fagerjord, Storsul, 2007).
Чрезвычайно важно понимать, таким образом, что мультимедиатизация контента средств массовой информации на самом деле не происходит только на уровне распространителя сообщений (то есть самой редакции СМИ). Она присутствует и на уровне каналов передачи информации, потребителей и их повседневных практик, абонентских устройств, предназначенных для потребления медиасообщений, и, наконец, самих передаваемых сообщений.