Рис. 14.7. Кривая состояния равновесия национальной экономики
(общего экономического равновесия)
Национальный выпуск продукции (YЕ) и уровень цен (РЕ) устанавлива- ются на таком уровне, при котором покупатели готовы потребить то, что про- давцы готовы реализовать.
Формируемый таким образом объём производства и уровень цен опреде- ляют: занятость, безработицу и чистый экспорт.
Кривые AD и AS иллюстрируют определение совокупного выпуска и общего уровня цен при неизменности таких параметров как: денежная масса, налогово-бюджетная политика и запас капитала.
Резкие изменения совокупного спроса и предложения – ШОКИ – приво- дят к отклонению объёмов выпуска и занятости от потенциального уровня.
ШОК СО СТОРОНЫСПРОСА – возникает вследствие резкого измене- ния предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инве- стиционного спроса и т.д.
ШОКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – обусловлены резкими скачками цен на ресур- сы, стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможным уменьшениям потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве, значительным ростом затрат на экологию и т.д.
14.3. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ В МАСШТАБЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удов- летворения материальных и духовных потребностей людей.
Структура расходов у различных групп населения различна. Удельный вес затрат на питание больше у тех, у кого расходы наименьшие (от 50 до 100%), наименьший у богатых (20%).
В реальной жизни нет ни людей, ни семей, которые тратили бы свои деньги одинаковым образом, поэтому в экономической теории используется так называемая КАЧЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ – это усредненная модель расходов людей с различными уровнями доходов, построенная на осно- ве исследований бюджетов семей.
Эта модель называется ЗАКОНОМ ЭНГЕЛЯ (немецкий статистик (1821- 1896)).
В потреблении имеют приоритеты следующие группы расходов по сте- пени их желаемости для семьи:
– питание, одежда, жильё, транспорт, медицина, образование, сбереже- ния.
По мере роста доходов:
– увеличиваются расходы на питание в абсолютной величине, но уменьшается их удельный вес (богатые не едят больше, (существу- ют биологические границы), они питаются лучше и приобретают более качественные товары);
– постоянные остаются: расходы на жильё, одежду;
– растут расходы на отдых, развлечения, удельный вес их быстро уве- личивается.
Весьма быстро по мере роста доходов растут сбережения.
СБЕРЕЖЕНИЯ – это часть дохода, которая не потребляется, остаётся не- использованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливаются.
Сбережение как экономический процесс связано с инвестированием.
Для понимания того, как сбережения и инвестиции определяют уровни национального производства и занятости, Дж. Кейнс вводит понятия:
– ФУНКЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ – отношение потребления и дохода и их движение; она показывает, какую сумму семья расходует на потребление из общей массы своих расходов.
– ФУНКЦИИ СБЕРЕЖЕНИЯ – отношение сведений и дохода и их дви- жение. Она показывает, – какая часть дохода идет на сбережение.
КАКИЕ ФАКТОРЫОПРЕДЕЛЯЮТ ФУНКЦИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ?
1. РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД– это доход после уплаты всех налогов, первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов.
Yd=Y-T
где Y – полученный доход; T – налоговые выплаты.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА утверждала, что высокие процентные ставки поощряют сбережения в ущерб потреблению.
ДЖ. КЕЙНС считал, что процентные ставки не играют значительной ро- ли в определении объема и структуры потребления.
2. СРЕДНЯЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ – отношение потребле- ния (С) к доходу располагаемому. (Yd) – уменьшается по мере роста дохода.
АРС=С/Yd.
3. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ () – доля потребле- ния в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода.
МРС= D С/ D Yd.
Согласно теории Кейнса, по мере увеличения располагаемого дохода рас- тут доходы на потребление. Однако доля прироста располагаемого дохода не всегда используется полностью на потребление.
КАКОВЫОБОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ СКЛОН-НОСТИ К ПОТРЕБЛЕНИЮ?
Во-первых, – функция потребления применима для групп населения с низким и средним доходом. Они взвешенно подходят к распределению допол- нительного дохода на потребление и сбережение.
У кого высокие доходы, рост дополнительного дохода приводит к росту сбережений.
Во-вторых, потребление зависит от доходов только в той мере, в какой он распространен в данной среде проживания.
Малодоходные группы стремятся обеспечить свой уровень жизни срав- нимый с группой-эталоном, а это сокращает их сбережения.
В-третьих, при росте доходов сбережение возрастает быстрее, чем по- требление, а при уменьшении доходов сбережение сокращается ещё быстрее.
КАКИЕ ФАКТОРЫОПРЕДЕЛЯЮТ ДИНАМИКУ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСБЕРЕЖЕНИЯ?
– доходы домашних хозяйств;
– богатство, накопление в домашнем хозяйстве;
– уровень цен;
– экономические ожидания;
– уровень налогообложения;
– величина потребительской задолженности и т.д.
14.4. ИНВЕСТИЦИИ. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬК ИНВЕСТИРОВАНИЮ
ИНВЕСТИЦИИ представляют собой расходы на расширение и обновле- ние производства связанные с введением новых технологий, материалов и дру- гих орудий и предметов труда.
Роль инвестиций в развитии макроэкономики неоднозначна:
Во-первых, колебания в инвестициях оказывают влияние на динамику совокупного спроса, а следовательно, и на объем национального производства и занятость населения;
Во-вторых, инвестиции ведут к накоплению капитала, определяют про- цесс расширенного воспроизводства. Поэтому надо инвестировать в новейшие технологии, а если они будут вложены в устаревшее оборудование, то они мо- гут оказать отрицательное влияние.
В-третьих, нерациональное использование инвестиций ведет к заморажи- ванию производственных ресурсов, а следовательно, и к сокращению объемов национального производства.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫИНВЕСТИЦИЙ:
1 – производственные инвестиции;
2 – инвестиции в товарно-материальные запасы; 3 – инвестиции в жилищное строительство.
ИНВЕСТИЦИИ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:
1. – на РЕАЛЬНЫЕ (прямые) вложенные в производство и взятые в производственных ценах;
2. – ПОРТФЕЛЬНЫЕ (финансовые), вложенные в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные с титулом собственности и даю- щие право на получение дохода от собственности.
РАЗЛИЧАЮТ ВАЛОВЫЕ И ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.
ВАЛОВЫЕ инвестиции – это затраты на замену изношенного оборудова- ния и на расширение производства. Они учитывают в ВНП. Если из валовых инвестиций вычесть амортизацию, то получим ЧИСТЫЕ инвестиции и расходы на покупку нового оборудования.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКУ ИНВЕСТИЦИЙ:
1 – ожидаемая норма чистой прибыли; 2 – реальная ставка процента;
3 – уровень налогообложения;
4 – изменения в технологии производства; 5 – динамика совокупного дохода.
|
, инвестиции)
Рис. 14.8. Равновесие между сбережениями и инвестициями
Точка Е означает равновесие между сбережениями и инвестициями. Из этого мы видим:
ИНВЕСТИЦИИ есть функция нормы процента: I = I (r), причем эта функ- ция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень ин- вестиций.
СБЕРЕЖЕНИЯ есть функция нормы процента S = S (r). Эта функция воз- растающая. (Чем выше норма процента тем больше сбережения).
Зависимость инвестиций от дохода может быть охарактеризована ПРЕ-ДЕЛЬНОЙ СКЛОННОСТЬЮ к ИНВЕСТИРОВАНИЮ:
Y = D I
D Y
Где: Y – предельная склонность к инвестированию; D I - изменение ве-
личины инвестиций; D Y – прирост дохода.
Определить равновесный уровень национального дохода с помощью кейнсианской теории можно двумя способами:
1 – на основе равенства сбережений и инвестиций; 2 – на основе потребления и инвестиций
(модели «национальный доход – совокупным доходам»).
Рассмотрим эти два способа (рис.14.9, 14.10).
ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
м
Рис. 14.9. Гафик уровеня НД (сбережения и инвестиции находятся в равновесии)
На оси абсцисс отложим уровень национального дохода (НД), на оси ор- динат – сбережения (S), и инвестиции (I).
Линия I означает неизменный объем инвестиций при любом уровне НД. (Инвестиции независимы от НД, они заданы автономно).
В практике, ситуация складывается чаще всего так, что растущий объем НД приводит к росту инвестиций.
Из графика видно, что по мере роста НД сбережения увеличиваются. В точке Е линии I и S пересекаются, а размер национального дохода ON и есть тот уровень, на котором сформировалось равновесие между инвестициями и сбережениями.
Но этот уровень НД не обеспечивает полной занятости и линии FF. Эта ли- ния проходит правее точки пересечения S и I. Это соответствует кенсианскому утверждению, что равновесие НД может быть при неполной занятости.
Точка N означает то состояние равновесия национального дохода, к кото- рому будет стремится экономика страны всякий раз, когда равновесие между I и S будет нарушаться.
ВТОРОЙ СПОСОБ.
Как выяснили мы уже раньше, национальный доход используется по двум основным каналам: на ПОТРЕБЛЕНИЕ и ИНВЕСТИЦИИ (Y = C+1).
СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ – это расходы на личное потребление (С) и на производительное потребление (I).
Рис. 14.10. График уровня НД и совокупных расходов
В условиях стагнации (застоя или низкого роста) экономики уровень склонности к потреблению невысок и уровень национального дохода, соответ- ствующий равенству доходов и расходов (на личное потребление), устанавли- вается в точке S0, т.е на уровне нулевого сбережения.
Если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, то линия С
сдвинется вверх по вертикале и займет положение С+1.
Теперь кривая С+1 пересечет линию Е. В этой точке объем НД будет ра- вен ON. Точка N приблизилась к точке F, т.е. тому уровню НД, который соот- ветствует полной занятости.
Чем больше инвестиции, тем выше поднимается кривая С+1 и тем ближе уровень полной занятости.
Если государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществлять различные расходы, то кривая С+1 превратится в кривую С+1+G, где G – госрасходы. Она сдвинется вверх и произойдет увеличение за- нятости. В этом положительная роль государства в снижении безработицы.
А если к этому добавить и иностранные операции, то это создаст благо- приятные условия роста национального дохода и роста занятости (С+1+G+Xn).
МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР
Наращивание инвестиций ведет к росту национального дохода и способ- ствует достижению полной занятости ещё и в силу определенного эффекта, ко- торый называется ЭФФЕКТОМ МУЛЬТИПЛИКАТОРА (множитель).
Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение инве- стиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на ве- личину большую, чем первоначальный рост инвестиций.
Это положение можно сравнить с камнем брошенного в воду. Он вызы- вает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
На понятии предельной склонности к потреблению базируется теория мультипликатора Кейнса.
Под МУЛЬТИПЛИКАТОРОМ в теории Кейнса понимается коэффици- ент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций:
Kk × D I = D Y
где КК – мультипликатор (множитель) Кейнса; D I – увеличение инве-
стиционных расходов;
Отсюда:
D Y – общее изменение совокупного дохода.
K = D Y
K D I
ЭФФЕКТ АКСЕЛЕРАТОРА состоит в том, что масштабы инвестировать- ся в году Z зависят от увеличения ВНП в году Z-1 по сравнению в годом Z-2.
где Iz– объем инвестиций в году Z; А – акселератор; ВНП в t-1 году.
D Yt-1 – прирост
Следовательно, эффект акселератора связывает масштабы инвестирова- ния в данном году с изменением уровня экономической активности в прошлом периоду.
Сочетание данных эффектов дает возможность проследить во времени ВЗАИМОСВЯЗЬ экономических явлений, таких как увеличение потребления и дохода благодаря инвестиционным расходам, и обратное взаимодействие на инвестирование изменений в доходах и потреблении.
Два подхода к распределению совокупного дохода.
ПЕРВЫЙ ПОДХОД – ТРАДИЦИОННЫЙ (доход и богатство нации рас- тут в том де темпе, что и накопление капитала, стремление сберегать – главная причина общественного прогресса, значит нужно поддерживать склонность к сбережению).
ВТОРОЙ ПОДХОД – КАЙНСИАНСКИЙ (увеличение склонности к сбе- режению ведет к уменьшению склонности к потреблению, к сокращению со- вокупного производства и росту безработицы, падению уровня ВНП – это сущ- ность парадокса бережливости, поэтому правильная политика стимулирования не сбережений, а поддержание совокупного спроса в условиях неполной заня- тости в экономике).
Традиционный Кейнсианский Подход Подход
Доход Доход
Потребление Сбережение Потребление Сбережение Инвестиции Сокращение спроса
Рост производства Сокращение
и дохода производства и дохода
Рис. 14.11. Два подхода к распределению совокупного дохода
ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ
Общее экономическое равновесие, идеальное и реальное равновесие эко- номики, совокупный спрос, кривая совокупного спроса, совокупное предложе- ние, кривая совокупного предложения, рынок товаров и услуг, эффект про- центной ставки, эффект богатства, эффект импортных покупок, шоки спроса и предложения, потребление, функция потребления, средняя склонность к по- треблению, предельная склонность к потреблению, «качественная модель по- ведения» (закон Энгеля), сбережения, функция сбережения, средняя склонность к сбережению, предельная склонность к сбережению, факторы определяющие динамику потребления и сбережений, инвестиций, их типы и виды (реальные, портфельные, валовые, чистые), факторы определяющие динамику инвестиций, равновесие сбережений и инвестиций, два способа определения равновесного уровня национального дохода, мультипликатор, акселератор, традиционный кейнсинский подход к распределению совокупного дохода.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Равновесное функционирование национальной экономики.
– Охарактеризуйте общее экономическое равновесие (идеальное, ре- альное), чем оно отличается от частного равновесия.
2.Рынок товаров и услуг.
– Что такое рынок товаров и услуг;
– Совокупный спрос, и факторы его определяющие;
– Три эффекта в экономике, вызывающий изменение общего уровня цен: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импорт- ных покупок;
– Совокупное предложение;
– Три вида кривой совокупного предложения: долгосрочная, кратко- срочная, обобщенная (кейнсианский и классический отрезки кривой);
– Шок спроса и шок предложения;
3.Потребление и сбережение в масштабе национальной экономики.
– Потребление, закон Энгеля;
– Сбережения, функции потребления и сбережения;
– Факторы определяющие функцию потребления;
– Три дополнительных обстоятельств ограничивающий предельную склонность к потреблению (с низким доходом, среда проживания, рост и уменьшение дохода).
– Факторы определяющие динамику потребления и сбережения.
4.Инвестиции. Предельная склонность к инвестированию.
– Инвестиции, роль их в развитии экономики;
– Типы инвестиций;
– Инвестиции: реальные, портфельные, валовые, чистые;
– Факторы определяющие динамику инвестиций;
– Инвестиции и сбережения и их функции;
– Способы определения уровня национального дохода на основе кей- синской теории равенство сбережений и инвестиций.
– Мультипликатор и акселератор;
– Два подхода к распределению совокупного дохода: традиционный и кейнсинский.
Тема 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫИ НАЛОГИ.БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
15.1. ГОСУДАРТСВЕННЫЕ РАСХОДЫИ ГОСУДАРТСВЕННЫЙБЮДЖЕТ
Под ГОСУДАРСТВЕННЫМИ расходами понимаются расходы на содер- жание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ товаров и услуг это: строительство за счет бюджетов школ, медучреждений, дорог, объектов культуры, закупки сель- хозпродуктов, военной техники, образцов уникальных изделий, внешнеторго- вые закупки и т.д.
Государственные расходы играют значительную роль в социально- экономическом развитии общества. Но превышение расходов сверх разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной эко- номике и чрезмерному дефициту госбюджета.
Государственные расходы выступают в форме:
- государственного заказа, который распределяется на конкурент- ной основе;
- строительство за счет капитальных вложений;
- расходы на оборону, управление и т.д.
Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ФИНАНСЫИ ФИНАНСОВАЯСИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов).
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны (в России – Государственной Думой), регио- нальными и местными законодательными органами.
Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную коньюктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.
Важнейшими функциями госбюджета являются: распределительная и контрольная.
КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ проявляется в проведении контролирую- щих мер за процессом формирования и использования денежных средств в раз- личных структурных звеньях экономики.
Осуществляют контрольную функцию:
- налоговые инспекции;
- налоговая полиция;
- государственное казначейство;
- центральный банк и т.д.
Государственный бюджет занимает центральное место в системе госу- дарственных финансов.
ФИНАНСЫ – система сложившихся в обществе экономических отноше- ний по формированию и использованию фондов денежных средств или финан- совых ресурсов через особые фонды и учреждения.
Финансы охватывают:
- государственные финансы;
- финансы предприятий, корпораций;
- финансы населения. Государственные финансы состоят из:
- государственного бюджета;
- внебюджетных фондов.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – это денежные средства, имеющие целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный дорожный фонд, федеральный экономический фонд и т.д.
В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов. Эти фонды являются:
- самостоятельными юридическими лицами;
- имеют центральные и территориальные органы управления;
- самостоятельные источники поступления средств и свое целевое использование.
От финансов следует отличать финансовую систему, которая охватывает многочисленные институты государственных и частных финансов, действую- щих в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначе- ния (рис. 15.1).
Финансовая система
Финансы предприятий, учреждений, организаций
Государственные финансы
Финансы страхования
Финансы системы кредитования
|
Финансы уч- реждений и организаций, осуществляю- щих неком- мерческую деятельность
Финансы об- щественных объединений
Социальное страхование
Банковская система
Личное стра- хование
Парабан ковск-ая система
Имуще- ственное
|
Государствен- ный бюджет
Государтсвен- ный кредит
Внебюджетные фонды
Рис. 15.1. Структурная схема финансовой системы РФ
Государственная бюджетная система России включает в себя три звена:
1) федеральный бюджет РФ;
2) бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований (бюджеты республик, краев, об- ластные бюджеты, бюджеты автономных областей и округов, и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
3) местные (региональные) бюджеты.
Вcе эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет зако- нодательно определенный источник доходов, и направления расходования средств.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государ-ственный (федеральный) бюджет.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для со-
держания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Государственный бюджет состоит из доходов и расходов (табл.15.1).
Таблица 15.1
Статья бюджета | Доля, % |
Расходы Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели............................................... Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в ин- фраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных про- грамм.............................. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам......................... Административно-управленческие расходы: содержание пра- вительственных органов, полиции, юстиции и проч....... Платежи по государственному долгу...................... Доходы Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор)......................................... Неналоговые поступления: доходы от государственной собст- венности, государственного сектора в экономике, государст- венной торговли............................... Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.................. | 40-50 10-20 10-20 5-10 до 7-8 75-85 5-8 10-12 |
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Идеальное использование государственного бюджета, это превышение доходов над расходами. Это называется ПРОФИЦИТОМ.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию БЮДЖЕТ-НОГО ДЕФИЦИТА.
Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% ВВП.
Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фондов страхования по безработице, пенсионного фонда), а также путем до- полнительной эмиссии денег.
Последствия такой эмиссии общеизвестны:
- развивается неконтролируемая инфляция;
- подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций;
- раскручивается спираль «цена - заработная плата»;
- обесцениваются сбережения населения;
- воспроизводится бюджетный дефицит.
В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмис- сии государство получает особый доход (доход от печатания денег), так назы- ваемый СЕНЬОРАЖ.
Он возникает при превышении прироста денежной массы над прирос- том реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен.
В результате этого все экономические агенты платят своеобразный на- лог, и часть их дохода перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.
Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска госзаймов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента, а это ведет к удоро- жанию кредита и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимули- рующий эффект фискальной политики.
Госзаймы менее опасны, чем эмиссия, но они оказывают негативное воздействие на экономику страны еще и тем, что ведут к госдолгу и последую- щему нарастаниюгдоовлых последствий.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – это сумма задолженности по выпущен- ным и непогашенным займам.
Государственный долг – это порождение дефицита бюджета, причины которого связаны:
- со спадом производства;
- ростом предельных издержек;
- необеспеченной эмиссией денег;
- возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса;
- ростом объемов теневой экономики;
- непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Со временем текущие займы превращаются в долги. Для покрытия ста- рых долгов государство прибегает к новым займам.
Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нор- мальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП более чем в 2,5 раза.
Госдолг подразделяется на:
- ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ – величина задолженности своим гражданам и предприятиям, в виде суммы выпущенных и непогашенных годо- вых обязательств;
- ВНЕШНИЙ ДОЛГ – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по
нему государство связано рядом целевых обязательств, а при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами и пла- тить большие проценты.
На январь 2000г. Вместе с процентами внутренний и внешний долг Рос- сии составлял 140 млрд. долл.